Инженерный гений Владимира Григорьевича Шухова давно получил мировое признание. Более полувека – с последней четверти XIX по 30-е годы ХХ столетия – его работы определяли достижения Российской Империи и Советского Союза, их мировой приоритет в самых разных областях инженерной мысли.
Склонил голову перед его инженерным гением В.Г.Шухова и Президент России В.В. Путин: «Его технические идеи принесли русской инженерной школе мировое признание и по сей день остаются актуальными».
Введение
Диапазон творческих интересов Шухова был поразительно широк. Нефтепереработка, теплотехника, гидравлика, судостроение, военное дело, реставрационная наука – во всех этих столь разнородных областях он сделал фундаментальные изобретения, создал технологии и конструкции, ставшие прорывом в будущее.
Сооружения Шухова, помимо своих чисто инженерных достоинств, важны для нас тем, что позволяют погрузиться в эпоху первой технической революции, когда понятие «техника» имело еще безоговорочно положительное содержание.
Изобретенные им совершенные конструкции резервуаров, трубопроводов, насосов, нефтеналивных судов, нефтеперегонных аппаратов намного опередили свое время, теории их конструирования были признаны классическими, а формулы расчета вошли во все учебники и справочники, в том числе и в первый русский курс «Технологии нефти» К.И.Тумского (1891, 1896).
Особый вклад Шухов внес в развитие строительного искусства, создав новаторские, поражающие смелостью замысла, простотой, изяществом и одновременно надежностью и долговечностью пространственные системы покрытий и высотных сооружений из металла. Можно смело утверждать: после Шухова в этой области не было сделано принципиально новых изобретений и не было создано конструкций, столь совершенных эстетически.
О происхождении рода Шуховых
Владимир Григорьевич Шухов родился 16(28) августа 1853 года в небольшом и тихом провинциальном городе Грайвороне, тогда Белгородского уезда Курской губернии, где отец его исправлял должность городничего.
О своем происхождении сам Шухов рассказывал так: «Мой пращур был вольный штатский человек, мобилизованный на войну со шведами. За храбрость в бою под Полтавой Петр Великий пожаловал его дворянством». Но дворянство это, по-видимому, было личным. Потомственное дворянство получил уже дед Шухова вместе с обер-офицерским чином.
Отец Владимира Григорьевича, Григорий Петрович, окончил Харьковский университет – один из лучших в Российской Империи. Благодаря своему образованию, решительному и твердому характеру, честности, трудолюбию и обаянию, Григорий Петрович довольно быстро сделал блестящую карьеру по министерству финансов.
Однако затем, под влиянием своего друга, знаменитого хирурга Н.И. Пирогова, он перешел в Ведомство императрицы Марии, занимавшееся благотворительными, медицинскими и учебными заведениями и переехал на работу в Петербург, где его вскоре произвели в надворные советники.
Мать В.Г. Шухова, в девичестве Вера Капитоновна Пожидаева – дочь подпоручика Капитона Пожидаева, имевшего маленькое имение в Щигровском уезде Курской губернии.
Родители воспитали в своем сыне целеустремленность, трудолюбие, проницательность и жажду к знаниям.
Строки начала биографии
В 1864 году, в одиннадцатилетнем возрасте, Володя Шухов поступил в Петербургскую гимназию. В гимназии Владимир занимался хорошо и проявил способности к точным наукам, особенно к математике. Однажды на уроке он доказал теорему Пифагора способом, который сам придумал. Учитель отметил оригинальность доказательства, но поставил двойку за отступление от догмы.
Гимназию Владимир закончил в 1871 году с отличным аттестатом. Выбор профессии был однозначным. Кроме выдающихся математических способностей, у Володи Шухова была уже к той поре мечта стать инженером, практической деятельностью способствовать развитию России, процветанию своей страны.
По совету отца Владимир поступает в Императорское московское техническое училище. (Ныне МГТУ имени Баумана). В те годы оно было учебным заведением, где предоставляли возможность получить фундаментальную физико-математическую подготовку, приобрести глубокие знания по другим теоретическим дисциплинам и одновременно овладеть прикладными ремеслами, столь необходимыми инженеру-практику. Учебные программы здесь составлялись на основе учебных и практических курсов Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения — самого передового учебного заведения Европы.
