АПП или СБС: как улучшить традиционный битум

Подпишитесь на канал

Битум известен человеку с доисторических времен и до сих пор остается популярным строительным материалом. Новые технологии позволили усовершенствовать его состав и повысить эффективность применения, в том числе при решении различных гидроизоляционных задач. Добавив в рецептуру тот или иной модификатор, можно придать покрытию необходимые свойства и получить результат, о котором древние строители могли только мечтать.


93c1820ff6d5de94bdeca5a188e6318d.jpg

Битум – от древности до наших дней

Природные битумы использовались в строительстве еще на заре цивилизации. Пять тысяч лет назад в Древнем Египте амбары для хранения зерна покрывали изнутри асфальтом, а в Вавилоне с его помощью скрепляли каменные стены. «Горная смола» (именно так переводится «bitumen» с латинского) помогла возвести первые участки Великой Китайской стены. Отличные адгезионные и водоотталкивающие свойства делали ее незаменимой при строительстве зданий, крепостей, водопроводных каналов, туннелей и первых дорог.

В 18-19 вв. в Западной Европе начинают широко применять битум при устройстве полов, тротуаров и гидроизоляции. С середины 19 века асфальтом стали покрывать дороги в Англии, Франции, Швейцарии, США. В Российской империи первые асфальтированные тротуары появились в 1866 году в Петербурге, а затем и во многих других городах страны. Эпоха автомобилей дала старт бурному развитию нефтяной промышленности. Для строительства дорог стали использовать искусственные битумы, полученные при переработке нефти. Они и сегодня остаются одним из наиболее востребованных решений в дорожном хозяйстве.

Широко используются материалы на основе битума и при гидроизоляции строительных конструкций – прежде всего, плоской кровли и фундамента. Эти элементы здания испытывают высокую механическую нагрузку, подвергаются воздействию осадков, перепадов температур, влажности, поэтому нуждаются в надежной износостойкой защите. 

7835ee439423dc7e6d7ded50fba63d4c.jpg

А можно добавки?

Интересно, что сам по себе битум – довольно хрупкий и недолговечный материал, но, если его модифицировать, он приобретает уникальные физико-механические характеристики. Другими словами, добавив в традиционный состав определенные вещества, можно значительно улучшить прочность, стойкость покрытия, адгезию к различным поверхностям и т.д.

Есть несколько способов «прокачать» классический битум, наиболее распространенные из них –окисление, СБС- и АПП-модификация.

● Окисление

Процесс считается довольно длительным и сложным, требующим немалых затрат и специального оборудования. Смесь разогревают до высокой температуры и обогащают молекулами кислорода. Такое воздействие позволяет увеличить теплостойкость готового материала до +120 градусов, улучшить жесткость покрытия, исключить образование вздутий и трещин.

Однако у окисленного битума есть и ряд минусов. Он плохо переносит низкие температуры – твердеет, становится слишком жестким и неподвижным. Поэтому для монтажа в зимний период такой материал не подходит. К тому же материал получается довольно хрупкий и неэеластичный, что осложняет работу с ним – особенно в холодное время года, когда один неверный шаг может легко повредить покрытие.

Наконец, недостатком окисленного битума является его высокая себестоимость, которая далеко не всегда окупается. Все вышесказанное накладывает серьезные ограничения на использование данного продукта. Выбирать его имеет смысл разве что в регионах с умеренным климатом, где не бывает больших перепадов температур и частых морозов.

● АПП-модификация

Технология с применением атактического или изотактического полипропилена (АПП) была придумана в 1960-х годах в Италии. Такой модификатор имеет очень высокую температуру плавления, поэтому обеспечивает покрытию максимальную теплостойкость – оно легко выдерживает нагревание до +140 градусов и не «течет» даже на сильном солнце. Полученные свойства позволяют эффективно эксплуатировать материал в районах с жарким климатом.

 0033b647c2c2ee4dce35f09037fa50ce.jpg

Испытания показали, что добавление данного полимера к битуму значительно повышает пластичность смеси, а уровень растяжения на разрыв увеличивается на 50%. Гидроизоляция, в составе которой есть АПП, гарантирует хорошее сцепление с основанием, не трескается, служит намного дольше обычного битума и гораздо лучше противостоит негативным факторам внешней среды.

● СБС-модификация

Другой способ улучшения битума – введение в его состав стирол-бутадиен-стирола, больше известного как искусственный каучук. Полученный материал хорошо выдерживает разброс температур и обретает повышенную морозостойкость, сохраняя эластичность даже при -30°C. Благодаря этим свойствам можно выполнять монтаж покрытия в любое время года, что очень удобно для регионов с холодным климатом. Термостойкость СБС-битума при этом также возрастает, хотя она и ниже, чем у АПП. Материалы, в рецептуре которых присутствует искусственный каучук, обладают отличной адгезией, высокой прочностью и сопротивляемостью к нагрузкам, а главное – прекрасной гибкостью в самых сложных условиях.

Выбор – есть!

Каждый вид модификации битума имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Однако практика показала, что добавление качественных полимеров в вяжущее позволяет улучшить эластичность, гибкость, устойчивость и другие важные характеристики материала.

 8af3a4e2a31062738596eb721aefb118.jpg

А это залог надежной и многолетней службы конструкции, следовательно – экономия средств заказчика. Сегодня, когда требования к качеству строительства растут, отрасль особенно нуждается в инновационных продуктах, созданных с применением передовых технологий.

На российском рынке представлен широкий выбор продуктов для гидроизоляции, в том числе с использованием полимеров АПП и СБС. Это значит, что у подрядчика всегда есть возможность выбрать подходящее решение, в зависимости от условий эксплуатации покрытия, нагрузок, особенностей климата и, конечно, своих личных предпочтений. 

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!