Мастерское планирование

Подпишитесь на канал

Автор: Ненарокова М. В.

Если произнести фразу «лунная ночь», то в голове у каждого слушающего нарисуется своя картинка. И вряд ли даже у близких людей она будет одинаковой. Вот то же самое произошло с понятием «мастер-план». В свое время его активно внедрили в деловой оборот как архитекторы, так и представители корпораций и структур, в том числе имеющих целью развитие туристических территорий.

bf94e4c45aaffef3d80ec808dd776614.jpg

При этом по анализу статей, выступлений и прочей информации становилось понятно, что за этими словами стоит некая современная, передовая, красивая, но совершенно недетализированная концепция развития и зонирования территории будущего курорта или объекта. И у каждого – своя, как в случае с «лунной ночью».

Дальше – больше. Молодые архитекторы, научившиеся за границей делать красивые рендеры, убедили своих заказчиков, что мастер-план – это план застройки и освоения конкретного объекта. По сути, подменили модным словом обычную архитектурно-планировочную концепцию проекта.

При этом обременять такую (порой фантазийную) идею правовым обоснованием, опорой на территориальное деление и градостроительные регламенты означало бы введение заказчика в состояние осознания реальности со всеми ее сроками.

А уж если рассказать про сложности внесения изменений в документацию территориального планирования, то тут любой «молодой инвестор» сбежит.

В итоге путаницы в информационном поле стало еще больше, а инвесторы, пришедшие во внутренний туризм, куда потекли частные и государственные деньги, получили в виде фундамента бизнеса сказки про обманчивую легкость создания курортов, отелей, гостиниц и турбаз. Отдельной сектой адептов «Окупаемости объекта за три года» стали глэмпинги, в основе которых в большинстве своем лежало и лежит нецелевое землепользование и элементарно ошибочные экономические расчеты.

Но вернемся к мастер-планам и развитию территорий. Понятия такого не было как правовой сущности, но планы были. Наполненные картинками в меру полета фантазии каждого мастера и возможностей заказчика.

И вот в 2024 году общественности сообщили, что понятие «мастер-план» появится в Градостроительном кодексе. Минстрой РФ вынес на всеобщее обсуждение и выложил проект поправок к статье 28.1 Градостроительного кодекса РФ.

Вносятся изменения, в соответствии с которыми единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования (мастер-планом) признается генеральный план, который содержит: положения о развитии территории, о территориальном планировании, карты зонирования и эскизы планируемых объектов местного значения. Такой документ также имеет ряд приложений.

То есть, ранее уже погруженная в ГрК РФ неведомая никому сущность под названием «единый документ» соединилась с мастер-планом и обрела очертания всем знакомых документов под новым старым именем.

Лучше всего текущую ситуацию работы с территориями и созданием объектов описал на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер РФ Марат Хуснуллин:

"Мы все-таки мастер-план хотим сделать градостроительным документом. Это должны быть не просто красивые картинки с развитием. Это должен быть документ, который упростит градостроительную деятельность", – сказал он. (Здесь и далее -цитата из РИА Новости).

Однако, по словам вице-премьера, в действующем градостроительном кодексе есть большие ограничения.

В целом, вице-премьер поднял своим выступлением самооценку тысячам юристов, генпланистов и архитекторов, так как озвучил вслух то, в чем мы все боялись признаться: разобраться в Градостроительном кодексе тяжеловато, скажем мягко. В целом мне лично этот кодекс всегда напоминал немного письмо из мультика про Простоквашино, которое по очереди дописывали все герои.

«Честно сказать, мы не можем собраться духом и поменять кодекс, потому что в него внесены тысячи изменений", – объяснил Хуснуллин.

Вице-премьер поделился с аудиторией сокровенным: он рассказал, что пытался прочитать документ, но не смог. "Я перед сном обычно читаю. Я положил градостроительный кодекс себе на прикроватную тумбочку, два месяца пытался почитать – не смог", – отметил вице-премьер, добавив, что, даже понимая тему, не знает, что такое градостроительный кодекс.

Если бы я положила Градостроительный кодекс на тумбочку, то я бы точно не смогла спокойно спать. Потому что мне бы явились Генпланы с ПЗЗ во всей свой красе и еще, возможно, позвали бы с собой КРТ и градостроительный нормативы. А это – гарантированная бессонница.

Но вице-премьер видел и не такое, и набором разрозненных правил в кодифицированном нормативном правовом акте, описывающих сложным языком те процессы, которых нет или которые не работают или работают не так, как надо, его не удивить и не напугать.

Очень, конечно, хочется наводить порядок в работе с территориями, градостроении и перестать скакать на мертвой лошади.

Правда, немного сложно перестать ехать на этой несчастной животине там, где уже выросло много корпораций и компаний, занимающихся изучением, развитием и реанимацией мертвых лошадей и где расплодились «экспертов», мастерски рисующие планы, простите, прижизненные портреты молодой лошадки.

Но все-таки выступление Марата Шакирзяновича вселяет надежду, что что-то начнет меняться, и даже, возможно, в лучшую сторону.

Ненарокова М. В.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!