Выдержав вступительные экзамены в училище, Владимир Шухов был зачислен в «казеннокоштные воспитанники» и жил самостоятельно в казенных дортуарах, изредка навещая родителей, которые в то время жили в Варшаве.
Учиться в училище было непросто, атмосфера здесь царила тяжелая: строгий режим, казарменная дисциплина, мелочный надзор, ущемление элементарных прав. Но строгости являлись не самоцелью, а побуждали к прилежной и добросовестной учебе. От воспитанников требовали отличного усвоения основ физико-математических знаний, на основе которых инженер должен имеет все для своего дальнейшего самостоятельного роста.
Приученный родителями к самостоятельной и скромной жизни, Владимир Шухов упорно занимался физикой и математикой, работал в читальном зале, чертежной, столярной и слесарной мастерских. Успехи В. Шухова заметили и оценили по достоинству его преподаватели по училищу, известные ученые: доцент по кафедре аналитической механики Н.Е. Жуковский, профессор по кафедре математики А.В. Летников, почетный член педагогического совета академик П.Л. Чебышев, который прославился своими работами по теории чисел, теории вероятностей и теоретической механике.
В 1876 году В. Шухов с отличием и золотой медалью заканчивает училище. В знак признания его выдающихся способностей он был освобожден от защиты дипломного проекта. Академик П.Л. Чебышев делает молодому инженеру-механику лестное предложение о совместной научной и педагогической работе в университете.
Однако Владимира Григорьевича больше привлекают не теоретические исследования, а практическая инженерная и изобретательская деятельность, мечты о которой так близки к осуществлению. Он отказывается от предложения, и в составе научной делегации в порядке поощрения командируется Советом училища для ознакомления с достижениями промышленности в Америку на Всемирную выставку, проводимую в честь празднования столетия независимости Соединенных Штатов.
Рождение фабрики Бари – «Предприятия по продвижению изобретений Шухова»
Поездка в Соединенные Штаты сыграла определяющую роль в жизни В.Г. Шухова. На выставке он познакомился с Александром Вениаминовичем Бари, который уже несколько лет жил в Америке, участвовал в строительстве главного и других зданий Всемирной выставки, заведуя всеми «металлическими работами», за которые получил Гран-При и золотую медаль.
Именно А.В. Бари принимал российскую делегацию в Америке, оказывал ей помощь в знакомстве со страной и с выставкой, помогал в закупке оборудования, инструментов и образцов изделий для мастерских технического училища, показывал участникам делегации металлургические заводы Питсбурга, железные дороги и новинки американской техники.
Вернувшись из Америки в 1877 году, В.Г. Шухов поступил на работу в чертежное бюро Управления Варшавско-Венской железной дороги в Петербурге. После ярких впечатлений от заокеанской поездки начались серые будни, работа над чертежами железнодорожных насыпей, станционных зданий, локомотивных депо. Эти навыки в последующем весьма пригодились, но работа без возможности творчества, под гнетом косного начальства угнетала.
Летом этого же года А.В. Бари с семьей возвращается в Россию, оставаясь гражданином Северо-Американских штатов. Он понимал, что Россия стоит на пороге стремительного промышленного развития и планировал добиться здесь быстрого успеха, рассчитывая на свои способности. Став главным инженером Товарищества братьев Нобель, А.В. Бари начал заниматься организацией наливной системы перевозки и хранения нефти.
Прозорливо оценив творческий потенциал В.Г. Шухова еще в Америке, А.В. Бари пригласил его принять руководство отделением фирмы в Баку — новом центре быстро развивающейся российской нефтяной промышленности.
В 1880 году А.В. Бари основал в Москве свою строительную контору и котлостроительный завод, пригласив В.Г. Шухова на должность главного конструктора и главного инженера.
Приглашая В.Г. Шухова к сотрудничеству, А.В. Бари получал молодого (25 лет), не обремененного предрассудками инженера с блестящими характеристиками, порядочного, свободно владеющего тремя языками (английский, французский, немецкий), приятной внешности и отличного воспитания.
Шухов в лице Бари обрел исключительного партнера – образованного и культурного человека с опытом предпринимательской деятельности в Америке, грамотного инженера, способного объективно оценивать идеи и предложения, умеющего на равных общаться и с иностранными предпринимателями и с крупнейшими промышленниками России.
Так начался плодотворный союз блестящего менеджера и фантастически талантливого инженера. Он продолжался 35 лет и принес России огромную пользу. Тогда в России и родилось определение «Фабрика Бари есть предприятия по продвижению идей и изобретений инженера Шухова».
