Биофилический дизайн и три дерева в одном вазоне

Подпишитесь на канал

Текст: Виктор Тимошенко

f6c1f105573ec786f69afe925cf025d7.jpg
Фото 01. Кульминационный момент путешествия Руби: опускание 16-метрового гиганта сквозь отверстие в стеклянной кровле внутрь Сфер (GeekWirePhoto / Kurt Schlosser)

Самый богатый человек в мире выбрал биофилию

– Рост 16 метров, вес 16 тонн, возраст 48 лет… Кто это?

– Это Руби, любимец публики. Живёт теперь в Сиэтле. В «Сферах».

29 января 2018 г. президент и основатель компании Amazon Джеффри Безос открыл в своём кампусе в Сиэтле "Сферы" – зелёное офисное здание на 800 человек, ставшее событием в новейшей истории отношений человека и природы.

f5b98500aad31afd9d0729a4a793d613.jpgФото 02. «Инновации, вдохновлённые биофилией» (https://www.seattlespheres.com)

c468383f1dbd15d8d0d5b23929725836.jpgФото 03. Офисное здание «Сферы» в кампусе Amazon в Сиэтле (фото William Zayas Cruz)

4f63086eee7abaae43437e52ced84eb5.jpg
Фото 04. Такого разнообразия растений нет ни в одном офисном здании в мире 

Внутри светопрозрачных стеклянных сфер (фото 03) размещены 40 тысяч тропических и субтропических растений, представлены 400 видов из 50 стран. Буйная растительность (фото 02, 04), солнечный свет, запахи влажной земли, журчание воды (фото 05), огромные деревья, лёгкий ветерок, разнообразие природных форм и материалов (фото 06, 07) создают фантастическую природоинтегрированную среду, абсолютно непохожую на известные типы искусственной городской среды.

921927b5efdeea19250b39e4120f7b7a.jpg
Фото 05. Водопады, течение и журчание воды

9937370f2f094a161f36e9d295ab328e.jpg
Фото 06, 07. Столы и стулья для рабочих встреч, деловых переговоров переместились в живое зелёное пространство (The Seattle Times; GeekWire Photo / Kurt Schlosser)

ed77c422cf54b4f58c5847222a76e426.jpg

«Мы хотим принести природу нашим сотрудникам, - заявил Джон Шоттлер, вице-президент Amazon по глобальной недвижимости, - …Назовите это современным офисным пространством... Наша цель – создать место общения, где сотрудники Amazon могли бы более продуктивно заниматься инновациями, а жители Сиэтла могли бы, участвуя в экскурсиях, открывать для себя биоразнообразие в центре города. Amazon установил партнёрские отношения с университетами, школами, общественными организациями».

Стена из разнообразных живых растений (фото 08), возносящаяся до вершины купола на высоту 27 м, представляет собой сказочный ковёр площадью 300 кв.м.

07a038c232cba2843caa542f9e29609f.jpg
Фото 08. Живая стена высотой в 4 этажа образована из 25 тысяч растений

abe3de841d2248af1ed1080fb3f1897a.jpg
Фото 09. «Птичье гнездо» - уникальное место для деловых и личных встреч (AP Photo/Ted S. Warren)

Многофункциональное «Птичье гнездо», висящее в воздухе на высоте 12 метров (фото 09), ведущие к нему прогулочные дорожки из качающихся на тросах панелей, «солнечная площадка» под верхней частью купола, «хижины» на деревьях – всё это воплощение идей и разработок биофилического дизайна.

«Inspiring innovation with biophilia» - так Amazon позиционировал свой проект офисов завтрашнего дня.

«Сферы» являются гигантским экспериментом, даже если бы Amazon так не считал. Это – уникальная площадка для изучения сосуществования растений и людей в условиях, которые не встречались в прошлом.

eb5c29425c963be37b353d58c24d9f3f.jpg  7842500f193e10630eed33ae738fc2ad.jpg

Фото 10, 11. Укрытые зеленью переговорные и устроенные на высоте смотровые площадки

8c7c24528d0be2468df1b1587e57ac19.jpg
Фото 12. Фикус Руби высотой 16 м теперь стал известен всему миру

Центром всеобщего внимания стал фикус по имени Руби (Ficus rubiginosa). Руби был найден по просьбе Джеффри Безоса. Это гигантское дерево высотой 16 метров (фото 12), нашли его в питомнике Berylwood Tree Farm в Калифорнии за 2000 км от Сиэтла. Кульминационным моментом стало опускание привезённого 16-тонного гиганта с высоты 30 метров сквозь отверстие в стеклянной кровле внутрь Сфер (фото 01). Удивительным приключениям этого известного теперь на весь мир дерева посвящен наш двухминутный репортаж «1200 миль вместе с Руби», который можно посмотреть на нашем сайте https://www.smart-tropic.com

e04db5d657a9b56110877ca50bb0aaa0.jpg

Фото 13. «Сферы» в разрезе. Внутри правой сферы – фикус Руби в своём новом доме (Graphic: Seattle Times/TNS)

Эдвард Уилсон и биофилия

Термин «биофилия» впервые ввёл в научный оборот Эрих Фромм («Душа человека», 1964). Биофилия, по Фромму, переводится как «любовь ко всему живому» или «любовь к жизни». «Эту тенденцию жить мы наблюдаем у любой живой субстанции вокруг нас: у травы, которая сквозь камни ищет свой путь к свету и жизни, у животного, которое борется до последнего, чтобы избежать смерти, у человека, который делает почти все, чтобы сохранить себе жизнь»[1].

a59f6d61a0cb14aae34076763d6b6ac1.jpg
Фото 14. Эдвард О. Уилсон 

Двадцать лет спустя Эдвард О. Уилсон дал своей книге название «Биофилия». Под этим названием книга многократно переиздавалась на разных языках. Биофилия – это теория, выдвинутая Эдвардом Уилсоном, согласно которой люди обладают врожденной тягой ко всему живому, существовавшей в течение длительного периода эволюции.

Edward O. Wilson (Эдвард Осборн Уилсон), род. 10.06.1929 – биолог с мировым именем, почётный профессор Гарвардского университета, академик Национальной академии наук США, дважды лауреат Пулитцеровской премии, лауреат Тайлеровской премии по экологии за книгу Biophilia. The human bond with other species. Harvard University Press, 1984. В 2017 г. В Москве вышел её русский перевод.

Среди 32 опубликованных книг Уилсона биофилии посвящён так же сборник статей The Biophilia Hypotesis. Shearwater Books, 1993 под редакцией Эдварда О. Уилсона и Стивена Р. Келлерта. В 2006 г. Уилсон опубликовал книгу Creation: An Appeal to Save Life on Earth, W.W.Norton & Company, 2006.

Последние годы Уилсон посвятил глобальным проблемам человечества. The Social Conquest of Earth. W. W. Norton & Company, 2012 (352 р.) The Meaning of Human Existence. W. W. Norton & Company, 2014 (192 р.) Half-Earth: Our Planet's Fight for Life. W. W. Norton & Company, 2016 (256 р.) The Origins of Creativity by Edward O. Wilson. Liveright, 2017 (256 р.)

