Творчество московского архитектора Романа Клейна (1858–1924) можно сравнить с отлично ограненным бриллиантом, столь ярки и многообразны оказались его таланты, создавшие незабываемые образы той старой и бесценной Москвы, которые мы знаем и любим сегодня. Более 60 зданий и сооружений - московское наследие архитектора.
Он не создал "своего" почерка, черт и приемов, по которым можно было бы определенно сказать: "Да, это рука Клейна". Архитектор, столь настойчиво говоривший о рационализме в зодчестве, создал роскошный храм искусства - Музей изящных искусств (им. Пушкина), богато орнаментированный Бородинский мост, Средние торговые ряды в русском стиле на Красной площади, и все тот же Клейн - первопроходец в проектировании зданий жесткого функционала из металла, стекла и бетона - ЦУМ (магазин «Мюр и Мерилиз») на углу Петровки и Театральной площади.
Пожалуй, это единственный архитектор в истории России, который мог создавать шедевры, порою не получая жалования и ради полноценной реализации проекта, вкладывать собственные средства - просто так, во имя Искусства.
Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн родился 31 марта 1858 года в многодетной еврейской семье московского коммерсанта (купца 1 гильдии) Ивана Клейна. Будущий зодчий был пятым из семи детей. Дом Клейнов на Малой Дмитровке являлся одним из культурных центров столицы. Мать архитектора Эмилия Ивановна, образованный и музыкально одаренный человек, часто приглашала в дом художников и студентов консерватории, писателей, архитекторов. Так Роман Клейн познакомился с архитектором Вивьеном, который возил мальчика на строительство зданий, объяснял принципы их возведения, показывал чертежи.
Далее путь очевиден (хотя в случае с Клейном - вопреки воле родителей). Как и многие российские архитекторы, Роман Клейн окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, после которого повысил свою квалификацию в Петербургской Академии художеств, которую закончил в 1882 году.
Следом – два года стажировки в Италии и мастерской Шарля Гарнье - строителя парижской Большой Оперы.
Свой первый след в московской архитектуре молодой специалист оставил в здании Исторического музея, над которым работал в качестве помощника архитекторов Попова и Шервуда.
В рамках проекта Клейн выполнял массу черновой работы, многократно копировал чужие чертежи, быстро приобретая необходимые знания и навыки, учился умелому использованию архитектурных приемов древнего зодчества в новых сооружениях.
Опять же оформление Красной площади стали первой крупной творческой заявкой зодчего.
В начале 90-х годов 19 века по проекту архитектора были построены Средние торговые ряды, стилизованные под древнерусское зодчество.
Как отмечают историки архитектуры: "... Увязанные высокими кровлями, формами окон и наличников с архитектурой стоящего напротив храма Василия Блаженного, они хорошо вписались в ансамбль древних зданий. Клейн проявил себя умелым практиком, удачно расположив большое здание на крутом спуске к реке. Сохранив симметрию основных частей постройки, он ввел с одной стороны дополнительный цокольный этаж и повернул под углом к главному фасаду южную часть сооружения, как бы замкнув перспективу площади".
Этим проектом Клейн ярко продемонстрировал свою способность работать с большими и сложными объемами. Из московского путеводителя: «Главный корпус здания представляет из себя неправильный четырехугольник, выходящий фасадом и на 4 окружающих его улицы, образующих двор, внутри которого находятся остальные 4 корпуса. В главном кольцевом здании три этажа, местами с палатками. Во внутренних корпусах два этажа и также с палатками. Два внутренних корпуса разделены коридорами, перекрытыми стеклом. Наружные въезды на поверхности двора находятся с трех сторон». «Площадь, занимаемая рядами, простирается до 4000 саженей. Здание вмещает более 400 торговых помещений и вместе с землею оценивается в 5 миллионов рублей».
Также работы Клейна во многом определили облик южной части Китай-города. Зодчий построил не только Средние торговые ряды на Красной площади, но банковские здания на Варварке 7 и Ильинке 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе 6 и на Шаболовке 26. Там же, на Шаболовке 33 — дворянская богадельня имени Ю.С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице 20 — Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена).