Труды по развитию нефтяной промышленности России
Владимир Григорьевич Шухов был автором проектов и технический руководителем строительства первых российских нефтепроводов, нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти и стал одним из разработчиков технологий нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта.
Президент нефтяной компании «Лукойл» Вагит Алекперов справедливо отмечает: «Первый нефтепровод, насосы для перекачки нефти, первый трубопровод для транспортировки керосина и резервуары для хранения нефтепродуктов, первые наливные баржи, переработка нефти и создание крекинга — всё это Шухов. Мы, по сути, разрабатываем его инженерные идеи, когда сегодня наращиваем добычу, прокладываем трубопроводы, строим танкерный флот, повышаем глубину переработки нефти».
Следует отметить, что в этот период инженерной деятельности В.Г. Шухова, нефтяная промышленность стояла перед рядом крайне значимых проблем – как эффективнее использовать, хранить, транспортировать нефтепродукты. Основой для решения этих вопросов стали многочисленные разработки Владимира Шухова.
Он предложил перекачивать нефть по трубам аналогично воде, разработал проект, а затем в качестве главного инженера руководил строительством первого российского нефтепровода Балаханы — Черный Город, который был в 1879 году выстроен для нефтяной компании «Братья Нобель».
И в дальнейшем Шухов создавал проекты и руководил строительством нефтепроводов для этой фирмы, а также фирмы «Лианозов и К°». В 1880 году Шухов изобрел паровую форсунку для сжигания мазута, которая оказалась одной из лучших среди устройств аналогичного назначения. Шухов также разработал проект и руководил строительством первого в мире мазутопровода с подогревом. «Формулу Шухова», предназначенную для расчета движения нефти по трубам, инженеры всего мира используют и в наши дни.
В ходе работы на Бакинских нефтяных промыслах изобретатель предложил методы подъема и перекачки нефтепродуктов (в частности, метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха — эрлифт), создал методику расчета и технологию строительства цилиндрических стальных резервуаров для нефтехранилищ.
Проекты первых российских магистральных трубопроводов Баку — Батуми (883 км, 1907 год) и Грозный — Туапсе (618 км, 1928 год) также принадлежат Шухову.
В середине 80-х годов XIX века по проектам Шухова на верфях Царицына (ныне Волгоград) и Саратова стали строиться первые русские речные танкеры-баржи, которые монтировались с использованием стандартизированных секций.
В ноябре 1891 года было запатентовано одно из, пожалуй, наиболее значительных изобретений Шухова, разработанное им совместно с С.П. Гавриловым.
Это промышленный процесс получения автомобильного бензина с использованием непрерывно действующей установки термического крекинга нефти. Данное устройство представляло собой специальную печь с трубчатыми змеевиковыми нагревателями, испарителем и ректификационными колоннами.
Интересно отметить, что в 1923 году, когда в Москву приехала делегация компании «Синклер Ойл», Шухов, сравнив свой патент 1891 года с аналогичными американскими документами 1912—1916 годов, доказал, что американские крекинг-установки не являются оригинальными, повторяя его разработки.
Впервые в России изобретенные Шуховым установки крекинг-процесса были применены на нефтеперерабатывающем заводе «Советский крекинг» в Баку, построенном в 1931 году по проекту и при техническом руководстве Шухова.
Шухов и развитие военной техники России
Весом вклад Шухова и в военную технику. Одним из первых военных заказов в начале Первой мировой стало проектирование и сооружение ботопортов — больших судов, предназначенных служить воротами доков, где производился ремонт поврежденных кораблей. Конструкция оказалась удачной.
Следующим заказом стало конструирование плавучих мин. И эту задачу удалось быстро решить: непреодолимой преградой для неприятельских кораблей сделались минные поля из мин системы Шухова. А шуховские боны для швартовки подводных лодок получили самую высокую оценку военных моряков.
Особенно успешной разработкой Шухова оказались платформы для осадных орудий. На такие платформы орудия устанавливались для меткой и дальней стрельбы. Прежние конструкции были тяжелыми — в каждую платформу впрягали 32 лошади. Кроме того, много времени и сил уходило на приведение системы в боевое положение, и кругового обстрела те платформы не обеспечивали.
