Текст: Владимир Иванов, Сергей Санников
В Крым в этом году завезут 1 млн. тонн турецкого цемента марки 500 и более 3 млн. тонн щебня и песка из карьеров в Ростовской области для снижения цены на строительные материалы на полуострове. Об этом в ходе заседания Совета министров Крыма сообщил министр строительства и архитектуры республики Сергей Кононов.
«Контракт с Турцией на поставку 1 млн. тонн цемента марки 500 с ценой на 10% ниже существующей в Республике Крым поможет не только стабилизировать цены, но и обеспечит конкуренцию», - сказал Кононов.
Экономически эффективное и высоконадежное жилищное и промышленное строительство трудно представить без использования недорогих и качественных цементов, позволяющих изготовить из них растворы и бетоны с различными физико-механическими и химико-минералогическими свойствами.
В соответствии со своим предназначением, цемент как строительный материал используется при возведении новых промышленных объектов, реконструкции и строительстве зданий и сооружений, в том числе гидротехнических объектов, оборонных сооружений и в индивидуальном строительстве.
Цемент естественно нужен
строительному комплексу России, более того без него невозможно обойтись на 95%
наших строек и ни на одном из предприятий ЖБИ. На российском рынке наибольшим
спросом цемент пользуется при получении сборного железобетона (52%),
асбоцементных изделий (22%), а также при проведении строительно-монтажных и
ремонтных работ (17%).
Уникальные вяжущие свойства цемента позволяют на его основе изготавливать также
специальные конструкции: железнодорожные
шпалы, строительные блоки, панели, плитки для дорожного строительства и многие
другие изделия.
«Цемент - хлеб строительства» - и это бесспорно. Тревожно одно - по аналогии с «гимназистками румяными» полагающими, что булки растут на деревьях, - многие , в том числе, и профессиональные строители, считают, что мешки с цементом производят на строительных оптовых рынках.
Посему сообщение агентства «Крыминформ» от 09 июля сего года для них - пустой звук, но только не для специалистов цементной промышленности России.
В рамках стратегии по импортозамещению и введения обязательной сертификации цемента в этом году продолжается процесс сокращения импорта этого строительного материала. Лишь эта мера позволит удержаться на плаву ведущим отечественным производителям цемента.
Свои надежды на позитивную ситуацию на рынке они связывают с принятыми Правительством страны антикризисными мерами, в частности, с субсидированием процентной ставки по ипотеке на уровне 12%. Всеми усилиями производители цемента стараются не снижать объемы выпуска продукции.
Объективные показатели Росстата говорят о том, что в 2014 г. отечественными производителями цемента было выпущено 68,4 млн. т. продукции. Потребление даже несколько выросло и составило 71,5 млн. т. Средневзвешенная цена одной тонны российского цемента составила 3 865 рублей. Нехватка отечественной продукции возмещалась импортом, который, однако, не превысил 1 млн. тонн, и это на 60% покрывало потребности предприятий ЖБИ Дальнего Востока китайским цементом.
В первые четыре месяца этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, стала явной тенденция к снижению объемов производства на 9% - до 15,8 млн. тонн. А в апреле случился настоящий обвал на 16,3% - до 5 млн.т.
В стоимостном выражении в январе-апреле рынок сократился на 10,1% - до 62,2 млрд. руб., в том числе, только в апреле - на 17,1%, до 19,7 млрд. руб. Соответственно, снизился и импорт цемента. По данным рейтингового агентства РАСК, в первом квартале импорт уменьшился до 2—3%. В прошлом году он составлял 10—12% от общего объема рынка и за год упал на 82%, с 815 до 147 тыс. т.
В Союзе производителей цемента действия руководителей крымского строительного комплекса вызвали, мягко говоря, удивление. Цемент на строительном рынке России есть и в объемах гораздо больших, чем 1 млн. тонн. При сложившейся цене около 9 000 руб. за тонну цемента им неоднократно предлагались скидки до 7 500 рублей. Какая нужда платить валюту возникла в Крыму – совершенно не понятно.
Мы понимаем всю сложность тех событий, которые сейчас происходят в Крыму и в мире. Поэтому цель настоящей статьи взвешенно прокомментировать публикацию на сайте агентства «Крыминформ».
Попутная задача довести до сведения заинтересованного читателя данные о состоянии недостаточно зрелого российского рынка цемента. Главное, чтобы все убедились - производители цемента не только осознали необходимость перемен, но и делают реальные шаги на пути к улучшению.
Мы уважаем право каждого на свободное высказывание своего собственного мнения и будем благодарны за желание им поделиться.
