Куда податься молодому инженеру-строителю? (Советы реликтового строителя)

Здравствуйте, уважаемый Строительный Эксперт!

У меня вопрос о возможности реализации в строительной сфере молодого инженера с высшим строительным образованием. Строительные компании и организации при трудоустройстве требуют помимо теоретических знаний - твердые навыки и опыт в строительстве. На строительную практику можно попасть только студентам строительного ВУЗа, отдельных оплачиваемых услуг в этой сфере нет. Какие навыки должны быть у профессионала и как приобрести их по вашему опыту? Как достичь необходимых знаний и опыта для развития собственной строительной компании? Что необходимо развивать инженеру для достижения высоких профессиональных результатов? Спасибо.
Ольга Тюменцева.

3130697d1d69f80fd6c10619dda4483f.jpg

Проблема адаптации выпускников строительных ВУЗов на строительных площадках страны сложна, многогранна и трудно решаема. На эту тему написано немало ученных трудов и публикаций.

Писал на данную тему и автор настоящей работы в эссе «Ученого учить только портить», и посему советовал бы госпоже Тюменцевой читать эту статью совместно с указанной выше.

Конечно же мнение автора данной публикации не есть «истина в последней инстанции». Просто есть стремление поделится с читателя знаниями инженерной деятельности в строительстве умноженные на 50-ти летний опыт работы на стройках страны.

Весьма коротко о инженерной деятельности и инженерах-строителях

Инженер-строитель (фр. ingenieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта (зданий и сооружений).

Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений проектирования, возведения и эксплуатации зданий и сооружений.

Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными машинами. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах.

Инженеры-строители, как правило, принимают активное участие в политической жизни. Знакомые примеры: Борис Ельцин и Сергей Шойгу в России; Дональд Трамп в США.

В Российской Федерации за основу инженерного образования принята англо-саксонская модель или так называемая двухуровневая (бакалавриат и магистратура), «болонская система».

Главный человек на стройке

Самым главным человеком на стройке является прораб, или инженер-строитель. Прораб, по сути, генеральный менеджер, он управляет всем строительством.

Прораб — профессионал, знающий все тонкости строительных работ. Он руководит работой нескольких бригад численностью 150-200 человек самых разных строительных специальностей. Профессия прораба близка к инженерным специальностям и одновременно несет в себе обязанности менеджера проекта: контроль выполнения технологии строительства, субподрядных договоров и расходов, контакты с заказчиками, развод рабочих.

Высшее образование прораб должен иметь обязательно. И не только профильное (строительное). Высоко ценятся соискатели-управленцы, имеющие образование в области менеджмента.

d07e423a6034729019201567eda87d07.jpg

В России уровень оплаты труда прорабов достаточно высок — $500-600 и выше. Иногда требуются узкие специалисты: для наладки вентиляции, сантехники, электрики, прокладки высоковольтных и низковольтных кабельных линий, монтажа наружного освещения и др. Но в большинстве случаев нужны универсалы, способные вести объект «от и до» на любом участке.

Выпускнику строительного ВУЗа часто остаётся только закатывать рукава и надеть белую каску. Но однако не лишним будет разобраться в тонкостях представляемой профессии.

Примите как аксиому: сразу прорабами не становятся. Нужно поработать на стройке пару лет рабочим и как минимум, год мастером. И только тогда, если все будет получаться, вас назначат прорабом.

Долгий путь к профессии вполне оправдан. Хороший прораб должен уметь и мастерком работать, и цемент замесить, и стену сложить. Тогда он сможет квалифицированно оценить сделанное другими, провести технадзор. Это кстати, одна из его главных обязанностей.

Другая - грамотная организация процесса строительства. В распоряжении прораба находятся не только бригады, но и техника: подъемные краны, грузовики, бульдозеры и т. д.

Как опытный полководец, чтобы получить максимальную отдачу, он расставляет рабочих и машины по своим местам. В любую погоду он присутствует на стройке, корректирует действия бригад, не допускает простоя техники, вовремя перебрасывает силы на сложные участки. Обеспечивает рабочих материалами, спецодеждой, оборудованием.

Работа эта напряженная - посменная. Хороший прораб старается создать в коллективе доброжелательную атмосферу, когда каждый чувствует себя на своем месте, ощущает важность того, что он делает. Конечно, управлять большим количеством рабочих в одиночку невозможно. На помощь приходят бригадиры и звеньевые. И вот тут не обойтись без коммуникабельности, умения находить общий язык с разными людьми. Чтобы избежать разногласий, надо обладать непререкаемым авторитетом. А заслужить его может только профессионал, способный разобраться в возникающих проблемах и оперативно их решить.

af145fc0bbc6c044571346671a10ec4a.jpg

Профессия требует не только опыта в строительном деле и организаторских способностей, но и глубоких инженерно-технических знаний, которые можно получить лишь в специализированном вузе. Чтобы дать четкое задание бригадам, необходимо уметь читать сложные чертежи. Вся проделанная работа на строительном участке должна строго соответствовать проектно-сметной документации.