Шуховские платформы не имели этих недостатков: они давали возможность перейти из походного в боевое положение всего за 20-30 минут. Для них не было непоражаемых точек пространства. И перевозились они одной запряжкой из четырех лошадей: круглые платформы соединялись осью. Получалась огромная двуколка. На нее грузили все остальные части сразу двух установок.
В 1914-1916 гг. промышленность ставит на поток серии плавающих мин, платформ, мощных ворот для закрытия сухих доков конструкции Шухова. О том, с какой тщательностью это делалось, говорит пример с минами, а их Шухов создал более сорока типов. А кроме того — приспособление для обезвреживания оторвавшейся мины, два типа минных якорей. Графическая часть заказа составила более полутысячи чертежей разного формата. Тысячами оценивалось количество испытаний. Два инженера и группа чертежников едва успевали осуществлять идеи и расчеты Шухова, нередко обходившегося без сна.
Тогда к народному пониманию В.Г. Шухова «Первый инженер Российской Империи», стали прибавлять синоним «Человек-фабрика».
Чередуя инженерное дело с творческим бездельем
Следует отметить, что начало изобретательской деятельности Шухова совпало с бурным развитием паровой техники, в которое ученый внес весьма существенный вклад.
В частности, в 1896 году были запатентованы разработанные Шуховым новые конструкции водотрубного парового котла в горизонтальном и вертикальном исполнении, которые на Всемирной выставке в Париже, состоявшейся в 1900 году, были отмечены золотой медалью. До и после революции 1917 года было выпущено несколько тысяч паровых котлов по чертежам Шухова.
Когда в 1886 г. в связи с созданием в Москве системы водопровода был объявлен конкурс, фирма Бари приняла в нем участие. Еще до этого Шухов, используя свой опыт в сооружении резервуаров и трубопроводов и применив новые модификации насосов, проложил водопровод в Тамбове. На основе обширных геологических исследований Шухов вместе со своими сотрудниками (Е.К. Кнорре и К.Э. Лембке) в течение трех лет составил проект новой системы водоснабжения Москвы.
В результате исследований В.Г. Шухова и его коллег была создана универсальная методика расчета водопроводов. Фирма Бари после опробования проекта при реконструкции системы водоснабжения в Москве осуществила строительство водопроводов в Харькове, Воронеже и других городах России. Под руководством Шухова спроектировано и построено около 500 мостов (через Оку, Волгу, Енисей и др). Немногие знают, что он спроектировал вращающуюся сцену МХАТа.
По проекту В.Г. Шухова и под его руководством было осуществлено сохранение архитектурного памятника ХV века — минарета знаменитого медресе в Самарканде. Башня сильно накренилась после землетрясения, создалась угроза ее падения. В 1932 году был объявлен конкурс проектов спасения башни. Шухов представил необычный проект и стал не только победителем конкурса, а и руководителем работ по спасению минарета.
Главное дело инженера Шухова
Шухов был одним из ярких представителей так называемой «железной архитектуры», возникшей в середине XIX столетия.
Основные вехи в истории архитектуры «железного стиля» это: Хрустальный дворец Дж. Пэкстона, построенный для Всемирной выставки в Лондоне в 1851 год; башня Эйфеля, сооруженная для Всемирной выставки 1889 года в Париже; исключительные по своим габаритам металлические мосты, построенные в конце XIX – начале XX века.
С самого своего возникновения «железный стиль» развивался параллельно и в тени торжествовавших эклектических вкусов в архитектуре. Техника и архитектура никогда, наверное, не находились в таком противоречии, как в этот период. Можно с уверенностью утверждать: во второй половине XIX - начале XX века, пока архитекторы-академики мучительно и безрезультатно искали «современный стиль», шедевры новой архитектуры создавали именно инженеры.
В античной Греции искусство называлось «техне» и означало высшее проявление технического мастерства и художественного видения. Со временем «художественное» начало ушло из этого понятия и оно стало обозначать «технику» - нечто прямо противоположное искусству. Но в мировой культуре есть немногие примеры, для определения которых нужно как бы обратиться вспять к изначальному понятию, где «техническое» и «художественное» еще пока неразрывны.
Именно таким «примером» творческой работы «человека-фабрики» стали в тот период его жизни «абстракции в металле» – сетчатые ажурные покрытия, висячие параболы различных очертаний.
