Архитектура Третьго Рейха

Накануне возможной Третьей Мировой войны невольно вспоминается наследие тех, кто развязал две первых мировых бойни. И вспомнить об этом в апреле актуально как никогда. Апрель в судьбе самого масштабного душегуба в истории человечества - Адольфа Гитлера, сыграл ключевую роль - в этот месяц будущий фюрер родился и спустя годы в конце месяца был расстрелян (или отравился сам - но сейчас не об этом).

0157412f26aba12beae75783d0037ad8.jpg

В общем, жизнь одержимого и психопатичного Адольфа Гитлера яркий пример того, во что может превратиться человек, которому не дали возможность стать в свое время ... архитектором. Как говорится: неудовлетворенный архитектор - хуже недорезаного.

Как показала мировая практика, все диктаторы склонны поруководить архитектурным процессом. Но архитектура в третьем рейхе в большей степени, чем другие виды искусства, отражала личные симпатии и антипатии Гитлера. Ни один из главных архитектурных проектов того времени не избежал указующих пометок карандаша несостоявшегося архитектора. 

12adb0340ab8ea5502d67ff62da655c8.jpg

Как вспоминал Альберт Шпеер, главный придворный архитектор, вкус Гитлера, если не считать его восхищения преувеличенно монументальными формами неоклассицизма, тяготел к необарокко. Однако оценки Гитлером тех или иных архитектурных творений не претендовали на тонкое восприятие художника или, тем более, специалиста: про Парижскую оперу Шарля Гарнье он говорил, что она имеет "самую прекрасную в мире парадную лестницу", а здание Венской оперы он называл "самым изумительным оперным зданием мира". 

Альбомы Гитлера периода 10-20-х годов были полны всевозможными архитектурными набросками, чаще всего страдавшими подражательством либо вычурной помпезностью, тем не менее, он до конца своей жизни считал себя тонким знатоком этого вида искусства. Кстати, Гитлер был неплохим акварелистом, тщательным и старательным.

e153733ea263f5d436e412bd265f2f29.jpg

Гитлеру хотелось через архитектуру выразить сущность политического, экономического и военного могущества нового строя, продемонстрировать будущим поколениям величие собственных дел, посредством монументальных строений донести до них героический дух Третьего рейха. "Вы спрашиваете, почему всегда лишь самое грандиозное? - говорил он. - Я делаю это, чтобы вернуть каждому немцу чувство самоуважения".

По его представлениям, новая германская архитектура должна была продемонстрировать взаимосвязь дорической и тевтонской форм, что, по его мнению, являлось идеальным художественным сочетанием. С первых дней Третьего рейха нацистские архитекторы были движимы тем, что получило название "стиля фюрера", т. е. сочетание неоклассицизма архитектора Трооста и предпочтений самого Гитлера как поборника необарокко.

64be2c7d58b75425eb861fbdf6b34918.jpg

Еще в 1930 Гитлер поручил Троосту перестроить дворец Барлов в Мюнхене под штаб-квартиру нацистской партии. Осенью 1933 ему же было поручено перепланировать резиденцию канцлера в Берлине, полностью сменив обстановку и интерьер. Старое здание находилось в запущенном состоянии: потолки и полы были разрушены, стены обветшали, а в помещениях стоял невыносимый запах. Каждый день полный энтузиазма фюрер в сопровождении адъютанта отправлялся на стройку, чтобы увидеть происшедшие изменения и сделать необходимые распоряжения по улучшению.

Комплекс партийных зданий в районе Кенигплац в Мюнхене был расширен до пантеона нацистских "мучеников". Партийные здания в Нюрнберге щедро украшались нацистской символикой, нарушая тем самым исторически сложившуюся архитектурную атмосферу древнего города. Нацистские архитекторы во главе с Троостом проектировали и возводили государственные и муниципальные здания по всей стране. По проекту Трооста в Мюнхене был построен Дворец немецкого искусства.

12081f16cdb813e66ad417544cdbe331.jpg

После смерти Трооста (1934) в архитектурном климате Третьего рейха начал господствовать потомственный архитектор из Манхейма Альберт Шпеер (большинство из его самых грандиозных проектов так и не было реализовано). О каком-то особом стиле говорить не приходится, т.к. большинство идей Альбертом Шпеером было заимствовано у Римской империи. В своем подражании Риму Шпеер не был новатором - подражанием римской архитектуре архитекторы занимались начиная с эпохи Ренессанса вплоть до 20-го века включительно, причем независимо от политического устройства страны.

Основной заботой Гитлера стала перестройка Берлина, превратившаяся во всепоглощающую страсть. "Берлин должен изменить свое лицо, чтобы быть готовым к своей новой миссии", - заявлял Гитлер. "Лидерство в подлинном национальном сообществе должно обладать своим лидирующим центром, который поднимется выше всех соперничающих с ним городов", - говорил Гитлер, имея в виду Берлин - не только как столицу Третьего рейха, но и как будущий центр нового порядка в Европе. В июне 1936 он показал Шпееру свои проекты перестройки германской столицы и вскоре назначил его главным архитектором по реконструкции Берлина. Строительство должно было завершиться в 1950. Фюрер ежедневно появлялся в Академии искусств, где располагалась проектная мастерская Шпеера и где трудились над огромными подсвеченными макетами лучшие краснодеревщики, воспроизводя в масштабе 1:50 до мельчайших деталей все, что задумали Шпеер и Гитлер. "Мы воздвигнем святилища и символы новой и благородной культуры", - говорил Гитлер.