Уилсон определяет биофилию как глубокое чувство сопричастности человека всему живому, ощущение родства с другими биологическими видами. «С раннего детства мы с чувством какой-то особой радости воспринимаем себя и другие живые организмы»[2]. Исследования последних лет показали, что применение идей биофилии может стать важным фактором улучшения физического и психического здоровья, благополучия человека и, наоборот, без постоянных контактов с живой природой человек не может быть здоровым и жизнерадостным.

cfea3105490ea4514d3dde778374ba40.jpg

Фото 15-18. Тема биофилии развита в книгах Э.Уилсона «The Biophilia Hypotesis» и «Creation». В 2014 и 2016 г.г. вышли книги Уилсона об участи человечества и планеты Земля. 

Человек, недомогающий в искусственной городской среде, где он проводит 90% времени своей жизни, мечтает о природе, где ему так хорошо и легко на душе. Да, но где та чистая, девственная природа, о которой мечтает чуть ли не каждый? На Земле почти не осталось природных систем, не пострадавших от человеческой деятельности. Возможно ли вернуться в мир природы? Нет, в первозданном виде природа уже не существует.

По оценке Николая Фёдоровича Реймерса, российского эколога, зоолога, организатора заповедного дела, «человечество не создавало механизма, который позволил бы ему «вписаться» в природу, а, наоборот, делало всё, чтобы «подняться» над нею, «победить» её. И если люди экологически не поумнеют, они обречены».[3]

По другую сторону океана Эдвард Уилсон писал: «Правда заключается в том, что нам так и не удалось покорить мир, нам так и не удалось понять его, нам только казалось, что он под нашим контролем»[4]. Ещё в «Биофилии» Уилсон констатировал: «…утрата генетического и видового многообразия вследствие уничтожения естественных районов обитания - это тот процесс, который сейчас уже идёт и на исправление которого потребуются миллионы лет. Это то безумие, за которое нам в большей степени и прежде всего не будет прощения от потомков»[5]. Уже тогда, Уилсон поставил точный диагноз и представил катастрофические последствия уничтожения мира природы для биосферы, для экосистем Земли и самого человека.

«Вымирание все ускоряется и способно достичь разорительных размеров уже в ближайшие двадцать лет. Исчезают сейчас уже не только птицы и млекопитающие, но и более мелкие формы жизни, такие как мхи, насекомые и мелкая рыба… Целые классы организмов, появившиеся за последние 10 миллионов лет, среди которых хорошо всем известные кондоры, носороги, морские коровы, гориллы, уже близки к полному вымиранию»[6].

e9c3194617ba5e964f047b685a029c94.jpg
Фото 19.EGO или ECO?

В 2006 г. Уилсон опубликовал книгу "Creation: An Appeal to Save Life on Earth»[7], где он уже не просто предупреждал, а подавал сигналы бедствия, призывал мировое сообщество предотвратить надвигающуюся на нашу планету антропогенную катастрофу.

В 2016 г. Уилсон опубликовал новую книгу Half-Earth: Our Planet's Fight for Life о необходимости создания системы заповедников по всему миру с полностью закрытыми для человека территориями. «Я убеждён, что мы не сможем спасти живую составляющую среды нашего обитания и добиться её стабилизации ради нашего собственного выживания без превращения половины (или большей части) планеты в заповедник»[8]. По состоянию на 2015 год на особо охраняемые природные территории во всём мире приходилось 15% площади суши и 2,8% площади мирового океана[9], что недостаточно для того, чтобы остановить вымирание видов на Земле. Уилсон просчитал все возможные варианты и доказал, что площадь охраняемых природных территорий нужно довести с 15% до как минимум 50% площади земной поверхности.

«Я предлагаю отдать половину поверхности планеты в распоряжение природы, поскольку это — единственная надежда на спасение необъятного разнообразия населяющих ее форм жизни»[10]. Уилсон считает, что пока ещё не пройдена точка невозврата, ещё возможно остановить массовое исчезновение видов.

«Ранее я и ряд иных исследователей уже заявляли о том, что феномен биофилии, то есть врождённой любви к живому, распространяется даже на мир природы. Другими словами, он имеет место в той среде, из которой вышло человечество. Мир природы находится в отчаянном положении. На всех иерархических уровнях наблюдается резкое сокращение разнообразия. Меры, направленные на защиту биологического разнообразия с целью дальнейшей эксплуатации могут лишь некоторое время поддерживать его, но не в состоянии остановить его уничтожение.[11]

2e84dbd9530b46d5d21d26ea92cbc259.jpg

Фото 20, 21. Эдвард Уилсон в образовательном биофилическом центре для детей, носящем его имя, в лесном массиве у побережья Мексиканского залива, Флорида

От глобальных прогнозов исчезновения биоразнообразия перейдём к потенциальной роли биофилии в жизни каждого человека. Уилсон имеет в виду не возврат человека к жизни в природной среде (что практически невозможно), а введение живой природы (прежде всего растений) внутрь зданий, поселений, городов и другие формы интеграции природной и антропогенной среды. Осознание великой ценности всех биологических видов, бережное к ним отношение связывает концепции биоразнообразия и биофилии. «Дикая природа – общее достояние всех жителей Земли. С миллионами видов, которым удалось выжить, но которые могут в любой момент исчезнуть по нашей вине, нас связывают узы филогенетического родства».[12]

Единомышленником и соавтором Эдварда О. Уилсона, продолжившим развитие идей биофилии, стал эколог Стивен Р. Келлерт, профессор Йельского университета. В 1993 г. Уилсон и Келлерт выпустили сборник «Гипотеза биофилии». Келлерт ввёл в обращение новое понятие «биофилический дизайн», которое сегодня широко употребляется во многих странах мира.

Стивен Келлерт и биофилический дизайн

Стивен Келлерт посвятил много лет осуществлению идей биофилии на практике и, прежде всего, биофилическому дизайну. Биофилический дизайн - это теория, наука и практика создания новых зданий, вдохновленных природой, с целью восстановления и перенесения контактов человека с природой в искусственную среду, в которой мы живем и работаем каждый день.

af73e558ba192c36195df9543516c2d8.jpg
Фото 22. Стивен Р. Келлерт

Стивен Роберт Келлерт (1943 – 2016) был почетным профессором социальной экологии и старшим научным сотрудником Твиди/Ордуэй в Школе лесного хозяйства и экологических исследований Йельского университета. Работал в комитетах Национальной Академии Наук США. Он был автором и соавтором более 150 публикаций, в том числе:

Kellert, S. Kinship to Mastery: Biophilia In Human Evolution And Development. Island Press, 2003. Kellert, S.R., J.H. Heerwagen, et M.L. Mador eds. Biophilic Design: The Theory, Science & Practice of Bringing Buildings to Life. Hoboken, NJ: John Wiley et Sons. 2008. Kellert, S. R. Building for life: Designing and understanding the human-nature connection. Island Press. 2012. Kellert, S. and Calabrese, E. The Practice of Biophilic Design. 2015.

Он также создал документальный фильм Kellert, S.F. et B. Finnegan (2011). Biophilic Design: the Architecture of Life (film). Bullfrog Films. Незадолго до смерти он закончил новую книгу «Nature by design. The Practice of Biophilic Design. Yale University Press, 2018 (232 p.), которая была опубликована издательством Йельского университета в апреле 2018 года.

