Автор: Александр Шаманов, старший инженер ООО «Фирма ВЕЙКО»
В современном мире вектор работы в области проектирования все больше склоняется к BIM-моделированию, процессу, в результате которого формируется информационная модель здания. Это направление в России появилось несколько лет назад и с тех пор только набирает обороты.
Я же столкнулся с BIM-технологиями чуть больше года назад, когда был начинающим конструктором и только познавал горизонты своей профессии. В 2009 году я поступил в Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ-МИСИ) на факультет Тепло-энергетические строительство (ТЭС), решив связать свою жизнь со строительством.
Не скажу, что учеба давалась мне легко, но уже к третьему курсу я стал понимать, что моя будущая профессия будет настолько интересной, насколько и сложной. В университете нас учили чертить от руки, что является важным навыком для инженера моей специальности, ну и, конечно, преподавали основы работы в таких программах как AutoCAD, Allplan и их аналогах, давая обзорное представление о мире САПР.
В 2014 году я получил диплом о высшем образовании по специальности Промышленное и гражданское строительство (ПГС) и сразу же устроился на работу в проектную организацию ООО «Фирма ВЕЙКО» инженером-конструктором, где и работаю по сей день. Эта работа полностью оправдала мои самые смелые ожидания, так как я работаю с лучшими специалистами своего дела. Коллеги с пониманием отнеслись ко мне, как к молодому специалисту, и с удовольствием принялись заполнять пробелы в моих знаниях.
Через полгода я свободно ориентировался в нормативной литературе и чертил в AutoCAD на уровне выше среднего. Но зная, что в мире есть объектное проектирование, я продолжал интересоваться 3D, а также новыми технологиями в области строительного проектирования.
Как-то один из моих коллег по конструкторскому отделу, Илья Александров, предложил мне принять участие в бета-тестировании новой отечественной САПР от компании АСКОН. Первоначально она называлась «Tornado», затем была переименована в «Renga Architecture». Меня сразу же заинтересовало это предложение, так как для меня это было любопытным опытом. Так я начал изучать новую систему для проектирования зданий и сооружений.
С самого начала программа привлекла меня своей простотой. Процесс обучения происходит очень быстро: достаточно посмотреть обучающие ролики, параллельно выполняя действия, происходящие на экране, чтобы сложилось первичное представление о системе. Через несколько дней я уже мог свободно ориентироваться в Renga и создавать 3D-модели зданий.
На момент, когда я осваивал Renga, моя организация работала над центром обработки данных. При наличии всех чертежей я поставил перед собой задачу создать максимально точную 3D-модель здания, относительно имеющейся документации и уже построенного объекта. И вот, потратив некоторое время на проработку 3D-модели, я получил результат, который меня просто поразил! Модель получилась предельно точная: совпадали абсолютно все элементы здания, начиная от ленточного разноуровнего фундамента и заканчивая планировкой помещений и даже вентиляционными решетками.
Проект «ЦОД ВТБ», выполненный на этапе бета-тестирования Renga
и занявший первое место
В Renga, как и в любом программном проекте, находящемся на стадии бета-тестирования, выявлялись небольшие ошибки и недочеты при работе с некоторыми инструментами и с отдельными элементами. И на данном этапе это привело к конструктивному общению с разработчиками: я и остальные бета-тестеры сообщали об ошибках в Renga и вносили предложения по корректировке процесса проектирования, например, хотелось получить возможность скрывать не только уровни, но и отдельные объекты проектируемого сооружения, возможность смены уровня объекта. Команда Renga с большим удовольствием взаимодействовала с нами, пользователями — разработчики с должным уважением отнеслись к мнению всех бета-тестеров, объясняли нам, насколько рационально воплощение тех или иных идей и в итоге реализовали некоторые наши пожелания уже в первом релизе.
Презентация первой версии Renga Architecture и награждение лучших бета-тестеров Renga
С момента моего знакомства с Renga прошло уже более года. Cистема проектирования продолжает совершенствоваться, а я за время обладания лицензией спроектировал в Renga не одно здание. К слову сказать, Renga Architecture позволяет моделировать как простые сооружения, так и здания со сложной архитектурой.
Проект коттеджа с верандой, выполненный в Renga Architecture и последующим рендерингом в Artisan Rendering
Теперь я бы хотел более подробно рассказать про особенности проектирования в Renga. Любой проект начинается с подготовки рабочего пространства, с разбивки осей и проработки уровней. Если на стадии первичной проработки была допущена какая-либо ошибка, ее можно с легкостью и без последствий исправить в процессе проектирования.
После того, как рабочее пространство подготовлено, можно приступать к проектированию. Процесс проектирования в Renga построен таким образом, что формировать 3D-модель можно с любого уровня, но, как правило, принято начинать с фундамента или первого этажа. При наличии типовых этажей возможность копирования уровней существенно ускоряет построение объекта. И тут Renga на высоте!
Скромный на первый взгляд размер панели инструментов позволяет выполнять сложные и интересные элементы архитектуры. Каждый элемент панели в Renga проработан на должном уровне и имеет несколько вариантов построения: от начальной точки до конечной, вписать по границе других элементов или построение дугой по трем точкам или двум точкам и радиусу.
Всего несколько часов работы в Renga – и не остается вопросов по применению тех или иных команд и инструментов. Конечно, их количество по началу немного смущает, но, даже имея достаточно скромный запас, можно создавать неординарные и сложные проекты.
Из плюсов сразу оцениваешь возможность редактирования оконных рам и дверных проемов, постепенное добавление новых инструментов (фундаменты). Есть и минусы — я бы отметил недоработку элемента Лестница. Несмотря на возможность изменения таких параметров, как высота лестницы, автоматического расчета проступи, подступенка и прочее, все же не хватает параметра толщины лестницы. Также иногда возникают трудности с сопряжением элементов, выполненных инструментом Крыша, но я уверен, что в ближайшем будущем и эти недочеты будут исправлены.
По завершению проектирования модель можно “оживить” с помощью специального плагина Artisan, который позволяет придать объекту его реальный облик. В этой программе можно задать все: начиная от цвета бетона и фасадной плитки, заканчивая текстурами покрашенного дерева и обоями на любой вкус и цвет.
Конкурсный проект «Дом культуры в городе Дедовске», выполненный в Renga Architecture с рендерингом в Artisan Rendering
В данной статье я опираюсь исключительно на свой опыт работы в Renga Architecture, и все представленные иллюстрации — это мои проекты.
Хочется отметить, что в Renga действительно легко и приятно работать. Даже самое сложное здание получается смоделировать быстро при наличии исходного материала. При этом проектировать с нуля не сложнее, так как все планы, разрезы и фасады получаются автоматически, а оформление чертежа не занимает много времени. Система привязок меня очень порадовала, она, конечно, не представляет собой что-то выдающееся, но, на мой взгляд, она гораздо удобнее, чем в том же самом AutoCAD.
Конкурсный проект «Офисное здание в городе Москва на Таганской улице», выполненный в Renga Architecture с рендерингом в Artisan Rendering
Конечно, Renga – это совсем новый продукт, поэтому есть еще моменты, которые нужно совершенствовать, и возможности, которые хотелось бы реализовать. Но я рад, что в нашей стране есть разработчики, способные создавать достойное программное обеспечение для ПГС такого уровня. С нетерпением жду дальнейших релизов!
Конкурсный проект «Административный корпус ЗАО Крок в городе Москва», выполненный в Renga Architecture
Пошаговое выполнение проекта по обучающему видеоролику в моем исполнении в бета-версии Renga
Комментарии (0)