Возвращаясь к первым самостоятельным творческим шагам архитектора, не менее важными в судьбе Клейна стали самые первые, но меньшие по объему здания. Так, работа над проектом дома В.А. Морозовой на Воздвиженке 14, построенные в конце 80-х, ввела его в круг старообрядческого купечества — Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых и обеспечила разнообразными заказами на многие годы.
Кстати, Клейн один из самых плодовитых мастеров промышленной архитектуры рубежа веков. Среди построек архитектора - фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса "Второго автомобильного завода «Руссо-Балт» в Филях (ныне ГКНПЦ имени Хруничева).
И кое-что еще!
Из рекламного буклета 2017 года: "Компания «КРАЙС Девелопмент» объявляет о старте продаж площадей в лофт-проекте Kleinhouse («Клейнхаус») – историческом здании, расположенном в Басманном районе Москвы всего в паре километров от Садового кольца. Индустриальное здание в стиле модерн было построено в 1914 году архитектором Романом Ивановичем Клейном для чаеразвесочной фабрики «Товарищество чайной торговли В. Высоцкий и К°».
В 1890-е годы архитектором Клейном были построены Трехгорный пивоваренный завод по мотивам средневековья, особняки, учебные заведения, доходный дом Перлова на Мясницкой улице и комплекс больничных зданий на Девичьем поле, в том числе институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых, гинекологический институт для врачей. Рядом появилось университетское студенческое общежитие, классическая гимназия, ремесленное училище, несколько фабрик, доходные дома, особняк профессора В.Ф. Снегирева (Плющиха) и ряд других.
По заказу благотворительного фонда П.Г. Шелапутина Клейн выстроил школы на Ленинском проспекте 15, в переулке Хользунова 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С.С. Эйбушица.
В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей) и Храм Спаса Нерукотворного Образа.
В Крыму, в 1883 - 1885 годах построили знаменитый Ливадийский дворец, строившийся при участии Клейна.
Заказов было много и архитектор сумел в эти годы обустроить и собственный дом, который, как тогда было принято являлся и рабочей мастерской зодчего. Это здание находится в Олсуфьевском переулке.
Работа по многочисленным заказам Московского университета ввела его в круг ведущих деятелей этого научно-учебного центра страны. Профессор Иван Цветаев (отец поэтессы Марины Цветаевой прим. ред.) назвал Клейна «художником, родным Московскому университету». В итоге профессор пригласил Клейна принять участие в конкурсе на проект здания Музея изящных искусств, который был объявлен Академией художеств в августе 1896 года.
На конкурс было представлено 15 работ.
Он был выигран архитектором П.С. Бойцовым. Однако правление МГУ пригласило Клейна возглавить проект, организовав ему турне в европейские музеи. Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров — авторская работа Клейна и его команды, в которую входили В.Г. Шухов, И.И. Рерберг, Г.Б. Бархин, А.Д. Чичагов, И.И. Нивинский, А.Я. Головин, П.А. Заруцкий и др.
По условиям конкурса Клейну требовалось создать огромное музейное здание «особо изящной и художественно характерной формы» - как говорилось в задании, с колоннадой по главному корпусу, предпочтительно в греческом стиле. Отметим, что к созданию Музея было приковано внимание всей Москвы и Европы. Для Клейна оно стало проектом почти всей жизни - в прямом смысле этого слова, настолько долго и мучительно реализовался столь дорогой и масштабный проект.
Клейну пришлось решать сложные художественные задачи, в частности, оформление 22 залов в разных исторических стилях, разрабатывать проекты двориков, крытых стеклом, – греческого и итальянского, которых не было в первоначальном проекте.
Коллизии получались сложные, потому что приходилось учитывать требования заказчика - МГУ, собственные представления и настойчивые просьбы меценатов, на чьи деньги, о многом, строился музей. Как отмечают историки архитектуры - с одной стороны, профессор Цветаев требовал соблюдения исторической и научной точности при разработке деталей и оформления залов. С другой стороны, меценат Нечаев-Мальцев мог принять или не принять тот или иной вариант, исходя из своих соображений и расчетов. Например, в противовес Цветаеву он одобрил решение Клейном белого зала в форме двухъярусной базилики или парадную прямую лестницу, с которой профессор долго не хотел согласиться, настаивая «на лестнице с поворотами».
