За прошедшие 12 месяцев, с мая 2022 года, доля региональных покупателей премиальных и элитных новостроек в Москве выросла в два раза. Если до начала СВО и введения масштабных санкций доля клиентов не из Москвы на первичном рынке столичного жилья составляла 20-25%, то за последующий год этот показатель достиг 50%.
Средний бюджет на приобретение квартиры или апартамента у клиентов из регионов составляет 60 млн рублей. Региональные покупатели также приобретают загородные дома – в этом случае они тратят в среднем 100-200 млн.
Откуда ноги растут?
Коммерческий директор Regions Development Лиля Арцибашева сообщает, что растет доля клиентов из промышленных и металлургических регионов – Курска, Екатеринбурга, Саратова, Липецка. Преимущественно их интересуют квартиры площадью от 45 кв. метров до 99 кв. метров в бюджете от 17 млн до 38 млн рублей, а в среднем – около 24 млн рублей.
Аналитики «Метриум» отмечают, что география «регионалов» стала намного разнообразнее, чем была до 2022 года. Раньше приезжали в основном из регионов, связанных с топливно-энергетическим и сырьевым комплексами, сейчас чаще обращаются покупатели с регионов юга, связанных с сельским хозяйством, пищевой промышленностью и с другим производством (Краснодарский край, Ростовская, Курская, Белгородская, Липецкая, Курская области). Есть покупатели из регионов Поволжья и Урала, а также Дальнего Востока, в том числе из тех краев и областей, которые не относятся к процветающим.
Каковы мотивы?
Коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев считает, что основной мотив крупных региональных покупателей – инвестиционный. Для них московская недвижимость в высоком сегменте рынка – это сохранение капитала, заработанного в регионах в их бизнесе. Они рассчитывают долго владеть этой недвижимостью, часто покупают несколько квартир в том числе для детей.
Директор управления элитной недвижимости компании «Метриум Премиум» Анна Раджабова считает, что причина роста активности «регионалов» – это рост бизнеса, связанного с импортозамещением и госзаказом. Власти стимулировали важные для экономики отрасли кредитами и налоговыми льготами. Именно поэтому мы видим клиентов из самых разных регионов, в том числе из тех, которые никогда не давали столичному рынку заметного числа покупателей с большими бюджетами.
«Регионалы» не только инвестируют, но приобретают жилье в Москве для себя. Некоторые перевозят сюда семьи. Часть покупателей из приграничных регионов руководствуется соображениями безопасности.
Таким образом, ожидавшийся некоторыми аналитиками крах рынка элитного жилья из-за миграции капиталов за границу не состоялся – на место одних покупателей пришли другие.
Источники:
https://stroygaz.ru/news/dwelling/svo-i-sanktsii-s...
Комментарии (0)