«Якутский балаган» – биоклиматический оплот семейного тепла, уюта и достатка на вечной мерзлоте

Подпишитесь на канал

Светлой памяти моего друга, единомышленника и коллеги – Туралысова Клима Георгиевича посвящается

«Саха балагана» или «якутский балаган» – идеальное архитектурное решение биоклиматической модели северного жилища. Только строительная культура Якутии (Саха) смогла предъявить Арктической циркумполярной цивилизации положительный пример ведения оседлого домашнего хозяйства скотоводами и коневодами в суровых климатических условиях; инновационную технологию обработки древесины и местных строительных материалов, остроумное решение тепловой защиты жилища от пагубного влияния вечной мерзлоты и ветровой нагрузки». Туралысов К.Г. «Концепция идеального биоклиматического северного жилища» доктор архитектуры, профессор.

Часть первая. Профессиональное строительное сообщество Республики Якутия (Саха) родилось в якутском балагане

В 2005 г. ЮНЕСКО объявило ОЛОНХО – древнейшее эпическое искусство якутов одним из «мировых шедевров устного и нематериального наследия человечества». Якутский народ всеми силами старается сохранить это наследие, популяризируя его самыми различными способами.

Особенно ярко это прослеживается в мифопоэтическом почитании ДОМА, как объекта постоянного оседлого жилища якутов, или же «Якутского балагана», как модели Вселенной и создает вполне исчерпывающий архитектурно-пространственный образ зримо и материально осязаемых жилых построек Республики Саха (Якутия).

2ac97c11f83f8657ea4a35d71687aafe.jpgЗаброшенный якутский балаган на территории Борогонского района РС(Я). Фото из личного архива автора

Автор настоящей работы обращает внимание, что чересчур вольный перевод понятие «ДОМ» с тюркоязычного варианта на русский превратили оседлое, то бишь «стационарное» жильё якутских скотоводов в «ЮРТУ» – переносное (мобильное) жилище у ко­чев­ни­ков Центральной и Средней Азии и Южной Си­би­ри (Большая российская энциклопедия).

О необходимости иметь здравые народные стимулы в традиционной якутской архитекторе и строительном мастерстве

Многие, по-европейски продвинутые исследователи исторической архитектурно- строительной деятельности якутского народа упорно игнорируют не только данное обстоятельство, но и азбуку этой деятельности, а именно «Словарь архитектурных терминов» (автор — В. И. Плужников, 1995). В нём «ЮРТА определяется как «центрическое жилище с каркасной основой либо бревенчатыми стенами», свойственное кочевым и полуоседлым народам.

Академик Плужников терпеливо разъясняет: «ЮРТА» — переносное жилище у тюркских и монгольских народов-кочевников в Центральной и Средней Азии, Южной Сибири. Ритуально «Юрта» имеет круглую форму с куполообразной крышей и утеплитель животного происхождения (войлок, кошма и длинноволосые шкуры животных).

d8130b269df80b733c20a2d7d81d57e7.jpgЮрта – одно из самых древних жилищ в мире, которому по меньшей мере 8 тысяч лет. Фото: thecoolist.com.

Желательно бы отметить, что само слово «юрт или юрта» для тюркских народов означает местность проживания (Кызыл-юрт, Хасавюрт) или родовая земля/пастбище. И только у современных калмыков и монголов оно прочно ассоциируется со словом «дом», а вот у киргизов и казахов и вовсе означает «народ отца», то есть «отчизна».

Трудно понять логику мышления исследователей якутского происхождения, с родословной от Элляя и Тыгына, которые выдают в глобальное информационное пространство, в качестве последней истины, следующее: «Национальное жилище кутов — юрта, круглая, в основном деревянная, с конусообразной стланой кровлей. Под окнами — лежаки, в центре — очаг. Есть летний вариант юрт — Ураса».

Использование этими исследователями замшелых взглядов Серошевского, Пекарского и Теофилио Ходзидло – это чистейшей воды компиляция. Если обратиться к толковому юридическому словарю, то мы увидим, что плагиат на латыни означает «похищение, кража», а компиляция – «грабеж».

Жилище – главный символ человеческого земного существования

По мнению духовного наставника народа Саха, одного из самых мудрейших якутских старцев – Дмитрия Кононовича Сивцева (Суорун Омоллона): «Всесезонное стационарное жилище «Саха балагана» основной признак осёдлости народа Саха, а то время как юрта «Ураса» есть остаточное свидетельство кочевой мобильности их соседей эвенов, эвенков и чукчей.

Справка:

Сивцев Дмитрий Кононович – Суорун Омоллон (1906–2005) народный писатель РС(Я), Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР и ЯАССР, лауреат Государственных премий РС(Я) имени П.А. Ойунского и имени А.Е. Кулаковского, академик Академии духовности РС(Я), почетный гражданин РС(Я). Член Союза писателей СССР с 1934 год. Дожив почти до ста лет, он стал деятельным участником событий нового XXI века. Для якутского народа он стал одновременно продолжателем и дела Ломоносова и дела святителя Иннокентия, митрополита Московского.

