Андрей Малов, управляющий директор Коллегии адвокатов «Малов и партнеры»
Строительcтво – одна из отраслей, в которых на так называемые неформальные платежи приходится особенно значительная доля издержек. Рынок к этому привык, но в изменившейся экономической ситуации конфликты между чиновниками и застройщиками все чаще обостряются.
Условия опасной игры
Для начала напомним несколько общеизвестных положений Уголовного кодекса РФ. Он содержит три статьи, связанных со взятками чиновников. Это ст. 290 «Получение взятки», ст. 291 «Дача взятки», ст. 291.1 «Посредничество во взяточничестве». Под взяткой могут рассматриваться не только деньги, но и ценные бумаги, иное имущество, а также незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав.
Выделяются значительный (более 25 тыс. рублей), крупный (более 150 тыс. рублей) и особо крупный (более 1 млн. рублей) размер взятки. Выбор наказаний весьма разнообразен - от штрафа до лишения свободы.
Взяткодатель может быть освобожден от ответственности, если «активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело». Добровольное сообщение о преступлении и активное способствование его раскрытию и пресечению также помогут в посредничестве при передаче взятки.
Однако в строительной сфере число уголовных дел, связанных с коррупцией, до сих пор исчисляется единицами. Бизнесмены предпочитают не нарушать без необходимости правила игры.
Между тем «вытягивать» неформальные платежи из застройщиков чиновники могут на всех этапах – от подготовки документов до ввода объекта в эксплуатацию.
На этапе предоставления прав на участок
Известны случаи, когда на аукционах на право аренды земельных участков побеждают нужные чиновнику компании. Остальным претендентам документы возвращают по причине их несоответствия формальным требованиям или просто «теряют». В большинстве случаев трудно рассчитывать на победу в аукционе, не взяв чиновника в долю при строительстве.
Согласно Градостроительному кодексу РФ (п.17 ст. 46), срок выдачи планов земельных участков не должен превышать 30 дней, однако зачастую чиновники затягивают их выдачу до нескольких месяцев, вымогая деньги за ускорение.
С той же целью затягиваются сроки государственной экспертизы проектной документации, проводимой органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с п.1 ст. 6.1 Градостроительного кодекса РФ. Основания для возврата документов, поданных на госэкспертизу, достаточно формальные, проверить их комплектность и соблюдение всех требований можно оперативно. Однако сроки возврата документов с формулировкой «об отказе» законодательно не определены.
На этапе подключения объектов к инженерно-техническим сетям
Чтобы найти техническую возможность подключения к сетям или получить не слишком разорительные условия подключения, тоже порой нужно открывать кошелек. В противном случае, например, технические условия от электросетевой организации будут предполагать строительство новых подстанций, прокладку новых линий электропередач за счет застройщика. А точка присоединения к газопроводу окажется не рядом со строящимся предприятием, а во многих километрах от него.
На этапе строительства
Чиновники могут отказать в выдаче разрешения на строительство даже при наличии согласованной проектной документации. К тому времени заявитель уже понес значительные затраты, и ему ничего не остается, как согласиться на еще одну взятку. Нередки случаи, когда разрешение выдается уже после начала строительных работ (на основании гарантийных писем), и вымогать средства из застройщика становится еще легче.
Сроки межведомственного согласования работ в технических и охранных зонах могут намеренно затягиваться – также с целью получения неформального платежа.
На этапе ввода в эксплуатацию
За выдачу заключения о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации приходится заплатить, поскольку выполнить все требования, установленные в нормативных правовых и технических актах, практически невозможно.
В соответствии с п.2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, для ввода объекта в эксплуатацию также надо обратиться в орган, выдавший разрешение на строительство. И тут есть повод для взятки: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию могут не выдать даже в том случае, если ранее не было никаких замечаний к проектной документации и процессам строительства. На финальной стадии внезапно могут обнаружить нарушения, устранить которые либо сложно, либо вовсе невозможно, и ничего не остается, как согласиться еще на один платеж.
Как все это можно изменить?
Нарушения при проведении аукционов на стадии выдачи предварительных документов, при неправомерном отказе в выдаче разрешения на строительство, могли бы стать отдельными составами в Кодексе об административных правонарушениях РФ с ответственностью для должностных лиц вплоть до дисквалификации. Соответствующие предложения со стороны службы Уполномоченного по защите прав предпринимателей звучат не первый год, но пока что не находят отклика у законодателя.
