В Москве в одном квартале могут соседствовать многоэтажные новостройки и двухсотлетние особняки, которые пережили войны, смену политических строев и урбанистических подходов. Многие исторические здания не просто сохраняют — они продолжают жить, возвращаясь к своей исходной функции: снова становятся домом.
Это большая инженерно-художественная работа, где за каждым кирпичом стоит история,как здания попадают под реконструкцию, в чем сложность процесса, и как это происходит в настоящее время – расскажет Артем Давидюк, Президент Клуба Строителей Сколково, Управляющий собственник Группы компаний КТБ.
Архитектура, прошедшая эпохи
Один из текущих реставрационных проектов в Москве — городская усадьба в самом центре. По историческим сведениям, ей более 250 лет, и она считается первым жилым зданием подобного рода в городе. Сейчас оно проходит бережную реставрацию, и после вновь станет многоквартирным домом. Сохранить функцию в этом случае — не только архитектурная задача, но и культурная ценность. Дом остается домом, а не превращается в музей или ресторан. Хотя такое тоже часто происходит. Здесь и кроется важность реставрации: возвращая здания в обиход, специалисты сохраняют их как часть действующего городского организма.
Как выявляют объекты культурного наследия?
Это не вопрос вкуса, а хорошо регламентированный процесс. В России объект могут отнести к культурному наследию, если ему более 50 лет (в Европе — 100 лет и более), а также если он сохранил ценные архитектурные или исторические элементы.
Существуют три основные категории памятников:
- Федерального значения;
- Регионального (местного) значения;
- Вновь выявленные объекты — те, что ещё не прошли всю экспертизу, но уже охраняются.
Зачастую предметом охраны становится только часть здания — например, фасад или другая определённая часть интерьера. Именно с этого начинается профессиональная работа архитектора и реставратора: определить, что конкретно подлежит восстановлению, а что допустимо адаптировать под современные условия.
Что сохраняют, а что реконструируют?
В вышеупомянутом проекте дома-усадьбы предметом охраны признан фасад, лестница, печи и т.д. Внутренние элементы, такие как паркет или межкомнатные двери, — нет. Их можно менять. Чтобы восстановить охраняемые части здания, архитекторы используют сохранившиеся фрагменты — остатки лепниного декора, сохранившиеся остатки декоративных панелей, старые обои, если это внутренняя часть здания. С их помощью они воссоздают архитектуру той эпохи.
Порой именно в процессе работы появляются новые находки. Например, под слоем штукатурки могут обнаружить обрывки старинной настенной живописи. Именно так и произошло в усадьбе. Реставраторы нашли орнамент с изображением «пчёлок» — декоративную роспись возле мест, где раньше висели лампады и иконы.
Реставрация — научное искусство
Работа реставратора — это не просто строительная задача. Это кропотливый труд на грани искусства, инженерии, химии и истории. Здесь трудятся не только архитекторы, но и специалисты по старинным материалам, художники-реставраторы, лаборатории.
Например, при восстановлении настенной живописи сначала проводят химический анализ старинных пигментов, чтобы подобрать краски, максимально близкие к оригиналу — охру, кобальт, природные руды. Затем рисунок переносят на кальку, фиксируют и лишь потом начинают его укреплять и воссоздавать. Задача — не просто перекрасить, а «сохранить голос эпохи» зза счёт цветов, материалов и техник.
То же касается и других охраняемых объектов, которые представляют культурную ценность. Например, при реставрации керамических печей прошлых веков каждый элемент также разбирают, маркируют, анализируют и только потом начинают восстанавливать. Это почти археология, только историю возвращают к жизни.
Как здания адаптируют к настоящему времени?
Чтобы восстановить и структуру, и функцию, используют специальные технологии. Часто применяют инъектирование — заполняют пустоты между кирпичами специальным раствором. Он должен быть максимально близок по составу к известково-песчаным смесям, которые использовали столетия назад.
Если кирпич имел декоративную функцию, например, был в форме портала или арки, — его воссоздают вручную. Для этого наносят специальный состав слоями, как пластилин, чтобы добиться прежнего рельефа. Это требует как знания пропорций, так и художественного чутья.
Реставрация, реконструкция, редевелопмент: важные различия
Между этими понятиями лежит принципиальная разница. Реставрация — это воссоздание того, что было. Используют исходные материалы, методы и формы. Реконструкция — это техническое обновление, при котором не обязательно сохранять аутентичность. Это может быть, например, замена коммуникаций или перекрытий. Редевелопмент — это полное переосмысление функции здания (например, бывший завод превращается в культурный кластер).
Важно понимать, что реставрация — это не «новодел», а возвращение зданию его исторической идентичности. Это работа, которую можно делать только на основе опыта, уважения к прошлому и научной точности.
Для каждого реставратора объект, над которым он работает, становится главным. Потому что в него вложены судьбы, усилия, мастерство десятков людей — как в прошлом, так и сегодня. В этом подлинный смысл реставрации. Не заморозить время, а сделать его частью повседневной жизни.
Так, московская архитектура — это не просто стены, это способ сохранить городскую память. Каждый восстановленный дом и сохраненный фрагмент лепного декора, каждая очищенная лепнина или воссозданный свод — это вклад в общее культурное наследие.
Комментарии (0)