Во многих своих произведениях, интервью и беседах Дмитрий Кононович раскрыл ритуальную сущность жилища для якутского народа.

Жилище – один из ключевых символов мировой, а паче всего якутской ритуальной культуры, являющийся средоточием «своего» в цивилизованном контексте. Как известно, связь жилища с человеком неразрывна.

Жилище представляет собой личное пространство во внешнем пространстве, являющееся хранилищем семейных и культурных традиций, при этом выполняет надмирную функцию – оберегает жизнь человека в природном мире и выступает как главный символ «человеческого существования».

Человек на протяжении всего своего жизненного пути, как земного, так и неземного, наделен своим пространством. В утробе матери зародыш находится в первичном пространстве оhо хаата. После рождения ребенка ему делают колыбель (бикик, оhо уйата), затем человек обзаводится своим жилищем – домом. После смерти его отправляют в потусторонний мир в последнем собственном пространстве – гробу. Гроб в данном случае служит эквивалентом жилища (колыбели).

Строительство нового жилища – есть божественный инструмент наделение человека статусом полноценного хозяина собственного пространства. Она являясь концентрированным выражением очеловеченного пространства.

Якутское жилище формирует следующие бинарные противопоставления: Природа – Культура; «чужой – свой»; Божественный – человеческий; снаружи – внутри; внешний Мир – обособленный жилой Дом.

a519e8244d530f1e41de896cce3fd729.jpgТабличка над входом в «Якутский балаган» в Ленском историко-архитектурном комплексе «Дружба». Фото из личного архива автора.

Одним из первых экспонатов созданного Соурун Омоллоном Ленского историко-архитектурного комплекса «Дружба» в Соттинцах был, созданный борогонскими плотниками, «Якутский балаган». А всего по его инициативе и с его помощью было построено чуть больше десятка музейных экспонатов этого стационарного жилища якутов (Саха).

Краткое описание якутского балагана

Наиболее распространенной формой жилища среди якутов несомненно является постройка, которую они охотней называют балаган, т.е. «дом из земли».

Определение «балаган» или также баляхан находиться в употреблении среди монгольских племен в Сибири. Польский этнограф Пекарский, превосходный знаток якутского языка, утверждает, что буряты и монголы используют это же самое слово балаган для обозначения мазанки.

Понятие юрта, походя применяемое в Сибири, является туранского происхождения и означает в отличии от калмыков и монглов не собственно строение, а место проживания (об этом автор известил читателя несколько выше); прежде называлось оно юрт или сурт. «Сурт» называлось место, где держали скот; в зависимости от вида скота различали лошадиные и коровьи сурты.

ecc4f0380249adaec4aceb353b76cd0e.jpgКонструктивная схема «Якутского балагана». По материалам архива К.Г. Туралысова.

Жилую постройку «Якутской балаган» описывало уже много этнографов и экспертов профессионального строительного сообщества. Ныне сведения о якутском балагане в информационное пространства умудряются подбрасывать незрелые историки архитекторы и национального строительного мастерства народа (Саха), которые порой о об этом предмете имеют весьма витальные представления.

Посему автор опирается на свой практический опыт и наглядные музейные пособия, стараниями незабвенного Суорун Омоллона, возникшие почти в каждом районе Республики Якутия (Саха), а также на авторитетное мнение архитектурной школы Клима Георгиевича Туралысова.

При выборе места для освоения нового «Сурта», якут заботиться о том, чтобы возвышение местности понижалось на юг или восток, в убеждении, что такая покатость обеспечивает благополучие и счастье, в то время как понижение местности в западную или северную сторону, связано с несчастьем и неудачей.

Прежде чем начать строительство он просил духа-хозяина этого места о разрешении, принося небольшую жертву, так как существует опасность попасть в немилость какого-нибудь недружелюбного духа.

После выполнения этих вступительных церемоний он приступает к строительству стационарного жилища, остов которой составляют четыре (в отдельных снобистских целях шесть-восемь) толстых, около 20 см опорных столба (бангана-мангана), вкопанных в землю на 70-90 см, и возвышающиеся над землей на 1,5-2 м. Эти столбы размещает в 4 углах квадрата на расстоянии 4,8 – 6,3 – 7,8 м.

Первым, сугубо ритуально, ставиться юго-западный столб, который якуты окружают особым почитанием. На нем плотники помещали жертву из волос гривы лошади. Столб также служит жилищем духу-покровителю юрты; от него зависит прочность жилища. Затем вкапываются остальные 3, или же 5, либо 7 столбов, в зависимости от размеров юрты.

