Об уникальной машине для демонтажа — из уст создателей импортозамещающего оборудования Росатома.
«Росатом» на Дне демонтажника 2024 представил алмазную канатную пилу мощностью 20 кВт — уникальное оборудование для демонтажа промышленных объектов, которое является гордостью российской науки и образцом успешного импортозамещения.
Нашумевшей и долгожданной новинке посвящён наш материал, в котором мы постараемся раскрыть секреты машины, которая ускоряет и облегчает работу по выводу из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов (ЯРОО), по демонтажу и разборке зданий, сооружений, ёмкостных аппаратов и оборудования.
Алмазная канатная пила способна резать бетон со скоростью до 9 м2 в час, а сталь - до 100 см2 в минуту.
Руководитель проекта «Алмазные канатные пилы» АО «ТВЭЛ» Ринат Шайхутдинов отметил, что ключевым преимуществом инновационного продукта является его способность производить фрагментацию больших площадей и любых конфигураций железобетонных и стальных конструкций. Другие особенности продукции и взгляд на её будущее эксперт раскрыл для «Строительного эксперта» в ходе эксклюзивного интервью.
Мы наблюдаем ажиотаж вокруг нового продукта Росатома. Алмазная канатная машина вызывает у посетителей живейший интерес, всё время подходят люди, кажется, продукт уже набирает популярность.
– Мы тоже приятно удивлены вниманием к новому оборудованию со стороны демонтажных организаций. Специалисты безостановочно подходят к стенду, задают конкретные вопросы. Мы ценим заинтересованность в нашем продукте и особенно рады вопросам о дате выхода продукта на рынок (уже не в виде образца, а в серийном производстве).
В процессе вывода из эксплуатации ЯРОО возникает необходимость выполнения работ по резке (демонтажу и фрагментации) бетона и камня, кирпича, стали, ёмкостных аппаратов, загрязненного оборудования, когда требуется срезать большой объём материала. Как правило, канатные алмазные машины производятся за рубежом, наш продукт – инновационный и уникальный для России.
С чем при реализации программы импортозамещения был связан акцент именно на алмазные канатные пилы, ведь можно было выбрать другие направления?
– На российском рынке реализованы проекты как по пневмоэлектрическому, так и гидравлическому оборудованию для канатной резки, но в наших проектах по выводу из эксплуатации применяется именно пневмоэлектрическое оборудование.
Что важно для Росатома? Производительность, качество и безопасность. Всем трём основным параметрам и соответствует оборудование, импортозамещением которого мы занялись в связи с ситуацией на рынке, в стране. Производитель канатного оборудования, продукцией которого мы пользовались долгое время, ушёл с рынка Российской Федерации.
При этом работы не остановились, и мы как компания-интегратор Госкорпорации «Росатом» по выводу из эксплуатации ядерно и радиационо опасных объектов были заинтересованы в подобном оборудовании для наших внутренних работ.
Какие задачи изначально стояли при запуске проекта импортозамещения, и изменились ли они в процессе работы?
– Мы изначально планировали, что создаваемое демонтажное оборудование будет использоваться для работы по выводу из эксплуатации в рамках проектов Росатома. Однако в процессе создания продукции мы увидели заинтересованность в ней со стороны также демонтажных и строительных организаций, и стали расширять задачи по импортозамещению.
В работе над проектом мы привлекли заинтересованные компании демонтажной отрасли (РБМ, Даймондтек-Констракшн, Ремонтно-строительная группа), приглашали их к себе на этапе испытаний, вовлекали в производство, и специалисты предлагали идеи по доработке и достижению удобства для операторов. Эти идеи мы брали на вооружение и реализовывали.
Сейчас партнёры испытывают удовлетворение, видя свои пожелания уже в готовом продукте, и дают полную благодарности обратную связь. Это повышает желание не только видеть продукт и работать над ним, но и владеть.
Каковы отзывы от применения алмазной канатной пилы со стороны специалистов Росатома, которые применяют это оборудование?
– Продукция ещё не применяется непосредственно на объектах. Пока идёт научно-исследовательская работа, результатом которой станет рабочая конструкторская документация для производства демонтажных машин.
Однако у нас получено два опытных образца, поэтому первые отзывы связаны с испытаниями, на которые приезжали операторы. Партнёры отметили высокий уровень производительности, прочности, ремонтопригодности данной установки. Когда мы предоставили им возможность самостоятельно управлять установкой, они высоко оценили удобство управления, регулировки рабочих параметров и достаточность индикации.
Результат говорит сам за себя — алмазная канатная пила уже закладывается в будущие проекты Росатома для работ по выводу из эксплуатации. Это значит, что продукция получила одобрение экспертов-проектировщиков, которые увидели очень серьёзные плюсы от использования этого оборудования. Импортозамещённый продукт в полтора раза по производительности превзошёл зарубежный аналог, на основе которого строился, и преимущества подтвердились в результате сравнительных испытаний как для работ по выводу объектов из эксплуатации, так и для демонтажной отрасли.
