По материалам работы С.В. Воронковой «Заводское строительство в России в годы первой мировой войны (к проблеме развития промышленного потенциала)» http://economicarggu.ru/2002_5/01.shtml
Проблема заводского строительства непосредственно связана и отражает изменения промышленного потенциала страны. При этом речь идет не о простом увеличении объема имеющегося производства, а, прежде всего, качественном развитии индустриального потенциала страны, что предполагает эволюцию производственно-отраслевой структуры промышленности.
Понятие «заводское строительство» включает разные его формы: сооружение новых предприятий «с нуля», возведение новых цехов на имеющихся предприятиях, что было обусловлено или их существенным расширением, или возникновением на них новых производств.
Война, начавшаяся в августе 1914 г., очень скоро проявилась как машинная война, которую успешно могли вести лишь страны, обладавшие достаточным экономическим потенциалом, имевшие развитую промышленность, особенно такие ее отрасли как топливная, металлургическая, машиностроительная и химическая.
Россия очень скоро после начала войны оказалась в тисках острейшего хозяйственного кризиса, прежде всего, транспорта, нехватки топлива и металла, продовольствия и квалифицированных рабочих кадров, что вызвало серьезные трудности в вооружении и общем материально-техническом обеспечении армии, в условиях жизни населения страны.
Это повлекло активное обсуждение в обществе и государственных структурах не только проблем преодоления кризиса вооружения русских войск, но и более общих вопросов развития отечественной индустрии. Война обнажила масштабность подчиненности российской промышленности индустрии других государств. Многие предприятия не могли осуществлять успешный выпуск продукции, не имея заграничного или сырья, или полуфабрикатов, или отдельных частей и деталей, агрегатов к ним, особенно при выпуске сложной машиностроительной продукции.
Царское правительство, представительные организации русской буржуазии, стремясь выйти из кризиса вооружения армии, мобилизуя промышленные ресурсы страны на достижение военных успехов, пытались обеспечить и стабильность послевоенной экономики, что могло быть достигнуто только при условии развития промышленности.
В истории заводского строительства в годы Первой мировой войны можно условно выделить три основных периода.
- Первый период охватывает время с начала войны и до весны 1915 г. Для него характерны незначительная выдача оборонных заказов и проявление, в основном, частной инициативы со стороны небольшой группы крупных предприятий в переоборудовании заводов для производства вооружений и боеприпасов, которые и до войны получали казенные заказы.
- Второй период начинается с весны 1915 г., когда полномасштабно проявился кризис вооружения русской армии, и государственная власть вынуждена была принимать энергичные меры для его ликвидации. В ходе решения этой проблемы предполагалось широкое привлечение частной промышленности к выпуску предметов вооружения и общего материально-технического обеспечения фронта. Основным методом выполнения этой задачи стала широкая выдача казенных заказов, которая, как правило, предполагала строительство новых заводов, реконструкцию предприятий и даже их отраслевую переориентацию. Этот период продолжался приблизительно до начала 1916 г., когда стала очевидной необходимость принятия более радикальных мер для развития отечественной промышленности.
- Третий период (с начала 1916 г. и до осени 1917 г.) характеризуется выработкой определенных «программ» заводского строительства, которые касались сооружения не отдельных предприятий, а определенных групп заведений соответствующей производственной направленности.
Среди факторов, которые влияли на развитие заводского строительства в годы Первой мировой войны, можно назвать следующие.
Прежде всего, это практика раздачи государственных заказов, которая была традиционна для отношений российских предпринимателей и казны, но в годы войны она получила особенно значительное развитие, а главное охватила совершенно новые сферы промышленного производства, придав им в целом ряде случаев более индустриальный облик.
Оказываемая в этих случаях финансовая поддержка частным предприятиям формально выглядела как оплата заказов.
Вторым фактором был естественный процесс переливов капиталов в те отрасли и производства, рыночная конъюнктура в которых сулила получение более высоких прибылей и одновременно гарантировала сбыт изделий, то есть определялась объективными условиями функционирования капиталистического производства.
Самой распространенной формой развития заводского строительства на протяжении всей войны была выдача оборонных заказов, которая особенно широко происходила с весны 1915 г., когда были резко увеличены нормы боевого и материального обеспечения русской армии.
Предоставление заказов предусматривало, как правило, или строительство нового предприятия, или значительное расширение старых, в том числе благодаря постройке новых цехов и отделений. Этот процесс особенно захватил металлообрабатывающие и химические производства, непосредственно связанные с выпуском вооружений, предметов боевого снабжения армии, но коснулся предприятий и других отраслей промышленности.