В случае, когда балаган имеет 6 либо 8 столбов, разуметься что основа его не квадратная, а прямоугольная. В вершинах столбов выбираются гнезда, в которых должны лежать перекрытия потолка, надлежащей длины и с толщиной, соответствующей столбам, т.е. 20 см. Сперва укладывается поперечина на юго-восточный и северо-восточный столб, затем на юго-западный и северо-западный. На концах этих поперечин снова ложатся две балки, той же самой толщины, только в середине немного выгнутые к верху, и также сперва южная, а затем северная.

Таким образом, т.е. параллельно положенные балки, образуют квадратный венец потолка. Те якуты, которые ревностно придерживаются обычаев, стараются, чтобы их жилище было выходом на восток, в результате чего стороны квадрата полностью соответствуют сторонам света.

Некоторые детали кровельного покрытия

На южной и северной балках, в середине помещают матицу (сис масс или ысыö), одну толстую балку наката или две по тоньше. На этих подмостях из подтоварника сухой лиственницы толщиною 9-12 см. выкладывается в один слой потолок, служащий одновременно крышей. Однако более энергоэффективные двух-, а то и трехслойные покрытия.

Ввиду того, что матица поднята над параллельными от нее перекрытиями, крыша спадает на две стороны, т. е. обычно на восток и запад. Желая увеличить скат иногда под концы матицы (сис масс) подкладываются деревянные подушки, т.е. сытык; для этой цели охотно выбираются балки с изгибом в середине кверху, на выгибах этих балок покоиться матица.

Матицу ритуально намазывают маслом, что обозначает жертвоприношение. Домочадцы и плотники ели, в связи с этим «саламат», т. е. вид каши, варенной на молоке и масле, а также пьют сора (суорат), вид скисшего молока с комками масла.

На остов крыши поперек матице также укладывается подтоварник сухой лиственницы. На образовавшемся кровельном пространстве делается глино-кизячная стяжка, стелится слой бересты, а на него – подручные теплоизолирующие материалы (мох, сено, конские балбахи), а на это все глиняная стяжека и травяные дернины.

Зачастую устройство кровельного покрытия балагана представляет собой небрежную работу, в результате чего во время дождя полы жилища превращается в лужу. Рачительный хозяин берет устройство кровельного покрытия под бдительный контроль и требует выполнение этих работ в первую очередь.

Устройство внешнего стенового периметра

После постройки крыши обставляются стены подтоварником – плотно, по кругу, наклонно – так что верхние концы кругляков опираются на балки венца потолка, а нижние в лучшем случае опираются на внешний оклад массива лиственницы, а в худшем – вкапываются в землю на расстоянии 1,20-1,50 м от опорных столбов, благодаря чему внутренняя поверхность стен балагана представляют собой наклон под углом в 36 градусов.

Подтоварник и деловую древесину предназначенные на строительство стен необходимо освобождать от коры, обмазывать чистой глиной, а затем толстым слоем коровьего навоза, который должен тотчас примерзнуть.

Едва начинаются заморозки, якутские женщины принимаются обрабатывать наружные стены тонким слоем чистой глины и ежедневно их обмазывать коровьем навозом в течении двух недель.

Детали выполнения световоздушных проёмов

На третьем этапе устраиваются окна и двери. В зависимости от величины балагана бывает 2- 4-6 окон, обычно же их только 3, два в южной и одно в западной или восточной стене. Площадь оконных проемов не превышает размер 40х60 см, устраиваются они обычно на высоте 150 см от пола.

Летом в них вставляется бумага, пузырь, рыбий эпидермис или мозаика, сшитая из кусочков стекла, вставленных в оправу березовой коры, зимой же проемы окон закрываются толстыми пластинами льда.

Двери юрты, 90-120-150 см высоты и 65-90 см ширины, делаются из досок и обтягиваются коровьей шкурой, летом же достаточно коровьей шкуры, натянутой на лозовую раму, которая не стучит и не отбивает глиняную обмазку со стен.

Минимальный домашний комфорт

Внутри балагана вдоль стен тянуться низкие скамьи «ороны», что-то вроде нар. Они занимают место, образованное уклоном стен от столбов, поддерживающих венец крыши.

b9f3560179563c45caa609551f58b8d2.jpgЭлементы интерьера типичного якутского балагана. Фото из личного архива автора

Ввиду того, что каждая из этих нар имеет постоянное и важное значение в домашней жизни якутов, автор остановится на их описании в отдельной работе.

Единственный теплоноситель – домашний очаг «Камелёк»

Чрезвычайно важную роль в жизни якутов отыгрывает огонь, поэтому строительству камелька оказывают особое внимание и почитание. В настоящей работе автор посвятит ему всего несколько предложений.

Камелек представляет собой массивный глинобитный очаг покоящаяся на плоском, достаточно обширном фундаменте, обращенный жерлом в помещение, а дымоходом в сторону северо-восточного угла балагана.