Дефицит цемента на строительном рынке России явление объективное.
Несмотря на внешние и внутренние
обстоятельствапотребность в цементе растет
несколько быстрее, чем объем российского цементного производства, а новые
мощности в России будут запущены только в 2016-2018 гг.
С проблемой дефицита цемента сегодня столкнулись не только Россия, но и
большинство стран Западной и Восточной Европы и СНГ.
Хотя объемы производства цемента в России растут достаточно высокими темпами, Россия продолжает отставать от промышленно развитых стран по среднедушевому потреблению цемента. В 2014 г. среднедушевое потребление цемента составило менее 500 кг на человека, в то время как в индустриально развитых странах этот показатель считается оптимальным для экономики при значении 1тн на человека.
Важнейшими стимулами для дальнейшего развития цементного производства является, в первую очередь, увеличение темпов развития строительной отрасли. В прошлом году в России было построен рекордный объем жилья - 83 млн кв. м.
Если исходить из прогнозов о 10- процентном падении объемов жилищного строительства в нынешнем году, то при таком варианте развития событий будет построено порядка 75 млн кв. м, а значит, потребление цемента может остановиться на уровне около 70 млн т. При мрачном прогнозе - падении рынка на 15%, цемента потребуется, естественно, еще меньше.
Существует и весомый стимулирующий фактор - строительство объектов для Чемпионата мира по футболу 2018 г. И хотя бюджетные ассигнования на его проведение существенно урезаны, а в последнее время говорят о том, что у России могут отнять право на проведение Чемпионата, все это - не коснется строительства стадионов и необходимой инфраструктуры.
Важнейшим, не только инфраструктурным, но и политическим проектом остается на ближайшие три года строительство керченского мостового перехода.Никто не отменял и уже упомянутое жилищное строительство, которое, хоть и уменьшилось в объемах, но осталось основным фактором роста для производителей цемента.
При этом на сегодняшний день в России существуют серьезные препятствия для развития цементной промышленности, такие как: необходимость не только в модернизации оборудования, но и, зачастую, полная замена оборудования, использование устаревших технологий производства цемента. В последние годы на состояние рынка цемента стало оказывать влияние и сокращение сырьевой базы.
Быстро растущий уровень спроса на цемент на российском рынке в сочетании с вышеперечисленными факторами, сдерживающими развитие цементной отрасли, приводит к возникновению дефицита цемента на российском рынке и, как следствие, к росту цен. В 2006 г. цены на цемент в России увеличились на 50–60%. Аналитики высказывают предположение, что к 2010 г. вероятен ощутимый дефицит цемента на рынке на уровне до 10 млн т. Данную проблему, по мнению ряда аналитиков, может решить только импорт.
Отдельные штрихи цементной промышленности России
Доля России в мировом производстве
цемента крайне незначительна и по итогам
2014 г. составила менее 2,0 %. Для России характерна высокая энергоемкость
цементного производства, ибо 85 % всего объема производства цемента осуществляется
мокрым способом.
Однако в последние годы
происходит увеличение объемов производства цемента, выпускаемого сухим
способом, в связи с вводом в действие новых мощностей, работающих по данной
технологии. Производство цемента очень подвержено влиянию сезонного фактора. В
2014 г. за летние месяцы было произведено приблизительно 32% годового объема
цемента.
Цементная промышленность России
представлена 50 заводами общей мощностью 62,3 млн. тонн. Данная отрасль характеризуется значительным
износом основного оборудования, составляющим примерно70 %.
Производителей цемента на российском рынке условно можно разделить на три группы: российские холдинги, объединяющие несколько заводов; крупные российские заводы – производители цемента, не входящие в состав промышленных групп; зарубежные холдинги, работающие на российском рынке.
К крупнейшим российским холдингам относятся «Евроцемент Групп», «Сибирский цемент»; ведущие зарубежные производители цемента на российском рынке представлены компаниями Lafarge, Heidelberg. Российские заводы, не входящие в состав промышленных групп, выпускают, как правило, небольшие объемы цемента, исключение составляют – «Новоросцемент» и «Мордовцемент».
В 2015 г. в структуре собственности основных российских цементных заводов не произошло существенных изменений, однако началась консолидация мелких предприятий с целью получения доступа к сырьевой базе и строительству на ее основе новых цементных заводов.
В России крупнейшим цементным холдингом является ОАО «Евроцемент Групп», в состав которого входят шестнадцать цементных заводов (в том числе 13 заводов в России, два на Украине и один в Узбекистане). Мощности холдинга по выпуску цемента составляют 35 млн т/год. Доля ОАО «Европецемент Групп» на российском рынке составляет 41 %.