Венцом этой работы практически стало само ее начало. Висячие «крыши без стропил» украсили пять павильонов Всероссийской промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Их общая площадь составила 22,5 тысячи квадратных метров, с 13-32-метровыми пролетами. И это без прогонов и обрешеток, а так без ферм и световых фонарей.
Неверующие в инженерный гений Шухова, дивясь и опасаясь, что эта «паутина» возьмет да и обвалится, потребовали, чтобы павильоны предварительно простояли зиму без очистки снега с их крыш, таких хрупких на вид.
Зима выдалась снежная. Александр Бари нервничал: снегу навалило в два человеческих роста. Но Шухов был невозмутим: он-то знал, что его конструкция почти вдвое надежнее обычных. И занимался уже новыми делами.
Ибо еще 1891-1893 годах на Красной площади в Москве было построено новое здание Верхних торговых рядов с шуховскими покрытиями, столь изящными и легкими, что снизу они казались паутиной с врезанными в нее стеклами. Такой эффект давала изобретенная Шуховым арочная ферма, в которой традиционные достаточно массивные раскосы и стойки были заменены тонкими лучевыми затяжками диаметром около 1 см, работающими только на растяжение - самый выгодный для металла вид усилий.
Созданием этой конструкции завершился долгий поиск инженерами всего мира наиболее рационального типа стропильной фермы. Дальнейшее ее усовершенствование стало уже невозможным. Это строго научно было доказано Шуховым в книге «Стропила» (1897) и там же указан единственно верный путь – переход к пространственным системам, в которых все элементы конструкции при восприятии нагрузки работают как единый слаженный организм.
Здесь же, на самой знаменитой в России выставке, впервые появилась гиперболическая башня из железных секций. Основана она на простом свойстве однополостного гиперболоида, по которому он может быть собран из прямолинейных частей, его образующих.. Дивились башне люди. Но для чего она? - многие не могли взять в толк.
Но именно она решила задачу водоснабжения в городах, где не было водопроводов, ибо ее простота, удобство и прочность были просто поразительны. Так в Николаеве ее не удалось взорвать фашистам, она лишь накренилась, но была восстановлена и работает по сию пору.
Изобретатель радио Попов уже тогда воспользовался ею как антенной для радиофикации выставки. А время нашло ей и другие применения. В Херсоне был построен 80-метровый красавец маяк. Всего же за период 1896—1930 годов по проектам инженера было возведено свыше 200 стальных сетчатых гиперболоидных башен, из которых сохранилось около 20. Среди них — 32-метровая водонапорная башня в Николаеве, построенная в 1907 году, Аджигольский маяк в Днепровском лимане и др.
После Нижегородской выставки, фирме Бари было дозволено помещать на своих бланках и рекламных проспектах государственный герб Российской империи.
В начале ХХ столетия, дискуссии о художественных достоинствах инженерных сооружений вообще и «железной архитектуры» в частности, разгорелись с особенной силой. В них участвовали и сами инженеры, и архитекторы, и деятели культуры. Статьи с характерными заголовками: «Об архитектурной красоте железных сооружений», «Эстетика в железных сооружениях», «Эстетические задачи техники» и т.д. регулярно появлялись на страницах профессиональных изданий, этим темам посвящались заседания научно-технических обществ.
Произведения В.Г. Шухова можно считать вершиной в этой области архитектуры. Их ни на что прежнее не похожий внешний облик органично вытекает из свойств материала и до конца исчерпывает его возможности в построении формы, и эта чистая инженерная идея никак не маскируется и не декорируется лишними элементами, что имеет место, например, в Эйфелевой башне, в которой нижние арки поставлены исключительно из украшательских соображений и никакой реальной нагрузки не несут, создавая ложное впечатление о работе конструкции).
Служить России можно и в Советском Союзе
После прихода к власти большевиков Шухов продолжал работать на благо России. Инженерный гений Шухова был необходим разоренной братоубийственной войной стране.
Шухов поднимает затонувшие суда, разрабатывает оборудование для подъема золота с легендарного «Черного принца», восстанавливает взорванные фермы им же построенных железнодорожных мостов.
В стране острая нехватка металла, и он делает расчеты небывалых конструкций из металла и дерева, продумывает технологию изготовления деревянных трубопроводов с железными обручами, которыми пользовались еще древние русичи и которые вскоре стали строиться в США. Восстанавливает из руин заводы и сгоревшие резервуары.