По Келлерту, biophilic design предназначен для улучшения среды обитания человека, как биологического организма, живущего в современном урбанистическом мире. Введение живых растений в искусственную городскую среду улучшило бы критическую ситуацию со здоровьем людей, повысило бы уровень производительности и благополучия[13]. Главное направление – интеграция мира природы и антропогенной среды обитания.

В последние годы проведены разнообразные, в том числе интердисциплинарные исследования условий жизни человека и его контактов с природой в различных сферах – работа, образование, здравоохранение, отдых, жилье, общество. Эти исследования подтверждают, что контакты с природой сохраняют глубокое воздействие на состояние здоровья и качество жизни человека, улучшают самочувствие, повышают производительность и креативность.

Люди имеют врождённые склонности к единению с природой, но это биологическое стремление, по Келлерту, может стать функциональным только благодаря воспитанию и развитию. Мы можем либо реализовать наши врожденные биофилические склонности, либо изолировать себя и лишиться всяких связей с миром дикой природы.

b8091a91dd7e2c256dfbd2282edf7a35.jpg

Фото 23, 24, 25. Обложки книг Стивена Келлерта

К сожалению, современное общество воздвигло многочисленные препятствия на пути исцеляющего общения человека с природой. Саму природу часто рассматривают только как источник сырья и энергии. Продолжающаяся агрессивная экспансия антропогенной среды, растущее отчуждение от мира природы негативно отражаются на современном производстве, образовании, здравоохранении, строительстве и архитектуре.

В области здравоохранения проведены многочисленные исследования и опубликованы их результаты: воздействие живой природы на человека может уменьшать стресс, снижать артериальное давление, облегчать боль, способствовать восстановлению организма, ускорять исцеление, а также приводит к сокращению числа конфликтов между пациентами и медицинским персоналом (Marcus и Sachs 2014, Louv 2012, Wells and Rollings 2012, Annerstedt and Währborg 2011, Bowler et al 2010, Kuo 2010, Townsend и Weerasuriya 2010, Cama 2009, Frumkin 2001, 2008, Kellert и Heerwagen 2007, Taylor 2001)[14].

eeff54b7752742668231f338df356d61.jpg
Фото 26. Khoo Teck Puat Hospital в Сингапуре отвечает всем критериям биофилического дизайна

332ba8dd97e1c764aed0b85c489fecf9.jpg
Фото 27. Все пациенты госпиталя могут любоваться видами природы из огромных окон, дающих великолепное естественное освещение

Госпиталь Khoo Teck Puat Hospital в Сингапуре получил в 2017 г. премию Международного института будущего жизни по биофилическому дизайну имени С. Келлерта. Госпиталь является пилот-проектом для здравоохранения, в котором интеграция построенной и естественной среды принесла ускорение процесса исцеления пациентов. Естественное освещение, виды природы из окон, природные материалы, изобилие прекрасных растений дают огромный положительный эффект при лечении больных.

a9cf1cbe4a340010e07523ac37bb34d9.jpg
Фото 28. Khoo Teck Puat Hospital помогает ускорить выздоровление пациентов, привлекая целебное воздействие окружающей природы

Принципы и преимущества биофилического дизайна

Для включения природы в антропогенную среду необходимо создать новые основы проектирования. Мы не можем больше полагаться на добрые намерения и интуицию архитекторов, считает Келлерт, чтобы эффективно включить природу в построенную среду; биофилический дизайн даст нам более обдуманный, систематический и информированный подход для установления целебных контактов с природой в построенной среде.

Стивен Келлерт и Элизабет Калабрес в работе 2015 г. «Практика биофилического дизайна» сформулировали базовые принципы биофилического дизайна:

1. Установить устойчивое и систематическое взаимодействие с природой.

2. Использовать опыт адаптации человека к природной среде в ходе эволюции для повышения уровня здоровья, физической формы и благополучия людей.

3. Поддерживать эмоциональную привязанность человека к определенному месту и пространству.

4. Способствовать позитивному взаимодействию между людьми и природой, чтобы воспитывать чувство родства и ответственности за человеческие и природные сообщества.

5. Поддерживать архитектурные решения, укрепляющие взаимосвязи, интеграцию мира природы и человека[15].

9cd28dc21f9df3c5bd0074899cd134c0.jpg
Фото 29. Токио. Здание офиса Pasona - второй по величине в Японии транснациональной корпорации по подбору персонала, обучению, консалтингу

619ad676696e2fe1c03ef5c10cddaecc.jpg
Фото 30. В офисе Pasona растут съедобные растения (салаты, пряные травы, рис)

93e7eec28fe013d9f13a6f771f9aff90.jpg
Фото 31. Удивительные новшества: гроубокс в офисе, краснеющие томаты на потолке…

01e18e31766dc8d88086688384510164.jpg
Фото 32. Сотрудники Pasona выращивают салаты и зелень себе к обеду

Успешное применение биофилической концепции должно приводить к широкому спектру физических, умственных и поведенческих преимуществ:

Улучшение физической формы, снижение высокого давления, удовлетворение физических потребностей, комфорта, укрепление здоровья.

Психические преимущества проявляются в повышении степени удовлетворенности и мотивации, в уменьшении стресса и беспокойства, в решении психических проблем, улучшении творческих способностей.

Позитивные изменения поведения включают развитие навыков, умений, мастерства, повышенное внимание и концентрацию, улучшение социального взаимодействия, уменьшение враждебности и агрессии.

b50cc5819ed76f767a770cedc91d8b2a.jpg
Фото 33. Париж, башня Carpe Diem в центре района La Défense. Земляника и томаты, созревающие в офисе! Съедобный сад! Этот альянс дизайна, технологии и пользы убедил жюри EILO (Европейской организации интерьерного озеленения) присудить в 2017 г. третью премию ведущей французской компании «Les Jardins de Gally». 

0b9334208495927f8836ed947c1ed259.jpg
Фото 34. «Плодородный» стол в офисе будущего. В Париже в башне Cœur Défense в ноябре 2017 г. состоялась выставка «Revolution@Work». «Les Jardins de Gally» представила растительные инновации в офисе завтрашнего дня. Рабочие места для 4 сотрудников под кроной дерева, посаженного в тумбе этого стола.

77b8aacb584161a7daf3d1dade18a833.jpg
Фото 35. Длинный стол для переговоров с растущими в нём томатами оставляет незабываемое впечатление. Мода на выращивание овощей в рабочем офисе продолжает распространяться по миру...

Применение биофилического дизайна

Практика биофилического дизайна основывается на применении различных стратегий, которым соответствуют 3 категории опыта контактов с природой с входящими в них 25 атрибутами (характерными признаками).

Атрибуты биофилического дизайна были экспериментально проверены через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Визуальные ощущения являются доминирующим способом реагировать на мир природы.

Когда мы видим растения, животных, воду, ландшафты, мгновенно срабатывают разнообразные физические, эмоциональные и когнитивные реакции. Люди также реагируют на косвенный визуальный контакт с природой (например, картины природы, природные материалы, органические формы и т. д.).

Напротив, когда нам не хватает визуального контакта с природой (лишенные окон, безликие помещения) мы часто испытываем скуку, усталость, а в крайних случаях физическое недомогание, психическую ненормальность.