Сейчас практически невозможно даже по параллельному импорту доставить зарубежное оборудование на российский рынок. Алмазная канатная пила Росатома — это больше, чем альтернатива зарубежной продукции, которая заложена в проектах и сегодня недоступна российским покупателям. Это уже готовое решение, которое проектировщики охотно закладывают в свои проекты.
Важно подчеркнуть ещё одно обстоятельство — вы занимаетесь не только производством оборудования, которое выглядит очень удобным и компактным, но также предлагаете сервисное обслуживание и гарантию.
– Да, абсолютно верно. Наше оборудование в наличии, оно имеет сервис, но потребители замечают, что нужно время, чтобы алмазная канатная пила зарекомендовала себя. Чтобы покупатели не переживали, что новый продукт может не заработать или сломаться в процессе эксплуатации, мы предлагаем как минимум год гарантии на пилу (гарантию можно продлить при определённых условиях).
Это, наверное, главное преимущество нашей продукции относительно зарубежных коллег, которые уже не могут по определенным причинам предложить ни сервис, ни гарантию российским компаниям.
Производительность вашего инновационного оборудования – это, безусловно, важнейший фактор выбора демонтажного оборудования. Но я полагаю, что российская научная мысль предложила российским компаниям и другие важные разработки, востребованные рынком?
– Вы правы. Мы внедрили достаточно много инноваций, полезных для потребителей, которые, на первый взгляд, могут показаться незначительными, но когда они складываются в единое целое, дают существенное преимущество перед зарубежными аналогами.
Один из примеров – это подогрев пульта. У зарубежных образцов такого не было в принципе, это наше решение для зимы. Ранее операторы вынуждены были дополнительно к канатной машине подвозить тепловые пушки, чтобы прогревать оборудование, электрику. У нас предусмотрен встроенный электрический подогрев пульта с вентилятором, который включается нажатием на кнопку по типу того, как функция подогрева руля и сидений в автомобилях.
Мы избавляем покупателей от потери времени на дополнительный прогрев и от необходимости подвоза дополнительного оборудования. Отсутствие конденсата при подогреве пульта убирает риск оседания влаги на электрических микросхемах, что оберегает электрику и повышает безопасность машин.
Разработанная нами установка для канатной резки более удобна в работе для операторов, ремонтопригодна (в составе изделия используются легкодоступные для покупки компоненты).
Какие ниши вы планируете занять в ходе импортозамещения, в первую очередь?
– Основная целевая ниша для наших алмазных канатных машин – это работа по выводу из объектов из эксплуатации, то, для чего и разрабатывалось наше оборудование, и где оно будет применяться Росатомом. Второе направление – это применение пилы в демонтаже.
Программа импортозамещения в целом, тем более если мы говорим о международных проектах Росатома, непосредственно связана с экспортным продвижением. Вы планируете экспортировать алмазную канатную пилу?
– В экспорте оборудования есть свои нюансы, но, конечно, мы рассматриваем продвижение продукции как на российском рынке, так и за рубежом.
Мы провели презентацию канатной пилы для зарубежных партнёров Росатома и выяснили, что у них есть заинтересованность в нашем оборудовании. Для ряда проектов, где может быть задействована продукция, у нас уже поступили запросы на подробные технические характеристики.
Насколько интересна стоимость эксплуатации российского оборудования, это будет выгодно с точки зрения соотношения цены и качества?
– Да. Мы рассчитывали стоимость владения алмазной канатной пилы, которая включает в себя покупку и полное обслуживание на горизонте 3-4 лет, и проводили сравнительный анализ с зарубежными аналогами. Оказалось, что российский продукт сегодня более чем в полтора раза выгоднее по стоимости владения.
Директора предприятий демонтажной отрасли, для которых стоимость владения — это одна из важнейших характеристик наряду с производительностью, которая на 50-100% выше аналогов, уже оценили эти преимущества.
Каковы планы по дальнейшему развитию проекта?
– Мы планируем заниматься производством оборудования не только собственными силами, но и рассматриваем возможность коллаборации. У нас есть интеллектуальная собственность, которую мы можем реализовать – предложить российским партнёрам на основе нашей рабочей конструкторской документации заниматься производством алмазных канатных пил, например, на основе франчайзинга. Такие организации выступят в роли и производителей, и дистрибьюторов нашей продукции.
Ощущаете ли Вы удовлетворение от проекта? Всё ли Вам удалось?
– Да, мы полностью удовлетворены полученным результатом. Команда проекта справилась с амбициозной задачей с соблюдением сроков, которые были достаточно сжатыми.
Буквально за год мы сконструировали, произвели и испытали инновационный продукт, добились результата в виде рабочей конструкторской документации и готовых опытных образцов. Этим мы доказали полную состоятельность российских разработчиков, российской науки, и то, что неразрешимых задач и проектов для России нет.
Беседу вела Наталия Гопаненко
Комментарии (0)