Основу стихийного роста заводского строительства в годы войны составило стремление заводчиков получить дорогостоящие казенные заказы в условиях острого кризиса вооружений, который переживала русская армия уже с начала 1915 г. В то же время развитие этого процесса стимулировалось существовавшими и вновь созданными государственными структурами, в задачи которых входило привлечение более значительного круга отечественных предприятий к работе на оборону, оказание им финансового и технического содействия в налаживании нового производства, а также последующий контроль за работой этих предприятий для обеспечения своевременного исполнения заказов.
Значительные успехи в заводском строительстве в годы Первой мировой войны пришлись на долю российской химической промышленности. Строительство в отдельных производствах химической промышленности, особенно связанное с производством взрывчатых веществ и кислот, осуществлялось в значительных размерах и было достаточно успешным.
Широкое развитие в годы Первой мировой войны за счет нового заводского строительства получило авиастроение. Оно было представлено накануне войны восьмью самолетостроительными заводами и мастерскими, а также тремя авиамоторными предприятиями. Начавшаяся война очень скоро показала возможности применения авиации на фронте, что повлекло соответственно спрос на продукцию авиационных предприятий и быстрый рост требований к качеству самолетов и моторов.
Выдача казенных заказов и специальные меры поддержки отечественной промышленности, безусловно, стимулировали развитие производства и заводское строительство в области авиации. Если перед войной было всего 11 авиационных заводов и мастерских, то на начало 1917 г. в России насчитывалось 14 самолетостроительных предприятий, на которых было занято около 12 тыс. рабочих; производство авиационных двигателей было налажено на 7 заводах, насчитывающих около 3,5 тыс. рабочих. Таким образом, всего на 21 русском авиационном предприятии трудилось 15,5 тыс. рабочих. Суммарная средняя производительность аэроплановых заводов в месяц в конце 1916 г. составляла 200 аппаратов (довоенная - 40), а моторных - около 100 двигателей (против 10-15 до войны).
Примером еще более целенаправленного развития стало в годы Первой мировой войны российское автомобилестроение. Россия вступила в войну, совершенно не имея автомобильной промышленности. Лишь несколько предприятий занималось ремонтом и сборкой автомобилей из импортных частей. Наиболее успешным опытом налаживания собственного производства стала деятельность Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, создавшего весьма совершенную для того времени конструкцию автомобиля «Руссо-Балт».
Всего за 1910-1915 гг. было выпущено около 450 машин, преимущественно легковых. Эвакуация предприятия в 1915 г. привела к остановке производства, так как отделения завода (вагоностроительное, самолетостроительное и автомобильное) были отправлены в различные города – Тверь, Петроград, Москву.
Отпуская такие большие средства на сооружение частных автомобильных предприятий, военное ведомство приняло ряд мер, направленных к созданию государственного контроля и осуществлению определенного государственного руководства строительством автомобильных предприятий.
Опуская подробности, вопрос о развитии отечественной автомобильной промышленности был разрешен в виде принятия определенной программы строительства пяти частных и одного казенного заводов. Хотя предприятия сооружались в разных местах, но нельзя не отметить явное предпочтение городов Центрально-промышленного региона и особенно Москвы.
Начавшееся весной-летом 1916 г. сооружение автомобильных предприятий сразу же столкнулось с целым рядом трудностей: нехватка железа, бетона; срыв подвоза строительных материалов из-за плохой работы железнодорожного транспорта.
Однако главной причиной в задержке сооружения автомобильных предприятий были трудности в получении валюты для закупки оборудования.
Рассмотренные направления в развитии заводского строительства в годы Первой мировой войны показывают, что сооружение новых предприятий велось прежде всего в отраслях и производствах, работающих на оборону, хотя некоторые имели и более широкое экономическое значение. Это относится к авиационной, автомобильной и химической промышленности.
Преимущественное строительство в 1915-1917 гг. именно оборонных предприятий подтверждает информация о других строительных программах и сооружении отдельных заводов.
Развитие целого ряда базовых отраслей российской индустрии (топливной, металлургической, электротехнической) и ее энергетического обеспечения не стало объектом интенсивного строительства в 1914 -1917 гг. и даже предметом всестороннего обсуждения. В лучшем случае речь шла о сооружении отдельных и, можно сказать, единичных предприятиях. Нельзя не отметить тот факт, что владельцы угольных шахт и нефтяных промыслов предпочитали вести строительство химических предприятий оборонного назначения, чем развивать основное производство.