Несмотря на наше предпочтение, отдаваемое визуальным ощущениям, другие сенсорные реакции на природу имеют для нас значение: журчание воды, прикосновения к растениям, аромат цветов, ощущение движения воздуха. Мультисенсорные встречи с природой в антропогенной среде могут способствовать когнитивной деятельности, ощущениям комфорта, удовлетворения, наслаждения. Создание соответствующих условий необходимо по мере возможностей.

ef00e410d3e0ff8c64acc29ec4e9a554.jpg
Фото 36. Лабораторный и административный корпус «Люмен» Института лесных и природных исследований в Вагенингене (Нидерланды)

Важно, чтобы биофилический дизайн применялся комплексно, а не по частям, чтобы разнообразные его атрибуты взаимно усиливали бы и дополняли бы друг друга, составляя интегрированное экологическое целое.

Три категории опытов контактов с природой являются базовыми в структуре биофилического дизайна. Прямой опыт контактов с природой относится к характерным природным составляющим окружающей среды внутри антропогенной среды: естественный свет, воздух, растения, животные, вода, пейзажи, погода и огонь.

Непрямой опыт контактов с природой относится к контактам с представлениями или изображениями природы (картины, предметы прикладного искусства, украшения, декоративные изделия, использующие природные мотивы и формы природные материалы, такие как деревянная мебель и шерстяные ткани и многое другое). К этой категории опытов относятся течение времени, старение, информационное богатство, естественная геометрия и другие.

Наконец, опыт пространства и места относится к характеристикам пространственных признаков природной среды, которые повысили уровень здоровья и благополучия человека. Примеры включают перспективу и убежище, организованную сложность, мобильность, культурную и экологическую привязанность к месту и другие В рамках этих трёх категорий опыта были определены 25 атрибутов биофилического дизайна. Вот краткое перечисление этих атрибутов:

Атрибуты биофилического дизайна[16]

Прямой опыт контактов с природой Непрямой опыт контактов с природой Опыт пространства и места
• Естественный свет • Изображения природы • Перспектива и убежище
• Воздух • Природные материалы • Организованная сложность
• Вода • Естественные цвета • Интеграция частей в целое
• Растения • Имитация естественного света и воздуха • Переходные пространства
• Животные • Натуралистические фигуры и формы • Мобильность и ориентация
• Погода • Воспоминания о природе • Привязанность к месту (культурные, экологические составляющие)
• Природные ландшафты и экосистемы • Информационное богатство
• Виды природы из окон • Возраст, изменение и патина времени
• Огонь • Естественные геометрии
• Биомимикрия

Чтобы нагляднее представить себе, как биофилический дизайн реализуется на практике, можно посмотреть небольшое видео (6:44) «Biophilic Design: How Interiors Can Improve Human Health» https://www.youtube.com/watch?v=uwnwUPsdICU

Растения

Использование живых растений, особенно цветущих, (в зданиях) является одной из наиболее успешных стратегий для прямого контакта с природой в антропогенной среде. Присутствие растений может уменьшать стресс, способствовать физическому здоровью, улучшению комфорта и повышения эффективности и производительности.

Применение одиночных, случайных, искусственных и др. неподходящих растений редко приводит к положительному результату. Растительность в зданиях и на окружающих территориях должна быть в достаточно большом количестве (изобилии) и отвечать экологическим требованиям. Желательно больше использовать местные виды, если это возможно.

87b304690c7540ea2c1d3081519bf5e1.jpg
Фото 37. Обложка последней книги Стивена Келлерта 

Издательство Йельского университета опубликовало в апреле 2018 г. итоговую книгу Стивена Келлерта «Природа через дизайн. Практика биофилического дизайна», которую он закончил незадолго до кончины.

В ней Стивен Келлерт описывает принципы, практику и 10 уроков, извлечённых из примеров успешного внедрения биофилического дизайна, перечисляет 8 ценностей, возникающих благодаря контактам с природой. Автор показывает, что является и что не является биофилическим дизайном в офисах, больницах, школах, коммерческих центрах, гостиницах. Эта книга, включающая более ста иллюстраций, обращена к архитекторам, дизайнерам, инженерам, биологам, ко всем, кого интересуют пространства, вдохновлённые природой.

d0c5b1ca43e8749f8923c05bf55cca00.jpg

Фото 38, 39, 40. Обложки книг Тимоти Битли по биофилическому дизайну городов

Cэр Кэри Купер и другие психологи – исследователи биофилии

Идеи биофилического дизайна были восприняты и развиты сэром Кэри Купером, профессором психологии менеджмента и здоровья Манчестерского университета.

fe383456b58b6ae53716cdaee595df61.jpg
Фото 41. Сэр Кэри Купер

Сэр Кэри Купер (Sir Cary Lynn Cooper) - профессор психологии менеджмента в бизнес-школе Alliance Manchester Манчестерского университета и приглашенный профессор школы менеджмента Университета Ланкастера (Великобритания). Один из основателей компании «Robertson Cooper Limited», где работают бизнес-психологи и социологи, руководитель научных исследований. Является членом Британского психологического общества, Королевского общества искусств, Королевского медицинского общества, автор / редактор более 120 книг. В 2014 г. стал кавалером ордена Британской империи CBE (командор). В 2015 г. избран Президентом CIPD (Chartered Institute of Personnel and Development - Институт дипломированных специалистов по управлению персоналом и кадровому развитию).

b58911d011f612eb6fef541b8392bbb6.jpg

Фото 42, 43, 44. Лондонский дизайнер Пол Кокседж создал структурный эпицентр «Живая лестница» в офисной части отреставрированного здания Ampersand building, Сохо, Лондон

Сэр Купер возглавил крупномасштабное социо-психологическое исследование рабочих мест и в 2015 г. опубликовал доклад «Глобальное влияние биофилического дизайна на рабочих местах»[17]. Были проведены опросы 7600 сотрудников офисов из 16 стран по всему миру – Великобритании, Франции, Германии, Нидерландов, Испании, Швеции, Дании, Объединенных Арабских Эмиратов, США, Канады, Бразилии, Австралии, Филиппин, Индия, Китая, Индонезии.

В глобальном масштабе идёт непрерывный процесс переселения людей из сельских районов в города и мегаполисы. По прогнозам ООН, к 2030 г. уже 60% населения мира будет жить в городской среде.

Практическим ответом на этот вызов является, по мнению авторов доклада, применение биофилического дизайна на рабочих местах по всему миру. В открытом послании, открывающем доклад, сэр Кэри Купер обратился с призывом и к владельцам бизнеса поддержать биофилический дизайн:

«Новые данные, представленные в этом докладе, о том, как природа и биофилический дизайн влияют на наше самочувствие, производительность и креативность на рабочем месте, значительны. Но я надеюсь, – отметил сэр Купер, – что этот доклад может вдохновить владельцев бизнеса и коммерческих дизайнеров принять новый подход, побуждать каждого думать о своём уникальном рабочем месте и о том, как помочь людям преуспевать»[18].

c07af78b7822c970d974f4c156416a48.jpg
Фото 45. Доклад сэра Купера и его команды из «Робертсон Купер» 

8c18fd15a8ee1b7156d1e88cdb1b3cc8.jpg
Фото 46. Пять основных условий, которые сотрудники офисов хотели бы иметь на своём рабочем месте 

Проведенные исследования подтвердили ранжирование основных факторов, влияющих на обстановку на рабочем месте. На первом месте находится естественное освещение, однако, 47% респондентов сообщили, что они вообще не имеют естественного освещения в офисе. Больше всего офисов без естественного освещения, по данным исследований, зафиксировано в Великобритании (66%) и США (64%).

