Почему 5?

Мы с детства привыкли, что у большинства домов, окружающих нас - пять этажей. 16, 20, 40 - это уже позже. А массовое строительство жилья при товарище Хрущева было преимущественно пятиэтажным. И мы как-то не задумываемся - а почему пять? Почему не три или семь?

a7fd1694604e31d90c5c136904744451.jpg

Таких вопросов может возникнуть много. Например, почему канализационный люк - круглый? Итак. Пять этажей.

Пятиэтажки, они же "хрущевки" - стали самым масштабным проектом социального жилого строительства в СССР, и в отдельных регионах этот тип жилья продолжает жить и даже развиваться.

В 50-е годы 20 века потребность в жилье была просто адской! Поэтому проект массового жилья должен был стать революционным — в том числе, с точки зрения скорости строительства.

854c7511ac2d0075bf7187769906811d.jpg

На самом деле, эксперименты по созданию массовой технологии (и типологии) начались в конце 20-х годов, и не только в СССР. Первые шестиэтажные дома из офактуренных блоков появились в Москве в 1927 году. С 30-х годов началась разработка необходимых для такого строительства заводских технологий, но только в 40-е появилось первое блочное здание - шестиэтажный Ажурный дом на Ленинградском проспекте.

Пятиэтажное блочное каркасное здание впервые построили в 1949 году - на Хорошевском шоссе. Его инженером стал будущий главный строитель хрущевок - Виталий Лагутенко (кстати, дед солиста группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко). Это здание-прототип отличалось от будущих версий относительно богатым декором в обрамлении окон.

Возможно процесс так бы и пошел, с декором, если бы не постановление Хрущева об архитектурных излишествах. В общем, взгляды на эстетику массовой застройки пришлось пересмотреть.

В конце концов предпочтение было отдано бескаркасному методу строительства. Архитекторы опирались на зарубежные разработки: французский создатель панельного домостроения Раймон Камю трижды приезжал в СССР по приглашению правительства, в результате чего у компании Camus купили лицензию на схему массового производства бетонных изделий, которую, впрочем, все равно переработали.

6e93deab3c4f4486cc23a269454340c7.jpg

Финальной точкой «блочного» процесса стало создание проекта домов серии К-7 (К — «каркасный»), разработанного Виталием Лагутенко. Это было четырехсекционное пятиэтажное здание без подвала, предельно простое с точки зрения изготовления. Его было легко собирать и монтировать без раствора. При этом для строительства требовалось всего 20 наименований изделий, а возводился дом параллельно с работой бригад сантехников, электриков, штукатуров и маляров, которые трудились в 3 смены.

Не удивительно, что на создание каждой пятиэтажки требовалось рекордно мало времени: всего 12 дней. Уже в 1954 году ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», после чего в стране построили 402 завода и 200 индустриальных площадок полигонного типа. Производственный цикл К-7 оказался крупнейшим в истории советской промышленности.

Пятиэтажки выглядели неказисто, но решали вопрос поиска жилья для десятков тысяч людей. При этом подчеркивалось, что это временный проект: хрущевки должны были простоять лишь «до наступления коммунизма в 1980 году». Эксплуатационный срок пятиэтажки составляет в среднем 50 лет. Но современные специалисты подсчитали, что фактический срок эксплуатации таких домов может составлять до 150 лет.

c44ab9a60f68b463d4f8c99df8b5e0e5.jpg

Виталий Павлович Лагутенко считается автором "хрущевки", так как он разработал рабочую документацию к французскому проекту пятиэтажки, опубликованному в Architecture d’Aujourdui. Проект выбирал Никита Сергеевич Хрущев. Поскольку речь шла о промышленном изделии и никто не относился к нему как к архитектуре, идея просто проанализировать западные образцы и взять лучший не казалась сколько-нибудь странной - таким же образом в СССР поступали во всех отраслях - автомобилестроении, авиастроении, нефтехимии, атомных проектах и т.д.

К-7 был выбран как самый дешевый в изготовлении образец. В проекте было заложено пять этажей - это максимальная, с французской точки зрения, высота многоквартирного жилого дома без лифта и мусоропровода. Переигрывать этажность не стали.

Отсутствие подвала и присутствие несущих стен резко снижало номенклатуру выпускаемых на заводе элементов, что было важно для простоты производства и упрощало процесс строительства (минимальный нулевой цикл и большая скорость сборки). Дома строились микрорайонами — вода, отопление и канализация были централизованными, поэтому функционально ни подвал, ни чердак не являлись необходимыми.

cbb62209f6e6c34f30cea13252af4c23.jpg

Получается, что ответ на вопрос - почему пять, звучит так: потому что. Бывает и так....

Комментарии