Г.А.Соболев.
Средства массового поражения бывают разные — построенные на физических принципах, информационно-психологических, биологических, химических, экономических — моментального или пролонгированного действия. Архитектура и объекты строительства, на которые человечество тратит, по разным подсчётам, от половины до двух третей своих ресурсов, сочетают в себе все качества средств поражения, перечисленные выше.
Воскресенский собор. г.Тутаев (Романов-Борисоглебск). История Вавилонской башни – история неразумности и тщеславия. Фото автора.
Средства массового поражения бывают разные — построенные на физических принципах, информационно-психологических, биологических, химических, экономических — моментального или пролонгированного действия. Архитектура и объекты строительства, на которые человечество тратит, по разным подсчётам, от половины до двух третей своих ресурсов, сочетают в себе все качества средств поражения, перечисленные выше.
Принципы физические
Здание, построенное неправильно в месте с неустойчивыми грунтами, может оказаться непригодным к использованию или обрушиться в процессе эксплуатации.
При неправильном выборе места строительства здание или комплекс зданий может помешать сбалансированному развитию планировочных систем более высокого уровня или, хуже, при разрушении затруднить функционирование городской инфраструктуры. (яркие примеры - это размещение производств без учёта розы ветров и аэрации территории)
Рис.1: фото последствий Сычуанского землетрясения, 2008 г., фото с сайта ВДПО https://вдпо.рф/
- здания и планировочная структура населённых пунктов могут создавать реальные проблемы для эвакуации населения, обороны и контроля территорий;
- непродуманная технология демонтажа здания может создать проблемы по истечении срока его эксплуатации;
Рис. 2: здание на юго-западе, в котором собраны многие ошибки амбициозного и плохо продуманного проектирования и которое никак не может быть сдано в эксплуатацию с начала 1990х годов
- непродуманные функциональные схемы здания могут создавать затруднения в процессе его эксплуатации или в случае необходимости эвакуации пользователей; вести к повышению стоимости эксплуатации, которая обычно за 25 лет должна быть не более стоимости возведения здания;
- физические свойства строительных материалов могут иметь влияние на стоимость и простоту эксплуатации здания, их долговечность.
Одним из способов, которым эти принципы могут быть использованы сознательно против населения – это разрушение или деформация нормативной базы как в строительной, так и в юридической и санитарно-гигиенической сферах, подталкивая системно всех участников проектирования и строительства к сомнительным решениям.
Из того, что можно отметить в текущей ситуации в России это:
- запутывание нормативов СНиП, СП и регламентов с помощью большого количества неувязанных и разбросанных в разных документах поправок, что усложняет принятие решений, а с учётом размеров страны и дефицита специалистов имеет кумулятивный эффект влияния на качество проектов;
- снижение требований к организации путей эвакуации, особенно во многоэтажных зданиях;
- фактически полная отмена требований к расчету зон обрушения зданий;
- уменьшение защитных зон водоёмов;
- создание системы конкурсов, в которых выигрывают не лучшие, а, в первую очередь, более дешевые решения;
- поощрение через рекламу и нормативную документацию использования недолговечных и трудноутилизируемых материалов (ПВХ, ламинат, полимерные утеплители);
- отсутствие оценки или занижение влияния добычи стройматериалов на экологию (опустынивание на местах карьеров добычи нерудных материалов, загрязнение от производства металлов, срок жизни деревянных зданий и сооружений, отделки из дерева меньший, чем срок на восстановление лесов);
- влияние физической массы и объемов зданий в городах на локальный климат за счёт перегрева от солнца летом и увеличенных теплопотерь в холодный период.
Рис.4: карта дождей - потоки горячего воздуха от перегретых высотных зданий по периметру Москвы и покрытия широких дорог разрезают дождевой массив и способствуют задержанию и накоплению дождевой влаги, провоцируя ливневые осадки и грозы. Скриншоты из Яндекс.Погода. Стрелками показаны характерные границы дождевых облаков, который сначала не может преодолеть МКАД, а потом зависают над Москвой и разрываются по границам высотной застройки
Принципы информационно-психологические
Архитектура, как система образов, является мощным долгосрочным инструментом формирования культуры сообществ и государств.
Можно выделить следующие символические аспекты влияния архитектуры:
- масштаб зданий демонстрируют организационные возможности обществ и государств собрать в одном месте большое количество людей и техники для решения задачи (Египетские пирамиды — демонстрация власти фараона; небоскрёб - возможности финансового капитала; ДнепроГЭС, Волжский тракторный завод - возможности СССР).