698991cec57c32637e37385b6242e091.JPG
Фото 47. Многолетние тропические растения в сочетании с ярким светом, отражённым от зелени, придают радостный вид ресепшн офиса «Кантри-парк». Проект и реализация ПК «Зимний сад» (фото автора) 

На втором месте – присутствие живых растений, однако, 58% респондентов не имеют живых растений в офисе. На третьем месте – виды природы из окон, но около половины респондентов вообще не имеют окон в офисе. 28% респондентов заявили, что у них нет свободного места для работы в офисе, а 24% - что рабочее место не даёт им ощущения света и пространства.

Специальный опрос позволил выявить, что респонденты хотели бы иметь на своём рабочем месте. Большинство ставит на первые места естественное освещение (44%) и живые растения в офисе (20%), затем идут тишина на рабочем месте (19%), вид на море (17%) и яркие цвета в оформлении офиса (15%)[19].

Несоразмерность между количеством респондентов, желающих видеть на рабочем месте элементы живой природы и фактическому положению по данным опросов по всему миру показывает, что огромное количество организаций-работодателей не в состоянии справиться с этой задачей.

Глобальные исследования сэра Купера выявили вопиющий недостаток на рабочих местах таких главных атрибутов, как естественное освещение, живые растения в офисе, виды природы из окон помещений. 47% респондентов испытывали стресс на своем рабочем месте на протяжении последних трёх месяцев.

Исследование выявило преимущества, которые могут быть достигнуты путем удовлетворения биофилических потребностей людей на рабочем месте, и наоборот, негативные последствия для работающих в искусственной среде, где не обеспечены контакты с миром природы.

3372dadb692433f070fd25233df9a235.JPG
Фото 48. Живые растения из теплицы ПК «Зимний сад» великолепно растут в нише, а яркие светодиодные светильники обеспечивают достаточным светом как сами растения, так и рабочие места на ресепшн (фото автора)

Кроме изучения социально-экономических последствий введения живой природы в рабочее пространство, психологи из «Робертсон Купер» собрали данные о психологических последствиях: «В дополнение к опросам «Живые растения в рабочем пространстве» мы также просили людей сообщать об их эмоциональном состоянии в разные моменты дня, начиная с прихода на работу. Это позволило нам изучить немедленное психологическое воздействие растений на разных людей, когда они впервые входили в свой офис.

Полученные от респондентов (N = 7600) результаты показали, что работники, входящие в рабочее пространство, где их приветствуют чудесные живые растения, были счастливее и вдохновленнее. О позитивных чувствах заявили 47% респондентов в офисах с растениями по сравнению с 27% в офисах без растений. Напротив, мы обнаружили, что работники, которые никогда не имели живых растений в рабочем пространстве, чаще чувствуют себя беспокойными, иногда раздраженными и скучающими»[20]. Негативные чувства были отмечены у 16% респондентов в офисах без растений по сравнению с 7% в «зелёных офисах».

Авторы доклада в своем оценочном обзоре более чем 50 эмпирических исследований, особо отметили, что в офисах без растений может возникать психическая напряженность, отрицательно влияющая на здоровье и самочувствие сотрудников.

7ca31319b5230a58d5b3b72ca2d21fa8.jpg
Фото 49. Биофилическое озеленение офиса предполагает посадку на месте привезённых из теплицы ПК «Зимний сад» крупных деревьев и почво-покровных растений нижнего яруса (фото автора)

«Слишком большой стресс может привести к различным заболеваниям, включая психические расстройства. Визуальное присутствие растений может быть одним из факторов снижения стресса, – считают норвежские ученые Бьёрн Гринде и Грете Гриндал Патил, – Испытуемые в окружении комнатных растений лучше переносили боль, чем контрольная группа без присутствия растений. Присутствие комнатных растений помогало восстановить внимание, преодолеть психическую усталость, снять напряжение»[21]. Бьёрн Гринде, биолог-эволюционист из Университета Осло, возглавляющий отдел психического и физического здоровья в Норвежском институте общественного здоровья, давно занимается влиянием мира природы на человека.

3a05de393927c80cd3eea24202f22163.jpg

Фото 50, 51, 52. Посадка фикуса эластика и почвопокровных растений в вазон диам. 60 см специалистами ПК «Зимний сад» (фото автора)

Экспериментальные исследования психологических преимуществ, которые связаны с комнатными растениями, были опубликованы в двадцати работах психологов[22]. Большинство исследований касались самочувствия людей в условиях повседневной жизни, например, сотрудников на рабочем месте, учащихся в школе или пациентов в больницах. Некоторые исследователи набирали студентов для тестирования влияния на них растений в лаборатории. Продолжительность воздействия растений на людей также варьировалась: от нескольких минут в лабораторных исследованиях до года на рабочих местах. Измеренные результаты отражали выполнение задачи, физиологическое возбуждение, восприятие боли, симптомы здоровья и дискомфорта, социальное поведение.

Многократно подтверждён вывод о том, что визуальный контакт с растениями даёт положительный эффект. Отсутствие на рабочем месте зелени ощущается, возможно, бессознательно, как фактор стресса. Проведённые эксперименты касались восприятия боли, эмоциональных состояний, творчества, выполнения задач, показателей вегетативного возбуждения. Во всех случаях присутствие растений улучшало результат по сравнению с контролем. Комната, наполненная растениями, также воспринималась как более весёлая, приятная, привлекательная.

e32971daad38b019dfd4404ab9b2df90.jpg
Фото 53. Биофилический офис в лофте в центре Москвы (фото автора)

На удивление многочисленные исследования рабочих мест в офисах свидетельствуют, что комнатные растения улучшают условия работы. Но можно ли доверять этим сообщениям? – Да, можно. Степень достоверности источников, как правило, высокая. Это подтверждается, прежде всего, совокупностью источников, объёмом и количеством проведённых исследований. Мы проверили кем, где, как и на каком уровне исследования проводились, а также где результаты исследований были опубликованы.

В качестве примера рассмотрим научную работу «Сравнительные преимущества «зелёных» офисов перед офисами без растений: три полевых исследования»[23], опубликованную в 2014 г. в ежеквартальном «Журнале экспериментальной психологии: прикладные исследования» Американской Ассоциации психологов (115 тыс. членов). Это была совместная работа Марлон Ньювенхюйс, Phd студентки (Университет Кардиффа, Великобритания), профессора психологии Крейга Найта (Университет Эксетер, Великобритания), профессора психологии Тома Постмеса (Университет Гронинген, Нидерланды) и профессора психологии Александра Хаслама (Университет Квинсленд, Австралия).

Авторы провели 3 полевых исследования в офисах международной консалтинговой компании в центре Лондона, сервисном центре большой медицинской компании в Зволле (Zwolle), Нидерланды и в офисе крупной консалтинговой компании в Лондоне. Цель исследований – выяснить, зависит ли качество жизни служащих от озеленения офисов живыми растениями.