9f1aca4bd651c5162d0c020a3a7ce08e.jpg

Новый Берлин должны были пересечь две громадные оси в направлении север-юг и запад-восток. Предполагалось построить два огромных вокзала на севере и на юге города. Главную площадь должна была украшать Триумфальная арка, превосходящая наполеоновскую арку в Париже. С ее 85-метровой высоты посетитель мог бы увидеть в конце шестикилометровой перспективы грандиозный купол Народного дома. Величественные бульвары и проспекты тянулись вдоль громадных общественных зданий, таких как штаб-квартира одиннадцати министерств, 500-метровой длины ратуша, новое полицейское управление, Военная академия и Генштаб. Кроме того, предполагалось возвести колоссальный Дворец наций для проведения митингов, 21- этажный отель, новое здание Оперы, концертный зал, три театра, кинотеатр, вмещающий 2000 зрителей, роскошные кафе и рестораны, варьете и даже крытый плавательный бассейн, выстроенный в виде старинных римских терм с внутренними двориками и колоннадой.

Возведение новой столицы было приостановлено и затем прекратилось вовсе из-за начавшейся в 1939 войны. Позднее Шпеер признал, что в целом проект был "нежизнеспособным", "чересчур регламентированным", он критиковал его "монументальную строгость". Не удалось осуществить и два крупных проекта, которые Гитлер рассматривал как мемориалы в честь величия Третьего рейха. На Атлантическом побережье Европы, обращенные к западу, должны были вознестись несколько огромных Тотенбурген ("Замки мертвых") - грандиозные мемориалы в память германских солдат, погибших "при освобождении континента от британской заразы". Несколько таких же величественных башен должны были, по планам фюрера, подняться на востоке, чтобы символизировать покорение "необузданных сил Востока".

c3116d83d875cf4c47f3645b40d6ad29.jpg

Кстати, интересный факт - на международной выставке 1937 года павильоны советский и нацистский симптоматично располагались напротив друг друга... Однако демонстрируя сходство павильонов СССР и Германии на Всемирной выставке нельзя не упоминуть и о том, что это сходство говорит не о сходстве режимов, а о том, что Шпеер видел проект советского павильона и конструировал немецкий павильон именно как ответ на павильон советский (об этом он сам пишет в своих мемуарах)

Отметим еще несколько знаковых объектов и интересные факты.

Проект Нюрнбергского стадиона рассчитывался на 400 тысяч и если бы он был достроен, то оставался бы самым большим в мире до сих пор. Берлинский олимпийский стадион пережил войну относительно невредимым и частично был использован в качестве штаб-квартиры британской оккупационных сил. Стадион был в свое время рассмотрен в качестве кандидата на снос, но в конечном итоге был полностью отремонтирован и задействован на финале Кубка мира в 2006 году.

Здание рейхсканцелярии было построено в 1938 году всего за девять месяцев, а Гитлер получил там личный 400-метровый кабинет. Невероятно длинные, богато украшенные коридоры были разработаны, чтобы "грузить" иностранных деятелей и политиков, когда они шли к Гитлеру. Шпееру было сказано, что расходы - несущественны и 4000 негастарбайтеров, работавших в круглосуточно, сваяли этот шедевр окончательной стоимостью в девяносто миллионов рейхсмарок, что эквивалентно болле миллиарда долларов в современной валюте.

3999b5b5b41f415413086b6caa692297.jpg

Штаб-квартира люфтваффе Германа Геринга долгое время была самым большим офисным зданием мира. Во время "холодной войны", здание было использовано правительством Восточной Германии, а сегодня там находится минфин Германии. Надо отметить, что в интерьере сохранились картины и панно в стиле соцреализма.

Zeppelinfield Арена была одной из первых Шпеерских проектов для партии, построенных в 1934 году и была сделана наподобие Алтаря Пергамона. Использовалась она для огромных нацистских митингов и церемоний, способных вовлечь в действо 240 000 человек.
Нюрнбергский Kongresshalle, хоть он не был завершен, является крупнейшим сохранившимся монументальным зданием из нацистского периода. Он был разработан Францем Людвигом Руффом и должен было быть вмещать 50 000 мест.

8a7ce8ffa7edb6bf17ca552e1fe3783c.jpg

Остров Рюген задумывался как самый крупный нацистский курорт. По плану он мог принять более 20 000 отдыхающих одновременно. Во времена ГДР здесь располгались казармы. Сейчас комплекс брошен на произвол времени.

Были использованы материалы Николая Камнева, Сергея Воропаева и Альберта Егазарова

5b5e17247cad1222c07226a66b8e8871.jpg

f57fb8650001b4994f7af1ffb6db5ca5.jpg

d0b6489fe051c04f0cb99628f40ba130.jpg

ee5c396220b05e6ebefed3af6de7e7f0.jpg

68dd02ba39e500b4b44509d728a77a61.jpg

8e2dd760917f95ed68b510f7f9aa8f59.jpg

0efffff88ab6bba8319b6a06f65f3615.jpg

2a40858be4fa7d78c879930c16f8a1f2.jpg

a42102cecddf459fd33f23af0a549c39.jpg

f7a511f401927e6ef4850927d5f7440c.jpg

f7a5928b023eff7413ee2cd4917511bc.jpg

Комментарии