Больше внимания и сами предприниматели, и органы регулирования и мобилизации промышленности проявили в годы Первой мировой войны к развитию отечественного станкостроения. Появление программы развития отечественного станкостроения было обусловлено весьма сложной ситуацией, которая складывалась в России с оборудованием новых, строящихся предприятий и реконструкцией, расширением старых заводов, которые стремились наладить производство вооружений.
Как и в довоенный период, основной формой обеспечения потребностей российской промышленности в станках и машинах оставались заграничные закупки. Заказы делались на большие суммы, в том числе в счет предоставленных кредитов, для казенных и частных предприятий.
Рост производства станков и оборудования на российских заводах в годы войны шел в основном стихийно, главным образом, в виде эпизодических выпусков отдельных небольших партий. Чаще всего заводы налаживали у себя производство станков для собственных нужд. Изготовление станков на отечественных предприятиях, хотя и увеличилось в 1915-1917 гг., но не сопровождалось каким-либо развитием заводского строительства в этой отрасли.
В заключение хотелось бы сделать некоторые замечания о воздействии заводского строительства на отдельные отрасли промышленности в годы Первой мировой войны. И источники, и литература свидетельствуют, что особенно значительным динамизмом отличалось в годы войны развитие машиностроения, прирост общей продукции которого на рубеже 1916-17 гг. составлял 476 %, а военной 1423 %.
Благодаря новому заводскому строительству в годы Первой мировой войны изменялся и промышленный потенциал отдельных индустриальных районов и центров Российской империи.
Отмечается значительный прирост уже в 1915 г. показателя стоимости производства к уровню 1912 г. в Центрально-черноземном районе (208 %), Поволжском (15,5 %) и Северо-Кавказском (77,3 %). Именно там, как было отмечено выше, велось активное казенное и частное заводское строительство, возникали новые химические и металлообрабатывающие предприятия, что способствовало росту профессиональных рабочих кадров в этих районах. Эта общая тенденция имела значительные отличия в динамике отдельных губерний. Например, численность рабочих в Тамбовской губернии возросла на 15,8 %, в Орловской - на 31 %, в Воронежской - на 42,3 %. В годы войны весьма бурным было развитие некоторых губерний среднего Поволжья. Так, численность рабочих в Казанской губернии увеличилась на 58,9 %, а стоимость производства - на 62,7 %; соответственно в Самарской губернии эти показатели поднялись на 164 % и 145 %.
Существенным оказалось в годы войны развитие Центрально-промышленного региона, где велось активное заводское строительство. В его состав прочно вошла Тульская губерния, увеличившая и численность рабочих, и стоимость производимой продукции в 2 раза. Особенно заметным и для региона, и в целом для страны был рост Московского промышленного центра.
Москва выделялась даже по увеличению (50 %) такого показателя, как количество промышленных заведений, значительным был прирост численности рабочих (39 %). Рост стоимости производства составил 18 %, в его динамике отразилась, очевидно, незавершенность строительства многих заводских объектов, которые так и не развернули в полной мере запланированное производство.
В годы Первой мировой войны вырос и промышленный потенциал Петрограда. По данным Петроградского заводского совещания к августу 1916 г. в районе насчитывалось 672 оборонных предприятия. Из них 40, с числом рабочих 6685 человек, были новыми.
Итак, подводя краткие итоги рассмотрения истории заводского строительства в России в годы Первой мировой войны, следует признать, что, несмотря на все трудности реализации этой задачи в условиях быстро развивающегося в стране хозяйственного кризиса, удалось осуществить сооружение достаточно значительного числа новых предприятий.
Это происходило во многом благодаря усилиям государственных структур, занимавшихся мобилизацией промышленности, инициативы предпринимателей и финансовой поддержке со стороны правительства. Наиболее активно заводское строительство велось в отраслях и производствах, связанных с обеспечением армии вооружением.
Незавершенность многих объектов заводского строительства была обусловлена, прежде всего, производственно-технической зависимостью России от других стран, что повлекло большие заказы оборудования за границей для сооружаемых предприятий, последующие затруднения с их доставкой и, как следствие, нарушение сроков пуска заводов.
Однако возведенные предприятия с успехом были использованы советским государством уже в ходе гражданской войны и интервенции, но особенно в период восстановления и реконструкции промышленности.
Труд строителей, инженеров, руководителей строек, наконец, огромные финансовые затраты государства не пропали даром.
Комментарии (0)