Автор: Шолохова Юлия Владимировна, Худякова С.В. - преподаватель ГБПОУ АО АТСиЭ
Один из островов архипелага Земля Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане это Земля Александры, самая северная точка России. Там находится административно-жилой комплекс «Арктический трилистник». Этот пятиэтажный объект выполнен в бело-сине-красном исполнении по аналогии с флагом Российской Федерации. Между тремя лучами комплекса располагаются эллипсоиды в которых находится административный блок, блок общественного питания, а также культурно-досуговый центр, совмещенный с отсеком медицинского обслуживания. С высоты птичьего полета комплекс больше похож на космическую станцию, чем на военную базу. На его строительстве работали свыше 800 человек. При проектировании и строительстве использовались самые инновационные и энергоэффективные технологи.
Работы по строительству комплекса производились известным предприятием - СпецСтрой России.
Работы осуществлялись в сложных климатических условиях арктической пустыни. Все необходимые материалы поставлялись с материка по Северному морскому пути во время летней навигации. Это четыре месяца в году. Чтобы хоть как-то ориентироваться по месторасположению материалов для строительства, места их складирования зарисовывали или записывали так, как после сильной снежной бури тяжело было понять, что где находится.
Общая площадь «Арктического трилистника» составляет более 14 тысяч квадратных метров. Отопление и обеспечение электроэнергией осуществляется за счет дизельных генераторов. Все близлежащие сооружения (энергоблок, котельная, очистные сооружения, склады и хранилища) соединены отапливаемыми коридорами, а значит, военнослужащим нет необходимости выходить на мороз, который здесь достигает -52оС.
Для хранения запасов топлива на объекте смонтированы специальные емкости. На острове построена и находится в действии береговая насосная станция, позволяющая принимать топливо от танкеров и подавать его на склад горюче-смазочных материалов.
При устройстве дорог насыпался щебень слоем около метра, так до льда не достанет тепло летнего солнца. Для постройки дорог было раздроблено и вывезено около 100 миллионов тонн щебня для создания ровной площадки. Засыпают снег и укатывают сверхплотным покрытием. Благодаря чему была сделана взлетно-посадочная полоса ее длина 2500 м ширина до 46 м. Из-за хорошего уплотнения эта полоса может принимать на себя вес больших и сильно нагруженных самолетов.
Строительство на леднике можно производить при минусовых температурах. Техника передвигается по снегу и не разрушает очень бедный плодородный слой почвы. Работа спланирована таким образом, что приходится только на месяцы с отрицательной температурой.
В строительстве Арктического трилистника значительные трудозатраты приходятся на транспортные операции: решающую роль играют морские суда, но также неотъемлемую часть составляет воздушный и автомобильный транспорт.
Для подготовки оборудования к зимнему времени проводится плановое техническое обслуживание для всей строительной техники: она утепляется, заменяются масла и фильтры. Все жидкие вещества и наполнители, что находятся в механизмах этих машин, конечно соответствуют арктическому классу и что самое главное они сохраняют свою работоспособность при температурах, доходящих -60оС. В дальнейшем с кораблей и самолетов на сушу доставляются материалы, из которых возводятся постройки для военного городка.
Следом идет очередь за металлическими конструкциями (трубы, инженерные коммуникаций и т.д.). Сейчас многие элементы конструкций поступают на стройплощадку в сборе, что позволяет тратить минимум времени на монтаж. Очень важной частью строительства является - организация проживания строителей. Строительные сборно-щитовые дома также прибывают на судах. Поскольку сборка этих жилищ осуществляется только в теплое время года, бригада сборщиков живет в палатках или в корабельных помещениях. Строительный городок площадью 800 м2 возводится в течении 10−12 дней.
В момент, когда на площадку прибывает основная бригада строителей, ее главной задачей является возвести и защитить от стихии фасад строящегося комплекса до момента наступления суровой полярной зимы с ветрами, достигающими 40 м/сек и снеговыми бурями. Дальше стройка либо приостанавливается до следующего сезона, либо в течение зимнего периода продолжаются, но только отделочные работы, монтаж коммуникаций и только внутри здания. Полярной ночью работы ведутся при использовании спецосвещения. Для этого в центре «Арктического трилистника» возведены четыре мачты с прожекторами. Так же несколько располагаются на отдельных стройплощадках.