Сравнивались два типа офисов – «пустые» (без растений) и «зелёные» (наполненные комнатными растениями) по следующим показателям: субъективное восприятие качества воздуха, концентрация, удовлетворенность рабочим местом, производительность. Два исследования из трёх были долгосрочными (наблюдения в течение 3,5 месяцев). Во всех трех экспериментах улучшение показателей наблюдалось в «зелёных» офисах.

7c8b24fa7927b1951f5714e8ede508d9.jpg

Фото 54, 55. Биофилический дизайн: фикусы, выращенные в теплице ПК «Зимний сад» на фоне кирпичных стен в офисе на Пресне (фото автора)

Был получен ответ на вопрос: почему растения и зеленые зоны в офисах повышают гигиенические и социально-психологические показатели?

Во-первых, растения, как живые очистители воздуха, оказывают благотворное влияние на микроклимат, улучшают качество воздуха. Ряд комнатных растений, если они в достаточном количестве, удаляют большинство загрязняющих воздух веществ. Кроме того, растения могут обновлять воздух, поглощая углекислый газ. Исследование (Tarran, Torpy, Burchett, 2007) показало, что в присутствии растений содержание углекислого газа в воздухе были сокращено на 10% в кондиционированных зданиях, и на 25% - в естественно вентилируемых зданиях.

b4c7796cde68928792fec56beaeba08a.JPG
Фото 56. Биофилический офис в лофте, в центре Москвы. Многолетние 8-метровые лианы тетрастигма Вуанье из теплицы ПК «Зимний сад» особенно подходят для обрамления панорамных окон (фото автора) 

Во-вторых, введение растений в офис создаёт контакт человека с природой, что благотворно влияет на физиологию и психику сотрудников (Appleton, 1975; Balling & Falk, 1982; Kaplan, Kaplan, & Brown, 1989; Orians, 1980; Orians & Heerwagen, 1992; Ulrich, 1983, 1986).

В-третьих, размещение в офисе растений свидетельствует о том, что администрация предпринимает попытки улучшить самочувствие персонала, демонстрирует управленческую заботу и внимание, что, в свою очередь, может привести к улучшению взаимодействия между сотрудниками, к более высокому уровню удовлетворенности работой, производительности и благосостояния сотрудников.

Описание научной работы выходит за рамки этой статьи. Назовём лишь несколько деталей. Для проведения исследования № 1 в многоэтажном офисном здании в центре Лондона был выбран один этаж площадью 4875 кв.м. Все сотрудники, работающие на этом этаже, были приглашены участвовать в исследовании в качестве волонтёров без оплаты на условиях анонимности отчётов. После отбора осталось 153 участника: 71 человек в «пустом» офисе и 82 – в «зелёном». Плотность размещения растений: 3 растения на каждые 5 рабочих мест (стол 220 х 80 см с компьютером и телефоном, удобное офисное кресло на колёсиках).

Для обработки полученных данных применялся мультиуровневый, факторный, корреляционный анализ. Кроме того, авторы исследования Крейг Найт и Александр Хаслам использовали специально разработанные ими показатели для измерения производительности в офисных помещениях.[24]

Приведённый обзор даёт начальное представление о применении биофилического дизайна. Самым заметным визуальным его признаком является введение внутрь здания больших растений, соответствующих высоте и объёму помещений. Обилие зелени в интерьере свидетельствует о сознательном решении – установить «прямой контакт» человека с природой.

c4dd2ba02d1b81e2646565413f709d0e.jpg
Фото 57. Уникальные 10 – 20-летние лианы комнатного винограда (тетрастигма Вуанье) из теплицы ПК «Зимний сад» способны преобразить любой интерьер. Длина их стволов достигает 12 метров. Применив лианы таких размеров с мощными одревесневшими стволами и огромными листьями, можно создать волшебное зелёное пространство, единственное и неповторимое (фото автора) 

Биофилический дизайн в Москве

В Москве применение биофилического дизайна пока редкость. Как заказчики, так и архитекторы недостаточно информированы и не хотят никаких нововведений.

Рассмотрим в качестве примера один из выполненных ПК «Зимний сад» объектов – двусветный зал павильона «Книги» на ВДНХ (площадь 150 кв.м, высота потолка 8 м). В сентябре 2017 г. Заказчик попросил меня «озеленить» павильон согласно имеющемуся дизайн-проекту с единственным деревцем – маленьким фикусом с коротко подстриженной кроной (фото 24). Я предложил своё видение этого пространства: 5-метровое дерево, поддерживающее потолок, и 4 дерева с нисходящими промежуточными высотами.

Павильон «Книги» (строение 516) на ВДНХ, площадь 411 кв.м, построен в 1952–1954 годах. Проект здания разработан в «ГипроНИИсельхозпроекте», архитектор В. М. Бочкарёва. Просторный двухсветный читальный зал, обращённый на главный фасад, имеет высоту потолка 8 метров. В 2013-2014 г.г. были отремонтированы фасады, заменена часть стропильных конструкций чердака, заново выполнена кровля. Приказом Министерством культуры РФ № 1693 от 01.06.2015 здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Реконструкция здания была закончена в октябре 2017 г. 19 октября 2017 г. мэр Москвы С. Собянин и министр культуры РФ В. Мединский открыли обновленный павильон «Книги».

6dec4cf38b071b8c4ab2faf34c4fec3c.jpg
Фото 58. Эскизный проект павильона «Книги» на ВДНХ, предложенный заказчиком

Заказчик отклонил предложение, но не из-за стоимости деревьев (предложенная цена была втрое ниже импортной), а из-за непривычно больших размеров деревьев. Под давлением заказчика пришлось уменьшить высоту фикуса-доминанта до 4 м. Соответственно были уменьшены и промежуточные высоты других деревьев, а их количество заказчик сократил с четырёх до трёх. Даже диаметр вазонов был уменьшен с 70 до 50 см, за исключением одного.

В таком компромиссном варианте наше предложение было осуществлено. Если бы не удивительно низкая, по мнению заказчика, цена, то проект просто не состоялся бы. Крайне умеренная цена исполнителя, в свою очередь, была бы невозможна, если бы мы не предложили свою новую технологию «Три фикуса в одном вазоне».

Наша технология «Три фикуса в одном вазоне»

Мы разработали экономную технологию создания композиции «Три фикуса в одном вазоне», представляющей собой 3 – 5-метровое «дерево» с густой кроной, составленное из фикусов, выращенных специально для таких композиций. Себестоимость трёх «фикусов для композиций» намного меньше стоимости одного импортного дерева таких же размеров.