- сложность и многодельность архитектурных деталей или их сверхточность демонстрируют высокий уровень мастерства/образования/технологий/эстетики, несут зашифрованную систему визуальных символов, мифологию (архитектура и барельефы Парфенона, индийские храмы-скульптуры, Ангкор-Ват, Собор Святой Софии в Константинополе, Нотр-Дам-де-Пари, итальянский модернизм периода Муссолини, послевоенные здания на Крещатике в Киеве, станции московского метрополитена
С другой стороны через внедрение эстетики иных культур может происходить изменение культурного кода целых государств (мавританское влияние в Испании, перестройка целых городов при Екатерине Великой по европейским геометричным шаблонам вместо средневековых, построенных на базе переработанных византийских кормчих книг; шведская архитектура в Прибалтике, архитектура деловых центров во всём мире как продолжение эстетики американских корпораций), готические соборы как образы католической церкви.
Рис.5: готические храмы привлекают не только верующих католиков, но и просто туристов, а их конструкции и акустика сохраняют своё звучание уже сотни лет, превращая архитектуру в инструмент культуры, храм монастыря Мон-Сен-Мишель. Франция. Фото К.Липатов
Рис.6: Георгиевский собор в Юрьев-Польском, детали орнамента позволяют разглядывать и разгадывать их смысл уже почти 800 лет
Рис.7: план Костромы. На плане комиссии Бецкова видна старая средневековая структура улиц города, которая формировалась среди других правил и «правом на вид»
Планировочные решения зданий и городов отражают и формируют систему общественных отношений:
- немецкий офис — коридорный с кабинетами/ американский — открытый тип офиса для контроля за сотрудниками;
- русская изба - с общим жилым пространством для экономии тепла/ английский дом - с отдельными комнатками размером на одну кровать в условиях теплого климата;
- маленькие частные магазины и мастерские в жилых домах / торговые центры-города в огромных зданиях;
- монотонная стерильная среда типовых районов, вызывающая депрессии и агрессию / уютные разномасштабные деталированные исторические города.
Рис.8: Несмотря на множество исследований о деформирующем воздействии на психику и здоровье людей и социум многоэтажной плотной застройки, она продолжается, и Москва задаёт тон другим городам. Разбирать эти конструкции придётся и будет это очень дорого, также как высока стоимость их эксплуатация по многим причинам, а эвакуация в случае ЧС затруднена. Фото автора
Рис. 9: Торговый центр Авиапарк, вид на крытую галерею комплекса, занимающего более 7 га. Полностью искусственная среда, основная цель которой - задержать пришедшего, так как это провоцирует немотивированные покупки. Доминирование латиницы в названиях, фаст-фуд, яркая подсветка товаров, отделка типовыми для всего мира материалами - всё служит отрыву от реальности места и региональной культуры. Фото автора
- изменение характера деталей исторической местной архитектуры через внедрение новых материалов, пропорций, типов отделки (точная геометрия деталей зданий вместо более свободной геометрии - боярские палаты/ампирный дворец; бревна разной толщины/брус или оцилиндрованное бревно; замена сложных по геометрии куполов исторических храмов на типовые сферические с навершием для креста; естественно стареющие натуральные материалы - новые "вечно новые" и т.д.
Рис. 10. Торговая улица Ростова Великого. Машины на улицах вместо лошадей с телегами. Яркая современная зелёного цвета кровля и ярко-жёлтый свежепокрашенный старый фасад разрывают единство исторической перспективы. Туристы и сувенирные магазины вытесняют местных жителей и обычные бытовые магазины. Джентрификация исторического центра и деградация многоэтажного жилого фонда на периферии идёт полным ходом, демонстрируя продолжающиеся процессы социального расслоения.
Рис. 11. Улица в Рыбинске. Процесс джентрификации почти завершён. Ночью исторический центр пустует. Жители Рыбинска приезжают в исторический центр как туристы (как и в Москве, в которой в пределах Садового кольца живёт около 300 тысяч человек)
Рис. 12. Образ города в храме Борисоглебской стороны Тутаева. Град Небесный из Библии служил прототипом для многих городов средневековья.
Медленный, но имеющий долгосрочный эффект для разрушения основ культурной парадигмы государства и нации, процесс подмены или замены ключевых образов, ассоциирующихся с местными традициями, ведёт к возникновению «пиджин-архитектуры» (по аналогии с языком), как образу, утверждающему доминирование внешней/инвазивной культуры.
В продвижении этих методов «культурной» агрессии в современном мире основную роль играют средства массовой информации. Показателен термин «евроремонт» как некий знак качества, хотя когда он появился, то с помощью этого термина рекламировали материалы не имеющие особой ценности в европейских странах (ламинат, модульные подвесные потолки) и которые давно производились в СССР (например, гипсокартон в России производили с 1930х годов), а использование пластиков в отделке было почти полностью запрещено после пожара с большим количеством жертв в гостинице «Россия» в Москве в 1977 году.