Благодаря изобретательности Владимира Григорьевича тысячи пудов выплавленного из металлолома железа отправлены на оскудевшие склады, а для восстановления стальных конструкций потребовалось всего четверть нового материала.
Наиболее известной из его работ после 1917 года является башня для радиостанции на Шаболовке, возведенная в 1919-1922 годах. Это сооружение представляет собой 160-метровую телескопическую конструкцию из 6 сетчатых гиперболоидных стальных секций.
Шухов проектирует башню, несомненно опираясь на опыт народа. «Когда меня спрашивают, откуда взялась идея гиперболоида, - говорил Владимир Григорьевич, - я советую зайти в крестьянскую избу и внимательно осмотреться». Именно плетеные корзины, которых столь много в избе, натолкнули Шухова на мысль о сетчатой, как бы плетеной из металла башне.
Это творение Шухова на Шаболовке заслуживает особого повествования и вот почему. Деятельность, связанная с возведением этой башни, едва не окончилась для Шухова трагически. После того как в ходе строительных работ произошла авария, инженер был приговорен к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора до окончания строительства, но 19 марта 1922 года, когда началась трансляция радиопередач, Шухов был помилован.
В настоящее время лучшие специалисты мира признали башню на Шаболовке одним из высших достижений инженерного искусства. На состоявшейся в 2006 году международной научной конференции «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие», Шуховская башня была названа одним из 7 архитектурных шедевров русского авангарда, рекомендованных на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С 10 марта 1939 года начались регулярные трансляции российского телевидения. Изображение Шуховской башни стало эмблемой советского телевидения и заставкой многих телепередач, в том числе «Голубого огонька».
В 1927–1929 годах Шухов принял участие в реализации плана ГОЭЛРО по электрификации страны; под руководством изобретателя были построены сетчатые многоярусные гиперболоидные опоры перехода через реку Ока в районе города Дзержинск под Нижним Новгородом.
Из-за пожара во время работ, великий инженер и изобретатель умер от тяжелых ожогов в Москве. Похоронили Владимира Григорьевича Шухова в Москве на Новодевичьем кладбище.
Заключение
Владимира Григорьевича Шухова, гениального инженера и замечательного конструктора конца XIX – начала XX столетия, называли, называют и будут называть по-разному. Многие пытаются сравнивать его американским изобретателем Томасом Эдисоном. Но еще при жизни Владимир Григорьевич решительно и бесповоротно отказался от прозвища «Русский Эдисон», но зато гордился своим народным образом «Первого инженера России».
Как он сам говорил, этим званием он обязан тому, что с самого начала своего инженерного пути отказался от подражания иностранным образцам и стал творить в оригинальном, чисто русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова, Менделеева, Казакова, Кулибина. Все его инженерные и научные решения основаны на опыте народа, на достижениях русских ученых: Жуковского, Чебышева, Чаплыгина, Летнего и др. Оригинальность и прогрессивность его инженерных решений дали возможность России противостоять экспансии иностранной технической мысли и на много лет обогнать ее.
«Человек-фабрика» называли его при жизни, потому что всего лишь с несколькими помощниками он смог совершить столько, сколько по силам только десятку НИИ. Шухов принадлежит к той группе талантливых русских инженеров, у которых широта кругозора сочеталась с глубиной инженерной интуиции.
Сегодня, когда за окном XXI век, память о Владимире Григорьевиче Шухове, замечательном человеке и гениальном инженере, жива и свежа. Для новых и новых поколений российских инженеров и исследователей он был и остается символом инженерного гения и примером служения своему делу, своему Отечеству. И он по праву заслуживает наименование: «Лучший инженер Российской Империи и Советского Союза».
Имя Шухова носят гиперболоидные сетчатые башни, выстроенные по его проектам в России и за рубежом, Государственный технологический университет в городе Белгород, улицы в ряде городов России и суверенных государств — бывших республик СССР. В декабре 2008 года в Москве был открыт памятник В.Г. Шухову, созданный коллективом скульпторов под руководством С.А. Щербакова.
Отныне площадь университета осенена скульптурным изваянием Шухова. Воплощенный в металле, он будет напоминать будущим инженерам о великих делах сынов и дочерей России, о том, что Родине по-прежнему необходимы талантливые инженеры и преданные патриоты, а также о том, что Владимир Григорьевич Шухов всегда будет символом несокрушимости российской инженерной мысли и неизбежного возрождения России.
Борис Скупов
Комментарии (0)