Композиция состоит из трёх деревьев разной высоты, подобранных по размерам, форме кроны, виду, цвету и посаженных в напольный вазон соответствующих размеров. Разработанная и испытанная нами технология «Три фикуса в одном вазоне» позволяет создавать композиции высотой до 5 метров из специально выращенных для этой цели деревьев. Фикусы для композиций мы выращиваем на биогумусовых почвах, без формовой обрезки, поэтому они, сохраняя натуральный облик, быстро набирают высоту.

d4ccd40a69eea149b8c9a4770976fe65.jpgНаша технология «три в одном» делает возможным установку 3 деревьев в вазоне в оптимальных точках и под заданными углами наклона стволов (3D моделирование) и закрепление на разных уровнях корневых комов различного объёма и высоты. Фикус-доминант имеет высоту от 3 до 5 метров, а самый маленький из фикусов может быть высотой всего 1 – 1,5 м.

c6352bf569ad138d6933be5442d638e5.jpg    На первый взгляд, фикусы-доминанты, размещённые в каталоге, могут показаться «слишком стройными», ширина их кроны отстаёт от высоты. На самом же деле, подбирая для доминанта фикусы-компаньоны, можно изменять диаметр общей кроны до желаемых пропорций.

Секрет декоративности таких композиций прежде всего в том, что от соединения трёх слагаемых возникает нечто большее, чем просто сумма. Целое всегда имеет особые свойства, отсутствующие у его частей (аксиома эмерджентности). Подбирая три кроны, которые слились бы в одну общую, можно создавать дерево желаемой формы и размеров. Эти «фикусы для композиций» имеют удлинённый ствол и узкую крону, не подвергавшуюся формовой обрезке. Мы выращиваем их специально с маленьким корневым комом, чтобы три кома уместились при их посадке в один вазон. Подбираются почвосмеси с большим содержанием биогумуса, не требующие замены в течение многих лет.

2399edf005c3d6e4d96b178dfff784ab.jpg3da0c08d23c76a32069e23680aadb4dd.jpg

Фото 71. После посадки проверяется расположение отдельных веток крон трёх деревьев на уровне верхушек

9566641c083f6bcff3b8f15e88848ee5.jpg
Фото 72. Три кроны посаженных вместе фикусов образовали единую общую крону

eb8ce7953e76c0bb3467a0a016eefea6.jpg
Фото 73. Единая густая крона впечатляющего объёма создала новое архитектурное пространство

По этой же технологии мы сажаем в один вазон шеффлеры или гибискусы. Но удачно подобрать 3 крупномера для новой композиции порой бывает трудно. Составить из трёх деревьев одно целое – это мастерство, помноженное на опыт, вкус, артистичность. (В каталоге - 2018 фикусы-доминанты и их компаньоны имеют отметку «фикус для композиции».)

4b12fba919060fe0193971f47220efdf.jpg12c2c275dc9bfce256f88b6461dce40a.jpg

Фото 80. Композиция из шеффлер готова

c776cbce2d6d7c58dde52f6358b80921.jpg

Фото 81. Композиция «Три фикуса в одном вазоне» готова

Подобрать подходящие друг к другу по конфигурации и по высоте три кроны – условие необходимое, но недостаточное. Требуется безошибочное выполнение технически сложной операции посадки.

Точное расположение фикусов относительно друг друга определяется путём вращения каждого вокруг оси на этапе 3D моделирования и фиксируется метками, наклеенными на боках рабочих горшков тройки фикусов. На каждом горшке приклеиваются две метки, показывающие точки касания с двумя соседними горшками.

Для работ по высадке трёх больших фикусов в одну ёмкость с устройством единой композиции требуется не менее двух специалистов.

Нижние части стволов посаженных фикусов декорируют почвопокровными растениями, например, эпипремнумами или филодендронами, которые свешиваются через верхний край вазона, закрывая его боковую поверхность.

Цена трёх «фикусов для композиций» как минимум вдвое ниже, чем одного дерева одинаковых с композицией размеров. Но дело не только в ценах, а в том, что ассортимент импортных деревьев высотой 4-5 метров крайне скуден, дорог и чаще всего вообще недоступен. Многие позиции не существуют, выбрать не из чего, трудно или практически невозможно купить фикусы таких размеров! (биннендика, эластика, Бенджамина, треугольные, лирата и многие другие).

5ae71d1d7d0242be04baad773a592abe.jpg
Фото 82. Композиция из трёх фикусов, держащая 8-метровый потолок, дополняется деревьями уменьшающихся высот

Дерево высотой 3 метра в московских интерьерах – редкость, 4-метровое – уже событие. Поэтому композиции «Три фикуса в одном вазоне» могут заполнить пустующую нишу и пользоваться возрастающим спросом. Они не имеют сегодня аналогов на российском рынке ни по размерам, ни по формам кроны, ни по ценам.

Устройство таких композиций требует высокой квалификации. Процесс создания арт-композиции запечатлел наш фильм «Три дерева в одном вазоне» (5:49)

https://drive.google.com/file/d/1PaOotul1sfEwSy3xo...

dbd08de8db569f12f7e65d0fa74cf866.jpg
Фото 83. 19 октября 2017 г. мэр Москвы С. Собянин и министр культуры РФ В. Мединский открыли павильон «Книги» на ВДНХ после реконструкции

e084bbff639397be4e1bc900ed103ff2.jpg
Фото 84. Наш опыт интеграции растений и построенной среды

7a51c54871ad3f9199892317e0d55045.jpg
Фото 85. Фикусы, выращенные в теплице ПК «Зимний сад» получили новый светлый, просторный дом.

Фоторепортаж «Три дерева в одном вазоне» - это один из вариантов воплощения идей биофилического дизайна. В то же время это ещё и репортаж о рождении профессии «биолога по интеграции сред». Таких «биофилических» профессий – узкоспециализированных и одновременно интердисциплинарных – ещё нет, потому что не было задач введения больших растений внутрь здания. Мы могли бы подготовить первый выпуск «биофилических» специалистов, как проектировщиков, так и практиков. Ведь завтра на них будет возрастающий спрос.

Если вы хотите проконсультироваться по концепции биофилического проекта для вашего здания, это можно сделать оперативно и безвозмездно https://www.smart-tropic.com

Если вы хотите знать больше о коллекции наших растений высотой от 2 до 5 метров, предназначенных для биофилических проектов в больших общественных зданиях, вы можете посмотреть фотокаталог коллекции https://drive.google.com/file/d/1kDZv57s4Ru2Vy1dX2t0f7tW9_XPX6VyU/view?usp=drive_web

ЕСЛИ

  • вас заинтересовала теория и практика биофилического дизайна и вы решили использовать на деле обнаруженные психологами свойства растений;
  • вы убедились, что биофилический дизайн может сделать растения в вашем офисе незаменимым фактором улучшения здоровья, производительности, креативности;
  • вы поверили, что растения в биофилической атмосфере смогут быть утешающими спутниками вашей жизни от утреннего пробуждения до последних мгновений перед отходом ко сну,

ТО

в нашей коллекции крупных растений найдутся достойные экземпляры, которые смогут оправдать ваши ожидания и предпочтения.

Растения в интерьере: характеристики биофилического дизайна

Основные характеристики

Так называемый фитодизайн

Биофилический дизайн

1.

Назначение

Живые растения внутри зданий рассматриваются архитекторами как «привнесённые моменты» (наряду с монументальной живописью, скульптурой, малыми архитектурными формами). Их назначение - украсить интерьер - не носит обязательного характера.