Немало работы и с разнообразными документами. Весь ход строительства обязательно «протоколируется». Надо заполнить журналы по технической документации, оформить наряды, зафиксировать объемы работ и определить сроки их выполнения. Чтобы все необходимое оборудование и техника были в наличии - вовремя составить заявку на материалы, конструкции, детали, инструмент, заказать со складов комплектующие. Встречать приходящие машины, организовать разгрузку, проверять сопроводительные документы и сертификаты.

Прораб несет ответственность за все происходящее на стройке, контролирует работу каждого, обеспечивает сохранность оборудования и материалов. Он же следит за безопасностью людей. Сначала проводит первичный инструктаж, объясняет правила пользования защитными приспособлениями, предупреждает о возможных последствиях их нарушения. Затем следит за выполнением норм

Иногда отдельные виды работ производят субподрядные организации. В этом случае прораб дает задание, контролирует выполнение и оценивает результат. Наконец, он участвует в сдаче готового объекта заказчику.

Конкурентоспособность выпускника строительного вуза на рынке труда

Понятие конкурентоспособности молодого специалиста, в основном, замыкается на том - какие же способности, качества, знания, умения и навыки обеспечивают востребованность выпускника вуза на рынке труда?

В идеальном варианте вузы должны иметь обобщенную модель конкурентоспособного выпускника по всем направлениям и специальностям подготовки, которую осуществляет учебное заведение.

На сегодняшний день такая модель существует в виде государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Однако госстандарт отражает только часть требований, а именно – знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник вуза.

Как правило, выпускники, обладающие отличными знаниями, прекрасными умениями и практическими навыками в своей сфере подготовки, тем не менее, далеко не всегда конкурентоспособны на рынке труда.

d667e77456f66c6a1c7d6d6fc3ab947f.jpg

Чего же не хватает для достижения высокого профессионального уровня?
Конкурентоспособность молодого специалиста, должна рассматриваться не только в профессиональной, но и в личностной сфере.

Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих знаниях, а в конечном итоге и в своих силах для достижения поставленных целей. Основными направлениями, по которым должна вырабатываться уверенность в себе как будущего профессионала являются:

освоение и совершенствование профессионального мастерства.адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.создание благоприятного внешнего облика, имиджа.Другими словами, в процессе обучения у студентов должны формироваться три группы навыков: технологические, коммуникативные и концептуальные. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникативные имеют непосредственное отношение к общению с различными людьми.

Концептуальные — это искусство прогнозировать события, планировать деятельность, принимать ответственные решения на основе системного анализа. Изучение опыта работы менеджеров различного уровня, а также собственный опыт управленческой деятельности позволяет, идя от противного, описать модель эффективного сотрудника-профессионала через ответы на следующие вопросы:эффективно ли работает сотрудник без давления со стороны руководителя?выполняет ли сотрудник работу высококачественно и в срок?приложит ли сотрудник дополнительные усилия, если это потребуется коллективу?работает ли сотрудник хорошо в отсутствие шефа?создает ли сотрудник проблемы на работе?помогает ли сотрудник другим своим коллегам лучше выполнять их работу?предотвращает ли сотрудник конфликты, способствует ли созданию благоприятного психологического климата в коллективе?

Таким образом, именно оптимальное сочетание профессионализма и социально-психологических качеств может обеспечить будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда, а вузам — конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

a6ca90bc69020f035ca57fe6d46a795e.jpg

Заключение

Проблема адаптации инженера-бакалавра на строительной площадке сложна, так как советская система государственного распределения, наставничества и льгот молодым специалистам бездумно разрушена. Надежда на то что «Его Величество Рынок» рабочей силы беззатратно все выправит – оказалось химерою.

Проблема адаптации многогранна потому что ее внешние нестроения влияют на внутреннюю сущность выпускника вуза. Научные исследования показывают, что лишь 10-12 % выпускников строительных вузов твердо убеждены - «Стройка - есть смысл моей жизни».

Остальные 80% сталкиваясь с вопросами трудоустройства, пасуют и либо вовсе не реализую себя в качестве инженера-строителя, либо пополняют ряды тех специалистов, которые «ни украсть ни покараулить» не в умеют.

Проблема адаптации трудно решаема потому, что решать ее необходимо «всем миром». А объединить усилия строительного бизнеса, законодательства и строительного образования крайне сложно.

Но все эти проблемы ничто по сравнению с простым житейским правилом: «Строительство как вид человеческой деятельности вечно, а профессия строителя будет востребована пока людям нужны здания и сооружения».

Однако чтобы стать достойным инженером-строителем надо видеть в этой профессии смысл своей жизни.

Борис Скупов

Комментарии