Рис.13: фото последствий пожара в гостинице Россия, снесённой для устройства парка Зарядье. В отделке помещений и путей эвакуации были применены модные полимерные материалы, выделяющие при горении яды и распространяющие горение
Образы интерьеров и городов в рекламе продуктов питания, косметики, одежды, которые являются как бы фоном для продвигаемого продукта, формируют привлекательные образы иной культуры, включая сюда и мимику, и жестикуляцию, и способ поведения людей в пространстве, отделку и мебель в их домах. О скрытых смыслах в рекламе писал Ролан Барт в работе «Мифологии» ещё в 1954-56 годах.
Конечно же, большую роль играет архитектурное образование, в которое уже с 60х годов активно вводится методика разработки проектов по образцам из иностранных журналов, что заведомо закладывает вторичность образов и отставание от современных тенденций на 20-25 лет (время от начала обучения студента до его выхода на уровень самостоятельного строящего мастера).
И если сталинская академическая архитектура перерабатывала классические образцы Древней Греции и Рима, давно ставшие общим достоянием мировой архитектуры, то архитектурное образование позднего СССР и постперестроечной России становятся вторичными и в образах, и в технологиях, а редкие попытки создания региональной архитектуры встречают сопротивление или безразличие как на уровне застройщиков, так и на уровне масс-медиа. Пожалуй, здесь исключением является архитектура новых храмов, хотя и в этом направлении есть тенденции к «модернизации» без литургической необходимости.
Снижение статуса и ограничение прав архитектора, в том числе, главного архитектора города, как специалиста, отвечающего за эстетику и функциональность целого, в угоду финансовым, в первую очередь, интересам застройщиков в сочетании с личными амбициями некоторых архитекторов, создаёт долгосрочные «мины-закладки» в культурном поле России.
Экономический фактор
Неверное планирование, амбициозные устремления в строительстве и архитектуре без учета их последствий ведут к неэффективным затратам на всех этапах существования архитектурных объектов: от этапа проектирования и строительства до этапа эксплуатации и сноса. И, ввиду упомянутых в самом начале масштабов затрат, могут вести к экономическим кризисам и даже к деградации целых государств. Ярким примером может служить недавний экономический кризис 2008 года, одной из главных причин которого стали манипуляции с ипотекой в американских банках. Поощрение бездумных трат на гигантизм и избыточные элементы (к примеру, сложные инженерные системы ОВ вместо грамотного расчета естественной вентиляции) в архитектуре часто ведут к неразумному распределению ресурсов.
Например, системы вентилируемых фасадов с утеплителями из минеральной ваты требуют перелицовки каждые 25 лет в европейском теплом климате, а в российских условиях потеря свойств утеплителя происходит ещё быстрее из-за частых переходов температур воздуха через отметку замерзания воды. Все высотные здания в нашем климате заведомо неэффективны из-за увеличенного соотношения площади фасадов к объёму здания, трубуют усложнения и удорожания эксплуатации инженерных систем. В отличие от 5ти этажных панельных зданий, современные жилые высотки будет сложно и дорого ремонтировать, и демонтировать.
Промышленные здания из сэндвич-панелей и металлокаркаса заведомо имеют малый жизненный цикл в отличие от советских промышленных железобетонных конструкций.
Использование навесных стен на новых станциях метро и транспортных сооружениях создаёт множество пустот для грызунов и насекомых, которые могут повреждать проводку, а также разносить инфекции, а керамогранит и металл в отделке притягивают пыль, в отличие от мрамора, имеющего антистатические свойства. А это ведёт к усложнению и удорожанию эксплуатации, и ухудшению гигиены пространств с большим транзитом людей.
Концентрация населения в больших городах ведёт к деформации экономической географии страны, разрыву в уровне жизни и обеспеченности инфраструктурой разных регионов и, в итоге, к обезлюживанию и потере контроля над огромными пространствами нашей Родины. В 2015 году урбанизация в России достигло 83%. В 1913 году сельское население Российской империи составляло более 85%.
Принципы биологические (включая экологические)
- всё большее отдаление культуры жителей городов от понимания природных циклов и взаимосвязей ведёт к игнорированию реальных проблем экологии вне городских пространств, потере навыков жизни в природной среде;
- интенсивное строительство вместо поддержания старых зданий, тенденция к созданию искусственной среды обитания вместо встраивания в природные экосистемы имеют длительные последствия;
- разрушение природной среды при добыче и утилизации материалов для строительства, в первую очередь из невозобновляемых материалов.
Рис.14: Схема выделяемых под песчаные карьеры участков в Ярославской области, это наиболее чистая и нетронутая зона между Москвой и Ярославлем. Песок нужен для строительства, а проекты устойчивой архитектуры городов на фоне наносимого, в далёких от гуляющих в ТЦ потребителей местах, вреда выглядят убедительно только в отчетах стройкомплекса и кредитующих девелоперов банков.
