В 2022 году в России были утверждены единые стандарты благоустройства территорий. На данный момент регламент носит рекомендательный характер, поэтому застройщики вправе самостоятельно решать, использовать ли нововведения для своих объектов.
Бюро Atlas и Российская гильдия управляющих и девелоперов (РГУД) провели совместное исследование и выяснили, как введение стандартов отразилось на подходах девелоперов к благоустройству территорий.
Результаты опроса
Бюро «Атлас» — консалтинговая компания, специализирующаяся на развитии территорий. Ее основатель — Александра Сытникова, экс-глава управления Генплана Москвы, архитектор, эксперт в области стратегического пространственного развития, которая имеет за плечами множество реализованных проектов по благоустройству городских и сельских территорий.
Atlas под руководством Александры Сытниковой является действительным членом РГУД — ведущего общественного объединения в сфере строительства и девелопмента России и стран СНГ. Организации провели опрос на тему актуальности благоустройства современных жилых комплексов, в котором участвовали крупные компании, работающие на рынке недвижимости, в том числе «Самолет», Time Development, ФСК Family, «Эталон», Dogma, «Садовое кольцо», «Ядро» и другие
Внедряют ли застройщики стандарты благоустройства
По итогам опроса выяснилось, что более половины застройщиков (56% опрошенных) уже используют рекомендованные стандарты благоустройства территорий. Некоторые девелоперы полностью перестроили подход к организации общественных пространств, прилегающих к объектам, основываясь на новых регламентах. Другие компании пока внедряют стандарты в проекты частично.
По-старому продолжают работать 44% застройщиков, каждый раз заново разрабатывая проекты благоустройства без учета опыта эксплуатации территории в готовых объектах.
Влияет ли благоустройство на потребительский спрос
Большинство девелоперов отмечает растущий спрос на новостройки с грамотно продуманной, благоустроенной территорией для комфортной жизни. Такого мнения придерживаются 87% опрошенных.
Многие связывают эту тенденцию с пандемией, переходом на удаленную работу и формированием потребности в многофункциональном и экологичном пространстве с развитой инфраструктурой в пределах придомовой территории.
75% респондентов считают, что наличие благоустроенного двора переходит в разряд определяющих факторов при покупке жилья.
Как меняются затраты девелоперов на благоустройство
Поскольку у покупателей жилья в новостройках формируются новые требования к организации дворовых территорий, в ответ на их запросы застройщики повышают уровень комфорта жилых комплексов, вкладывая дополнительные средства в благоустройство. Рост этой статьи расходов в течение последних 2-3 лет подтвердили 62% застройщиков.
На данный момент 50% респондентов вкладывают в благоустройство дворов от 2 до 10% от общего бюджета. Около 20% застройщиков выделяют на создание комфортного пространства для отдыха и игр с детьми порядка 10-15%. И только треть застройщиков отмечают, что их расходы на организацию дворов не превышают 2% от общего бюджета строительства.
Вторая причина роста затрат связана с введением международных санкций, из-за которых российский рынок покинули ряд производителей. В связи с этим 25% девелоперов столкнулись с проблемами поставок качественного оборудования и материалов, необходимых для благоустройства.
Что такое стандарты благоустройства
Стандарт благоустройства — это документ, в котором содержится руководство по развитию городских территорий. Он предлагает готовый набор решений по созданию комфортной среды, которые актуальны, в том числе, для застройщиков. Они направлены на то, чтобы создать условия для благополучия, развития и социального взаимодействия жителей.
«Вопреки распространенному мнению, что любые регламенты предполагают создание проектов “под копирку”, девелоперы, внедрившие стандарты благоустройства, напротив, получают каталог разнообразных и хорошо сочетающихся между собой решений. Они помогают создавать уютные дворы, которые в течение многих лет выглядят также привлекательно, как на рендерах, не требуют регулярных вложений в ремонт, удобны в эксплуатации», — говорит генеральный директор «Атлас» Александра Сытникова.
Что дает девелоперам использование стандартов
Использование стандартизированных подходов при благоустройстве позволяет застройщикам получить экономическую выгоду.
Стандарты разработаны экспертами с учетом запросов горожан на высокое качество жизни. В них использован как российский, так и зарубежный опыт адаптации территорий к современным социальным, экономическим условиям и интересам жителей. Предложенные решения органично вписываются в концепцию комфортной и безопасной городской среды. Александра Сытникова считает, что при их внедрении дома становятся привлекательнее для покупателей, повышается стоимость жилья и ликвидность недвижимости. Квартиры быстрее продаются, благодаря чему ускоряется окупаемость проекта.
Стандарты позволяют оптимизировать и удешевить процесс разработки проектов благоустройства, поскольку не нужно каждый раз придумывать и согласовывать новые решения. Достаточно адаптировать рекомендации под особенности объекта и окружающей его территории. Кроме этого, эксперты не отрицают, что в ближайшем будущем использование регламентов при благоустройстве дворов будет одним из факторов при принятии решения об инвестициях и проектном финансировании.
Что думают о стандартах эксперты
Генеральный директор бюро Atlas Александра Сытникова отмечает, что покупатели квартир в новостройках стали обращать внимание не только на качество благоустройства, но и на функциональное наполнение территории. Главная тенденция заключается в том, что двор становится центром притяжения для людей разных возрастов, местом, где можно и работать, и отдыхать. Шумные зоны, включая детские и спортивные площадки, переносятся в парки и скверы. На придомовой территории организуется тихое пространство с большим количеством зеленых насаждений, зонами для игр малышей, беседками и другими объектами.
Президент ГК «ЯДРО» Алексей Крюков обращает внимание на то, что одним из ключевых моментов благоустройства является озеленение. При этом, необходимо создавать зеленые дворы с использованием растений, которые адаптированы под местный климат, и не требуют сложного ухода.
Управляющий президент INST GROUP Дмитрий Юдашкин говорит о важности развития спортивной инфраструктуры. Чтобы посещаемость спортивных площадок была высокой, необходимо выделять под них достаточные площади и оснащать современным, качественным и безопасным оборудованием.
Директор по маркетингу и PR Time Development Ирина Морозова упоминает о тренде на экологичность, в связи с которым на первый план выходит использование в проектах по благоустройству натуральных материалов.
Источник — ООО «АТЛАС», Александра Сытникова
Комментарии (0)