Вторым по величине производителем цемента в России является Холдинговая компания «Сибирский цемент», в составе которой - четыре цементных завода. Доля компании на рынке составляет около 8 %.
ОАО «Новоросцемент» является одним из
старейших цементных предприятий и крупнейшим экспортером цемента в России. В состав предприятия входит
четыре цементных завода. В 2014 г. предприятие выпустило 3,7 млн т цемента Доля
предприятия на российском
рынке составляет 7,0 %.
Говоря об особенностях цементного производства в России, так же нужно отметить тот факт, что производители цемента неоднородно распределены по территории страны. Основная часть заводов по производству цемента находится в Центральном, Северо-Западном, Южном и Приволжском ФО, где и производится порядка 70 % всего российского цемента.
В товарной структуре, производимой в России продукции, преобладает цемент марки 400 (около 54 % от общероссийского производства) и марки 500 (38 %). В последние годы происходит постепенное увеличение объемов производства высокомарочных цементов (500 и 600). Однако объемы производства цемента марки 300 достаточно стабильны и составляют около 2%, что объясняется, в первую очередь, устойчивым спросом на дешевую продукцию.
Импортная цементная интервенция.
- Товарная структура импорта цемента представлена тремя основными продуктами: цементным клинкером, строительным цементом, ввозимым, в основном, в регионы, где он не производится, либо производится в недостаточных количествах (Центральный регион России, Калининградская обл. И Дальний Восток), и высококачественным белым цементом, производство которого в стране практически отсутствует.
- Крупнейшими импортерами цементной продукции являются Сланцевский цементный завод «Цесла» (Ленинградская обл.), Завод ЖБИ-2 (Воронежская обл.), Северная заря (Московская обл.) и другие. Цены на импортируемый из Китая, Турции и Беларуси цемент, как правило, ниже цен на отечественную продукцию.
- Что же представляет собой китайская и турецкая продукция цементной промышленности?
- По китайским стандартам выпускаемый цемент подразделяется на несколько марок: P.O и P.II – это портландцемент с минеральными добавками, и P.I – бездобавочный. Класс прочности: 32.5, 42.5, 52.5. Требования стандартов в Китае и в России несколько разнятся, поэтому реально наиболее распространенный китайский цемент P.O 42.5 соответствует российской марке ПЦ400Д20, хотя некоторые ушлые дилеры Китайского товара продают его под маркой ПЦ500ДО. Еще есть быстротвердеющие цементы, которые имеют в маркировке букву R.
Турецкий стандарт соответствует новому российскому ГОСТу 30515, а точнее, наоборот, данный ГОСТ был принят, чтобы соответствовать европейским требованиям. Из числа специальных, в Турции производятся и поставляются в Россию быстротвердеющий, высокомарочный и белый цементы.
Абсолютное большинство китайских и турецких заводов производят продукцию по более эффективному «сухому» способу, тогда как в нашей стране на него перешли лишь несколько производителей. В этом одна из причин дешевизны импортного цемента.
Китайский цемент в основном объеме поставляется в нашу страну морским путем до Владивостока или Находки, а далее по территории России железной дорогой. Еще четверть от объема китайской продукции везут по железной дороге через Монголию и Казахстан.
- Китайские производители тарируют продукцию в полипропиленовые биг-бэги на 1-2 тонны или, реже, в бумажные мешки по 50 кг с полиэтиленовым вкладышем для защиты от влаги.
- Для справки: Наш отечественный цемент пакуется в мешки без полиэтиленового вкладыша и такие дальние поездки для него губительны. Он набирает влагу и начинает превращаться в цементный камень.
- Теоретически биг-бэги и мешки - влагонепроницаемы, но после нескольких перегрузок некоторые из них обязательно рвутся. Полное время в пути до центральных областей России составляет не менее 30-40 дней, а при неизбежных проблемах с перегрузкой и железнодорожной отправкой обычно увеличивается вдвое, а то и - втрое. В результате, до станции назначения цемент обычно приходит уже скомковавшимся на 30-40%.
- Российские представители китайских фирм (а это - обычно, прогоревшие и сидящие на мели предприятия по производству строительных материалов) и здесь нашли выход. Некачественный продукт снова попадает на мельницу, где вторично размалывается в порошок, тарируется в безымянные мешки с гордой надписью «М400» или «Портландцемент М500» и поступает на наши строительные рынки. Ушлые российские цементники ставят это контрафактное деяние себе в актив производственной деятельности.