- нарушение экологических связей в биотопах за счёт изъятия территорий под строительство, нарушение воздушных/водных потоков за счет высоты зданий / глубины фундаментов, ведущие к изменению микроклиматических условий, маршрутов миграций животных, переноса семян растений;
- внедрение чужих инвазивных видов растений, а с ними насекомых и микроорганизмов при благоустройстве территорий. Борщевик у всех на слуху, но есть ещё золотарник канадский - сильный аллерген, клён ясенелистный, чужеродные нашей экосистеме насекомые, простейшие, грибы и бактерии.
- непродуманные системы вентиляции, аэрации, инсоляции могут вести к повышению агрессивности микрофлоры, снижению иммунитета жителей и пользователей зданий.
Химическое воздействие
- Вещества, содержащиеся в строительных материалах и выделяющиеся из них в процессе старения и эксплуатации, могут иметь накопительный эффект, повышающий риски для здоровья.
- Продукты горения при пожарах в зданиях, а также на мусорных полигонах, куда вывозятся отходы строительства и демонтажа зданий, могут наносить вред здоровью людей, а также загрязнять окружающую среду.
При взгляде на то, что происходит в архитектуре и строительстве в России, складывается впечатление, что все описанные методы массового поражения активно применяются. При этом, в большей своей части, это является результатом доминирования экономических мотивов личного обогащения и бездумной конкуренции, внедрённых в культурный код общества, работающих и самовоспроизводящихся уже без внешнего управления. Вместо совместного планирования для всей страны поощряется конкуренция городов и регионов между собой, при этом стартовые позиции и природные условия заведомо неравны, что, в итоге, ведёт к диспропорциям территориального развития.
Архитектура может «поражать» и позитивно, создавая сильнейшие образы, действующие очень долгое время, при этом не будучи «грандиозной». Храм Покрова на Нерли - сильное, но очень камерное, даже «интимное» произведение зодчества, также как и сад камней Рёандзи, храм Весты в Риме, Темпьетто Браманте или сгоревший деревянный храм в Кондопоге.
Рис. 15: камерный храм Покрова-на-Нерли стал узнаваемым символом России
Рис. 16: японский сад камней храма Рёандзи – один из самых известных в мире. Фото с сайта www.connect.eyrc.com.
Рис.17: Храм Весты в Риме. Небольшой древнеримский храм-ротонда сохранился частично, но до сих пор служит образцом для архитекторов-классиков. Фото с сайта www.putidorogi-nn.ru
Рис. 18: Темпьетто в Риме. Был создан под влиянием архитектуры древних римских храмов-ротонд. Архитектор Донато Браманте. Фото с сайта www.rometm.com
Рис. 19: Успенская церковь в селе Кондопога. Успенскую церковь возвели в 1774 году на берегу Онежского озера в память о крестьянах, погибших во время Кижского восстания 1769–1771 годов. Сгорела в 2018 году.
Рис.20: Дом Шрёдер архитектора Геррита Ритвельда в Утрехте по-прежнему оказывает влияние на современную архитекторов и стал "классикой" модернизма. Фото с сайта www.hiperbole.es
Интересно, что практически все ключевые для современной архитектуры здания - декларации стиля - были сооружениями небольшого размера.
Россия, в которой, пожалуй, именно деревянная архитектура является наиболее автохтонным явлением, потеряла много зданий и исторических городских деревянных комплексов в результате революции, двух войн и пренебрежения к её «крестьянскому» характеру в результате смены культурных ориентиров и «элит» страны.
Фактически, последние 30 лет в России мы видим подражательный характер архитектурных образов, имеющих в качестве прототипов или исторические здания разных стран и периодов (включая русские) или образцы современной «корпоративной» модернистской/постмодернистской/метамодернистской архитектуры, а в худшем варианте – просто продукт строительной индустрии и «модных» технологий.
Каждые выходные исторический центр Москвы заполняется жителями её окраин, приезжающими погулять, посидеть в кафе, посмотреть на исторические здания.
Рис. 21: Когда россияне едут за рубеж, то редко кто ставит своей целью посетить с экскурсией панельные районы Марселя. Фото с панорамы карт Гугл.
Рис. 22: или районы социальных многоэтажек Нью-Йорка. Фото с сайта www.thesource.com
Я ни разу не слышал об организации массовых турпоездок в районы реновации или коттеджных подмосковных посёлков, но Суздаль, с его малоэтажной застройкой и природным ландшафтом, посещает около 3 миллионов человек в год. А когда-то в нём просто жили люди, и это была обычная городская среда, как и во многих других малых городах России.
То, что происходит на территории нашей страны в строительстве, будет иметь серьёзное влияние на все области жизни общества десятки лет в будущем, и не может быть решено только принятием новых норм и правил.
Комментарии (0)