Кроме того, необходимы прозрачные правила подключения к инженерным сетям, информация о технологической возможности по присоединению должна быть открытой и общедоступной в интернете. Как мы видим, в этом направлении работы тоже непочатый край.
Говорит главный эксперт Института государственного и муниципального управления НИУ-ВШЭ, общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере противодействия коррупции Дина Крылова
«Уголовных дел против коррупционеров в сфере строительства возбуждается немного. Предпринимателям это неинтересно. Собственно, они бы с удовольствием сдавали взяточников правоохранительным органам, но прекрасно понимают, что если у них создастся такой «шлейф», то потом с бизнесом могут быть серьезные проблемы.
И всегда есть страх, что уголовное дело не будет доведено до конца, чиновники уйдут от ответственности и сведут с ними счеты. А могут дело и перевернуть, в результате чего к уголовной ответственности привлекут самого предпринимателя за дачу взятки.
Вообще, обращаться в правоохранительные органы бизнесмен станет не раньше, чем коррупционные поборы станут настолько велики, что загонят его в угол. И потенциальный ущерб станет выше, чем риски, связанные с тем, чтобы чиновника «сдать». В последнее время бизнес начинает этим пользоваться - очень рационально, взвешивая все «за» и «против». Впрочем, это в любом случае возможно, если есть друзья-знакомые, которые помогут самому не сесть в тюрьму. То есть бизнесмен не пойдет с улицы в ближайшее отделение полиции, это точно.
Такие дела штучные, и слишком широко об этом не рассказывают. Вариант каждый раз нетиповой, «эксклюзивный». Считается, что достаточно эффективно работает в этом плане ФСБ. Обращаться в МВД, учитывая их систему подчиненности, смысла немного. Система работает таким образом, что даже если тебе попадутся честные должностные лица, у твоих противников могут оказаться связи на более высоком уровне, и через приказы возбужденное дело заберут, отдадут другому человеку. Или просто перекроют возможности дальше преследовать взяточника. А у ФСБ другая методика, очень тихая, там не принято вмешиваться в компетенцию друг друга. Система несравненно более защищена от коррупции. Уровень взяточника должен быть запредельно высоким, чтобы ей помешать.
То, что мы имеем, в значительной мере происходит потому, что местное самоуправление – это довольно независимая часть системы власти. На федеральном уровне органы как-то стараются отрегулировать работу своих подразделений, там есть нормативка, административный регламент, система управления от центра до территориальных подразделений, и она делает возможным как-то влиять на процесс через жалобы. А местные – сами себе царьки. Круговая порука - ворон ворону глаз не выклюет. И там творится самый большой беспредел».
Исключения из правил
Редко, но бывают в строительной отрасли и положительные примеры противостояния бизнесменов с чиновниками.
Например, в 2014 году руководству ООО «Жилсоцстрой» из подмосковного Климовска удалось доказать свою правоту в конфликте с местной администрацией.
Руководство МУП «Теплосеть» и МУП «Водоканал» отказывалось подключать уже построенные корпуса жилых домов к инженерным сетям, вынуждая застройщика выполнить (или оплатить) мероприятия, которые технологически не являлись необходимыми для подключения и должны были производиться за пределами его земельного участка.
Борьба была весьма длительной. В ней участвовал Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, при содействии которого Генеральная прокуратура инициировала проверку и выдала соответствующие представления об устранении нарушений законодательства.
А межрайонное управление МВД России «Подольское», в свою очередь, возбудило уголовное дело «в отношении неустановленных следствием лиц» по ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Еще до этого Арбитражный суд Московской области удовлетворил иск ООО «Жилсоцстрой» и обязал МУП «Водоканал» заключить договоры о подключении домов к системам водоснабжения и водоотведения.
В июле 2014 года все необходимые разрешения на подключение, а также разрешение на ввод жилого комплекса в эксплуатацию были получены.
Впрочем, такое развитие событий – скорее исключение из правил. И ситуация останется таковой, пока провокационные действия чиновников в рассматриваемых случаях не получат законодательную регламентацию, с детальным описанием ответственности в случае нарушений.
Комментарии (0)