- Цемент турецкого производства попадает в Россию через порты черноморского побережья (Новороссийск, Азов, Ростов и другие). Тарирован он подобно китайскому — в биг-бэги или мешки в вакуумной упаковке на специальных поддонах.
- Перегрузке и транспортировке турецкого портландцемента присущи те же проблемы, что и китайскому, с той лишь разницей, что расстояние до Центральной России здесь в несколько раз меньше.
- Отмечают, что таможня и операторы ж/д перевозок на юге России более вменяемы, чем их дальневосточные коллеги. Это означает, что время ожидания погрузки-разгрузки здесь меньше, т.е. в конечном итоге продукция доходит до потребителя быстрее. Большое количество продукции отгружается в цементовозы.
- Хорошо, когда импортный цемент продают крупные предприятия - ЖБИ, которые импортируют его для собственных нужд, а продают излишки. В этом случае можно быть уверенным, что именно данный портландцемент прошел испытания и, скорее всего, был отобран по результатам испытаний среди продукции нескольких предприятий.
Так же хорошо, когда импортный цемент продается в оригинальной упаковке (больше относится к турецкой продукции в мешках). Не очень хорошо, когда продукция предлагается по цене на 10-20 % ниже рыночной. Можно нарваться даже на прошлогодний портландцемент, заново размолотый и перефасованный. Активность такого вяжущего довольно низка, и как следствие, - его марка значительно ниже, чем у аналогичного свежеизготовленного портландцемента.
Турецкие производители цемента пытаются закрепиться на российском рынке
Многие турецкие компании, выпускающие строительный цемент, вышли на российский рынок одновременно с началом строительства объектов для проведения Олимпийских игр в Сочи. Ведь 605 проектов было поручено выполнять турецким строителям, которые не преминули покупать цемент, изготовленный в Турции.
На цементном рынке Турции активно работают несколько коммерческих структур, созданных местным бизнесом, а также транснациональные компании. Страна существенно нарастила объемы выпуска разномарочного цемента и входит в число ведущих мировых производителей, конкурируя с Россией за пятое место в табели о рангах.
Среди производителей цемента особую активность проявляет компания Cimsa, которая контролируют около 7-8% рынка цемента в Турции. Кроме удовлетворения потребностей со стороны турецких застройщиков фирма Cimsa поставляет высокомарочный портландцемент и белый цемент через портовые терминалы Новороссийска в нашу страну. Кроме того, турецкая компания располагает собственными терминалами или долями в портовых сооружениях в Германии, Испании и Италии. Компания кроме обычного цемента активно рекламирует и продает белый цемент, который часто используется для декоративной отделки зданий.
Предложений по приобретению цементной продукции дешевого турецкого производства — множество. Дешевый турецкий цемент закупают пароходами, составами, везут по всей стране. Не узнавая у специалистов, из чего состоит этот цемент, в чем его плюсы и минусы.
Болгарские борцы за здоровый образ жизни надеяться на авось не стали. Сделали развернутый анализ и обнаружили в составе турецкого цемента опасные для здоровья человека вещества. Теперь Болгария отказалась от турецкого цемента. И успешно развивает собственную цементную промышленность.
А вот в одном из подмосковных городов никаких анализов
не сделали, а просто поверили сертификату соответствия, который сопровождал
турецкий цемент. В результате бетонные изделия, изготовленные из заморского
цемента, рухнули.
«Сейчас заказчик хочет знать
все досконально: какая фирма делает окна, откуда стекла, цемент, кирпичи,
дерево — заявляет Игорь Ортошко, руководитель фирмы, которая специализируется
на коттеджном строительстве. — И вопросы задают: почему, имея свои качественные
цементные берега, мы используем непонятное импортное сырье? Это очень странный
расклад. Мой совет — подальше от турецкого цемента.»
Негативно относится к качеству турецкого цемента и опытная московская фирма «МКО», которая много лет работает на строительном рынке. Ее экономисты, умея неплохо считать, заметили, что турецкий цемент преодолевает тысячи километров до российского рынка, а конечные цены практически те же, что и у российского производителя.
По их расчетам, если учесть затраты на доставку импортного цемента, перевалку, временное хранение на складах, таможенную очистку, то сам цемент ничего не стоит?
Не следует далеко отрываться от южных регионов России, где в основном оперируют турецким продуктом, обратимся к местным производителям российского цемента. Например, в Крыму есть худо-бедно действующий Бахчисарайский цементный завод. Вложив в его приобретение и развитие те же валютные средства, затраченные на турецкий цемент, Крым закроет свои потребности в цементе на 60%.
Не нужен нам цЕмент турецкий!
Текст: Владимир Иванов, Сергей Санников
Комментарии (0)