Для возведения Арктического комплекса применяются сваи буронабивные. Длина свай может достигать 25 м. Сверху на сваях из металлических балок собирают ростверк, а на нем уже возводят здания. Все здания на вечной мерзлоте приподняты поэтому они не имеют первых этажей. Под полом находится открытое пространство это спасает блоки, модули, базы. Благодаря этому их не будет заносить снегом в моменты суровых арктических бурь. Также это помогает снизить вероятность встречи человека с обитателями арктической пустыни.
Сооружения приходится возводить на нестабильном скальном рельефе, под которым — вечная мерзлота или даже «линза», то есть пласт льда, смешанного с грунтом. Основание нельзя подвергать разрушению, иначе не устоят и сами конструкции. Прежде чем установить сваи в пробуренную скважину бурового станка в нее опускают трубу, полость которой заполняют цементным раствором. Сваи проходя слой камня, льда, глины и примерно на полутораметровой глубине входит в скальную часть острова. Цементный раствор не застывает, а замерзает. Тем самым получается, что все здания намертво вмерзают в скальную часть острова. Именно такая особенность позволяет этому арктическому городку устоять в суровых климатических арктических условиях.
Одно из главных технологий которое используется при строительстве Арктического Трилистника это сборка сооружений из легких оцинкованных стальных профилей. Изделия из оцинкованных стальных профилей имеют хорошую прочность и длительным сроком службы. Именно оцинкованность металла создает уверенность в надежности кровли это позволяет создавать долговечные детали для различны конструкций, аппаратов, оборудования и для предметов бытового характера.
Из данного материала здание можно монтировать буквально вручную. Стены нашего здания как раз сделаны из легких оцинкованных стальных профилей. Под ними 30 см утеплителя, а под полом его находится больше полуметра. Полы состоят из 40 см пенополистирола и около 20 см минеральной ваты. Но также в Арктике утепляют и землю. Утеплитель защищает слой вечной мерзлоты от прогревания солнцем ну и просто теплым воздухом.
Водоснабжение арктического городка происходит из открытых пресных водоемов, а также благодаря плавлению снега. С помощью погрузчиков снег отправляется на снегоплавильную установку, откуда вода направляется в здание водоочистных сооружений. Там вода фильтруется, обрабатывается ультрафиолетом и минерализуется. Следующим этапом является ее распределение между жилыми корпусами и котельной. Также есть еще один способ — это опреснение морской воды. Канализационные стоки направляют в очистные сооружения, которые на выходе дают воду стандарта питьевой. Ее можно слить в море она не даст ни малейшего ущерба окружающей среде.
Большой проблемой для строителей стали трубы для водопровода и канализации. В суровых арктических условиях использовать металлические трубы — большой риск, так как при сильных морозах такую трубу может разорвать. На объектах для прокладки водопровода и канализации с очень низкими показателями температуры отдают предпочтение трубам из полипропилена с греющим кабелем, выполняющим роль ТЭНа (трубчатый электронагреватель). Канал с таким кабелем идет вдоль всей трубы, при этом вся конструкция обмотана слоем пенополиуретана.
Такая труба может пропускать жидкость, при этом не замораживая ее даже в самые лютые морозы. Если кабель временно потеряет свою работоспособность, то трубу не разорвет замерзшей водой, она просто слегка деформируется. Когда нагрев кабеля нормализуется и лед растает, труба вернется в свое первоначальное состояние. Также важным плюсом таких труб является то что их можно перевозить в барабанах, в смотанном виде, что позволяет сэкономить место на корабле или в трюме грузового самолета.
Главными задачами строительства в Арктике является сохранение экологической чистоты этого уникального региона. Строительство новых баз и городков позволяет очистить близлежащие территории от старых разрушенных зданий, неработающей и давно заброшенной техники, бочек из-под топлива и прочего мусора, что многими годами сбрасывались на территории Арктики. В перестроенных городках мусор сортируется, а потом вывозится судами на материк для переработки. Наименее опасный мусор сжигается на месте в инсинуаторах. Можно надеяться, что новые возведенные объекты на полярных территориях не только дадут военным небывалые до этого технические возможности и комфорт, но и позволят избежать в будущем экологических проблем, которые создали на нашем Севере предыдущие этапы ее освоения.
Комментарии (0)