С 26 декабря Министерство экономического развития РФ (МЭР) объявило новый конкурс по программе льготного кредитования проектов в туризме - в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
МЭР в связи с этой новостью подводит промежуточные итоги реализации программы и сообщает, что в настоящее время в рамках программы льготного кредитования уже реализуются 239 проектов с общим объемом инвестиций порядка 1,2 трлн рублей. 218 из этих проектов по строительству гостиниц суммарно дадут отрасли 51,3 тыс. номеров, а также
- 9 аквапарков
- 3 круглогодичных парка развлечений
- 9 горнолыжных комплексов.
Прием заявок продлится до 3 марта 2025 года.
Это мера государственной поддержки известна бизнесу как «работа по постановлению № 141». Официальное название документа – постановление Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2021 года № 141 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации».
Тем, кто в отрасли не
первый день, этот документ известен, как правовое снование одной базовых мер
поддержки отельеров.
В этот раз программа претерпела некоторые изменения. В целом они, как и ранее, направлены,
прежде всего, на поддержку развития туристической инфраструктуры крупных
проектов – горнолыжных курортов; гостиниц; создание нового номерного фонда, круглогодичных
парков и аквапарков.
Сама система поддержки, нацеленная на строительство новых капитальных объектов, запускает новый долгосрочный инвестиционный цикл и даёт импульс и к развитию смежных отраслей. Прежде всего, это строительство «тяжёлой» инфраструктуры, обновление уже существующего номерного фонда в отелях. Как следствие, запускается и развитие ресторанного бизнеса, перевозок, а также появятся много других направлений – прежде всего в сегменте малого бизнеса.
Горнолыжный туризм
Эксперты туристической отрасли понимают, что в России с развитием горнолыжного дела ситуация находятся на этапе большого становления. У нас в стране действует в целом около 400 горнолыжных курортов разного уровня, из около 15 – достаточно крупных, принимающих большой поток, и по сути развивающихся сейчас в кластеры. Но этого недостаточно для удовлетворения спроса. Дефицит сейчас спровоцировал скачок цен на путевки в сезон. Потенциал развития горнолыжного отдыха очевиден, но требуется строительство современных трасс, размещения, сопутствующей инфраструктуры, повышение транспортно-логистической связанности регионов.
Несмотря на то, что работающие горнолыжные курорты перегружены и логистика не всегда для туристов удобна, этот вид отдыха крайне популярен и спрос на него растет и будет расти дальше.
В России действительно благоприятные и разнообразные природные условия для развития внутреннего горнолыжного туризма. Запуск мерами государственной поддержки однозначно стимулируют экономические и строительные процессы.
Новое в программе В этот раз Министерством экономического развития РФ улучшены условия участия предпринимателей в программе льготного кредитования по количеству номеров в гостинице – теперь разрешено заявляться с номерным фондом до 120 единиц, а это открывает возможности для появления в отрасли новых игроков.
Есть
сильные послабления для тех, кто будет делать гостиницы в объектах культурного
наследия, вовлекая последние в туристический оборот. Для таких объектов снижено
до 15 минимальное количество номеров, а минимальная площадь допустима от 500
квадратных метров.
Инфраструктура автотуризма
Новым в программе является
и возможность строительства в составе единого инвестиционного проекта более
двух гостиниц категории от трех звезд с общим номерным фондом от 120 номеров – при
условии, что такие отели будут размещены вдоль автомобильных дорог.
Такие объекты могут быть частью многофункциональных зон дорожного сервиса. Мера
точно поможет начать формирование в России инфраструктуры для комфортных
автопутешествий, интерес к которым проявляет каждый второй россиянин («не
ездил, но хотел бы» – 48%).
По данным ВЦИОМ, туристические поездки по стране на своем или арендованном автомобиле в течение последнего года совершали треть наших сограждан (32%).
В подавляющем большинстве случаев это были мини-поездки продолжительностью не больше недели (81% от числа автопутешественников): около половины ездили на один-три дня (51%), еще 30% на четыре-семь дней. Оставшиеся 19% отважились на более длительные поездки. Что касается дальности поездок, то 45% наслаждались красотами России в радиусе 500 км от дома (45%), преодолевали эту дистанцию более половины опрошенных, имеющих опыт автопутешествий (55%).
Уже только по описанному выше можем говорить, что государство предоставило очередной коридор возможностей, которые получает предприниматель. Однозначно, появятся новые объекты, которые развиваются и строятся, благодаря данной мере поддержки в сегодняшних условиях ограниченных возможностей прямого кредитования в сложной экономической ситуации.
Региональная туристическая повестка
В комплексе сегодняшние меры государства по поддержке туристической отрасли с исторической точки зрения можно назвать беспрецедентными. Некоторые носят локальный характер, но это тоже будущие возможности для бизнеса. Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Оренбургская, Калининградская и Тверская области распоряжением правительства от 19 декабря 2024 года № 3866-р получили дополнительное финансирование общим объемом 1,8 млрд рулей на создание инфраструктуры для развития туристических кластеров.
Субъекты потратят эти средства на конкретные инфраструктурные объекты в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Так, в Оренбургской области строят очистные сооружения с Соль-Илецке; в Калининградской области появится велодорожка вдоль Балтийского побережья – от Куршской косы до Балтийской косы; автомобильная дорога Гузерипль – плато Лагонаки, рбъекты водоснабжения и водоотведения будут построены в Адыгее; объекты транспортной и инженерной инфраструктуры Дукка – Пхия – Кислые источники возведут в Карачаево-Черкесской Республике возведут; в Тверской области планируют построить объекты электросетевого хозяйства.
Тренд 2025 года – конкуренция за туристов между регионами
Это только пять регионов – самый актуальный пример декабря 2024 года заявивших о себе, кто смог получить дотации из федерального бюджета. С учетом запроса наших граждан на поездки по стране (более того, говорим о моде на такие путешествия), мы можем предполагать, что регионов таких будет все больше, потому что наш турист стал обращать внимание на качественную внутреннюю туристическую среду – сервис, благоустройство территорий, логистику и так далее. В 2025 году, думаю, мы заметим тенденцию появления конкуренции между субъектами за туриста. И это очень хороший тренд для внутреннего туризма.
Комментарии (0)