3c030a582bfe3957dacafb27d1856934.jpgТипичный якутский камелёк. Фото из личного архива автора

Открытое жерло камелька плоское и широкое, так что тепло широкой волной пышет из него на юрту. Дымоотвод начинается примерно на высоте человеческого лица и изнутри гладко обмазан глиной. Якуты смотрят на то, чтобы снаружи вид комелька производил чистое и приятное впечатление, поэтому также якутка, на которой лежит забота об огне и комельке, часто обмазывает стены дымохода и комелька, убирает золу из камина.

О функциональной компоненте якутского балагана

Зачастую балаган служит пристанищем как людям, так и рогатому скоту, прежде всего это встречается у бедных; богачи строят хлев хотон отдельно, а порой также отдельно и жилище для работников и домашней прислуги.

В балагане, служащей хлевом и жилищем, отгораживают северную сторону для скота. Таким образом его северная стена одновременно служит стеной хлева; в этой стене находятся двери, соединяющие внутренне помещение с хлевом и служащие выходом для скота и обслуги, поэтому скот выводиться, особенно зимою, на водопой через балаган.

Сама же конструкция хлева не отличается от этой же юрты, пожалуй, только что там употребляется худший стройматериал, отсутствием окон, а вместо нар ставятся кормушки.

Придворовое пространство якутского балагана

Двор обычно очень обширный, однако же балаган находится не в середине его, а в углу. Перед выходом за дворовую изгородь порой стоят 3 ряда Сергэ, насчитывающие по 3 столба, к которым гости привязывают лошадей.

Первый из них, южный, служит для привязывания коня самого почетнейшего гостя. Столбы второго ряда из более тонкого дерева, также и третий ряд еще из более худшего дерева, редко бывают в пользовании, стоят больше для украшения.

Серге якуты приписывают сверхъестественную силу: кто их благословит на десять кöс, тому сопутствовать будет удача и счастье, кто же поносит, того несчастье будет преследовать на десять кöс. Пользуются они примерно тем же самым почитанием, как у русских придорожные кресты.

Зачастую их ставят на возвышенностях, почитая за святыню. Прежде они украшали могилы родовых начальников и князьков. При покидании старой юрты якуты забирают столбы коновязи и ставят их перед новой, как гарантию будущего счастья.

В то же время летнее жилище – Ураса не слишком отдалено от зимнего, редко более одного дня дороги. Постепенно оба вида жилищ находят себе место внутри того же самого двора.

Некоторые прагматичные размышления

Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутского народа (саха) тесно связаны с божественными силами природы, климата и ландшафта. В знаковой символике жилищ, зданий и сооружений, возведенных якутами, закодировано семейное благополучие и выражена космографическая структура Вселенной, отражающая мифологические представления народа Саха о строении мира.

В природной палитре якутских строителей – преобладают цвета неба и земли, солнца и снега, растений и животного мира. Как правило, все здания с якутским колоритом решены в теплой земляной гамме. Черный, темно-серый, коричневый – цвета земли, олицетворяли Землю-душу (Буор кут). Красный цвет издревле был связан с религией, это цвет крови, силы жизни, связи с матерью, поэтому он олицетворял Мать-душу (Ийэ кут), оберегал ее.

Таким образом, в традиционной якутской архитектуре воплощены народные идеи огромной жизненной силы, плодородия и счастья. Древние традиции, даже переломленные временем, живы в народе: так как всегда будет жива память о предках, об их мужественной борьбе с суровым климатом, циркумполярной природой и геопричудами вечной мерзлоты, их вере в свои силы, в конечную победу добра над злом.

«Архитектура без преемственности не может построить настоящее и тем более проектировать будущее», – отмечает Г. Горохов, доцент Инженерно-технического института Северо-Восточного федерального университета.

Архитектурные и строительные эксперты, исследуя жильё народа саха «балаган» и дворовые строения приходят к мнению, что в те далекие времена, в так называемый «малый ледниковый период», обустройство жизни у якутов в полной мере соответствовало климату, местности и потребностям жильцов.

Детальное изучение отдельных частей жилья и дворовых строений дает возможность судить о строительном мастерстве якутов, их природной предприимчивости и сметливости, склонности к рациональному расчёту и умеренности снобистских потребностей, замечательном здравии народных мускулов даже в крайне неблагоприятных для жизни условиях.

На взгляд автора, внедрение в современную якутскую жизнь народных представлений, связанных с жилыми постройками, и их популяризация имеют огромное значение, как для сохранения этнической культурной модели, так и для разработки современных требований к разработке архитектурных решений и практическому возведению индивидуальных строений для улучшения качества жизни в республике Саха (Якутия).

Конец первой части. Продолжение следует.

Борис Скупов

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!