Введение живой природы в построенную среду для создания интегрированной среды с новыми свойствами. Благотворное воздействие на физическое здоровье и психику людей, на производительность, мотивацию, креативность

2. Области и масштабы применения Ограниченные задачи местного значения, озеленение отдельных объектов (коммерческие заказы на украшение кабинетов топ-персонала, резиденций богатых людей, торговых и развлекательных центров, гостиниц, ресторанов, фитнес-центров Глобальная задача постепенного превращения искусственной построенной среды в благоприятную природоинтегрированную среду, в том числе с помощью растений: программы улучшения рабочих мест в офисах и на производстве, озеленение интерьеров и территорий больниц, школ, общественных зданий, экодомов экопоселений.
3. Размеры, количество, плотность размещения растений внутри зданий Растения (в основном мелкие, ограниченный ассортимент) вводят в проекты в качестве исключительно декоративного элемента. Большие размеры и количества растений практически не используются, т.к. нет соответствующего спроса. Плотность размещения, как правило, недостаточная. Большие масштабы использования растений, обилие растений всех размеров по количеству и ассортименту.

Занимаемые растениями объёмы соразмерны с объёмами зданий. Плотность размещения, как правило, высокая.

4. Отношение к растениям Архитекторы и дизайнеры по интерьеру не делают разницы между живыми растениями и неживыми материалами для декора. Не знают условий содержания растений. Финансирование озеленения по остаточному принципу. Заказчики, архитекторы, дизайнеры относятся к живым растениям с любовью и заботой, создают им наилучшие условия, ещё на стадии проектирования. Заказчики сознают необходимость финансирования биофилических проектов.
Основные характеристики

Так называемый фитодизайн

Биофилический дизайн

5. Отношение к свету (естественное освещение, солнечный свет, искусственное освещение) Пассивное, безразличное, безответственное. Отсутствие прямого солнечного света в помещениях не рассматривается как ограничение для размещения растений. Растения часто ставят в помещения с недостаточным не только естественным, но и искусственным освещением, что обрекает их на гибель. Естественное освещение внутри здания (достаточной интенсивности и продолжительности) считается необходимым условием № 1 для здоровья и благополучия как человека, так и растений. Солнечный свет – важнейший фактор. Имеется обильное искусственное освещение требуемого спектрального состава.
6. Отношение к микроклимату в здании (влажность воздуха, температурный режим) Управление микроклиматом не считается обязательным условием для жизни растений внутри здания. Чистота воздуха, поддержание его заданной температуры, влажности – является необходимым условием № 2 здорового состояния как человека, так и растений. Биоклимат-контроль.
7. Отношение к воде внутри зданий Никакое или пассивно-положительное. Открытые водоёмы проектируют редко. Комплексный подход отсутствует. Прямой контакт с чистой водой (декоративный водоём, водопад, фонтан «водяная стена», аквариум, палюдариум). Вода воспринимается не только визуально, но и на слух (журчание), осязанием (брызги на коже), обонянием (запахи мокрой листвы и почвы).

2fb892d1161f6f1c5bac17f818657ba3.jpg
Фото 86. Биофилический дизайн создаёт ощущение девственной природы. Натуральные камни, журчание текущей воды в окружении свободно растущих растений. Проект и реализация ПК «Зимний сад» (фото автора)

Биофилический дизайн приходит на смену тому, что у нас обычно называют фитодизайном, растиражированный штамп которого – мелкие сансевьеры в маленьких горшках, поставленные на полосу из белой мраморной крошки.

Такой «фитодизайн» в общественных зданиях слишком часто бывает безликим, безграмотным и бездарным. Но даже если те, кто получает заказы на озеленение интерьеров, не согласятся с таким обобщением, то уж ничего не смогут поделать с его общими признаками – бессистемный, бесхарактерный, бесперспективный.

На смену этому скомпрометированному термину ворвался в нашу жизнь биофилический дизайн, главная идея которого – всё должно быть спроектировано для человека, изнемогающего в искусственной городской среде, изолированного от живой природы. И вот другие растения, необычных ранее размеров приходят в построенную искусственную среду, в которой мы проводим в среднем 90% времени жизни.

И не для «украшения», не по прихоти дизайнера интерьера, а для восстановления физического и психического здоровья, снижения уровня стресса, психических расстройств, для поддержки нейроэндокринной и иммунной систем, особенно у людей, которые находятся не в лучшем физическом состоянии. Для более здоровых людей живые растения могут стать незаменимым условием хорошего самочувствия, улучшения производительности, креативности, в целом -- качества жизни.

e94f35ec20113e5bc6927e35a683128c.JPG
Фото 87. Солнечный свет плюс живое дерево: теперь внутри здания. Трёхметровый фикус из теплицы ПК «Зимний сад» в лофте на Пресне (фото автора)

Биофилический дизайн у вашего порога. Впустите его внутрь.


[1] Фромм Эрих Зелигманн. Душа человека. АСТ, 2010, с. 12, 15.

[2] Эдвард О. Уилсон. Биофилия: врожденная тяга к живому как связь человека с другими биологическими видами. Пер. с англ. М.: УРСС: ЛЕНАНД, 2017 с. 55

[3] Н. Ф. Реймерс. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. — М.: «Россия молодая», 1992.

[4] Уилсон, op. cit. с. 272

[5] Уилсон, op. cit. с. 245

[6] Уилсон. op. cit. с. 245

[7] Edward O. Wilson. Creation: An Appeal to Save Life on Earth. (Творение: зов спасти жизнь на Земле), W.W.Norton & Company, 2006.

[8] Уилсон Э. Будущее Земли: Наша планета в борьбе за жизнь; Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. с. 12

[9] Уилсон. op. cit. с. 241

[10] Уилсон. op. cit. с. 11

[11] Уилсон. op. cit. с. 29

[12] Уилсон. op. cit. с. 274

[13] Kellert, S. and Calabrese, E. The Practice of Biophilic Design. 2015. P. 4, 5

[14] Kellert, S. and Calabrese, E. The Practice of Biophilic Design. 2015. P. 4

[15] Kellert, S. and Calabrese, E. The Practice of Biophilic Design. 2015. P. 6, 7

[16] Kellert, S. and Calabrese, E. The Practice of Biophilic Design. 2015. p. 10

[17] Sir Cary Cooper and his team at «Robertson Cooper». HUMAN SPACES: The global Impact of Biophilic Design in the Workplace, 2015.

[18] Там же, с. 5

[19] Там же, стр. 16

[20] Там же, p.17

[21] Bjørn Grinde, Grete Grindal Patil. Biophilia: Does Visual Contact with Nature Impact on Health and Well-Being? International Journal of Environmental Research and Public Health. 2009 Sep; 6(9)

[22] Bringslimark T, Hartig T, Patil G. The Psychological Benefits of Indoor Plants: A Critical Review of the Experimental Literature. Journal of Environmental Psychology. Volume 29, Issue 4, December 2009, Pages 422-433.

[23] Marlon Nieuwenhuis, Craig Knight, Tom Postmes, S. Alexander Haslam. The Relative Benefits of Green Versus Lean Office Space: Three Field Experiments. Journal of Experimental Psychology: Applied 2014, Vol. 20, No. 3, 199 –214.

[24] Knight, C., & Haslam, S. A. The relative merits of lean, enriched, and empowered offices: An experimental examination of the impact of workspace management. Journal of Experimental Psychology: Applied,2010 16, 158 –172.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!