В ходе работы Клейн неоднократно ездил за границу для изучения европейских художественных музеев и памятников, привлекал к экспертизе проекта авторитетов в области археологии и музееведения, заказывал в Афинах модели деталей Эрехтейона, по которым создавал колоннаду главного фасада.
Стройка получалась воистину международной. Кирпичные стены музея возводили тверские и владимирские крестьяне-артельщики, обрабатывали фундамент из финляндского гранита петербургские каменщики, штукатурили - итальянские рабочие, опять же итальянцы обрабатывали мраморные детали, профилировали колонны. Белый мрамор для облицовки фасада везли с Урала, а цветные мраморы для отделки интерьеров доставляли из Венгрии и Греции, Бельгии и Норвегии.
Музей изящных искусств был завершен в 1912 году.
Итог работы Клейн резюмировал в своем «Руководстве к архитектуре», своим характерным и сложным слогом: «В архитектурной композиции порядок проявляется в расположении здания. При этом исходят от внутреннего ядра, от сердца распланировки, доводят до развития внутренний организм и скелет здания, одевают последний, вырисовывают в перегибах, в главных частях и обряжают внешний вид посредством расчленения и украшений. Такой прием ведет к цельности организма, к единству в архитектуре… мы имеем перед собой не конгломерат отдельных, случайно нагроможденных кусков, а неделимое целое».
Академия художеств в наградном листе, в связи с награждением автора золотой медалью, выразилась чуть проще: «Последнее сооружение своими необычно обширными размерами, сложностью и разнообразием архитектурных задач, строгостью присвоенного Московским университетом классического (греко-римского) стиля и монументальностью строительных материалов займет одно из первых мест в Москве, составя се украшение на долгое время».
Отметим, что финансирование стройки было столь напряженным, что Клейн годами не получал жалованья и жил доходами от других своих построек. Профессор Цветаев и вовсе вкладывал свои личные средства.
Впрочем, Клейн своеобразно относился к финансово проблемным заказам, на свои средства завершая отделку отдельных деталей благородными материалами, чтобы сохранить общий эстетический уровень постройки.
Среди особо общественно значимых построек архитектора необходимо также выделить Бородинский мост, созданный совместно с инженером Осколковым и архитектором Бархиным. Въезды на него архитекторы украсили строгими пропилеями из серого гранита, а с противоположной стороны парными обелисками, сходам придали вид бастионов, а береговые проезды дополнили колоннами.
Тогда же Клейн спроектировал и памятники-обелиски на самом Бородинском поле.
В 1908 году Клейн сумел удивить Москву и соратников "по архитектурному цеху" своим одним из самых знаменитых сооружений - в этом году было завершено строительство магазина торгово-промышленного Товарищества «Мюр и Мерилиз», с фасадом, решенным в англо-готическом стиле. Здание углу улицы Петровки и Театральной площади стало сенсацией.
Из отчета о проекте: «Это здание первое в России, стены которого построены из железа и камня, причем толщина заполнения кирпичных стен, начиная с фундаментов, соответствует только климатическим условиям, именно: 1 аршин.
Постройки из железа и камня особенно распространены в Америке, где такая конструкция вызывается высотой зданий в несколько десятков этажей; при проектировании же здания Товарищества «Мюр и Мерилиз» она была применена для того, чтобы иметь возможность сделать стены тоньше и вследствие этого расширить площадь помещения… получить достаточное освещение помещений дневным светом». Еще одно новшество – устройство зеркальных витрин на уровне первого и второго этажей главного фасада.
Зодчий сформулировал принцип проектирования, в том числе, этого здания: ...«возможно рационального, бережливого употребления материала и труда, возможно скудных, в обрез, размеров строительного тела. Мы должны считаться с направлением настоящего времени, мы не можем более действовать в наших произведениях посредством массы и величины в той степени, как это было для строителей прежних художественных периодов…»
Во время революции и после Клейн остался в России и был востребован новыми властями. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса.
Роман Клейн оставил не только зримый след в архитектурной истории Москвы, но и духовный, проявив себя заботливым педагогом и воспитателем архитекторов будущего. Его помощниками в разное время были инженер И. Рерберг, архитекторы П. Заруцкий, Г. Шувалов, П. Евланов. Под руководством Клейна стажировался будущий академик Л. Веснин, в течение нескольких лет работал будущий академик Г. Бархин. Последний в своих воспоминаниях с большой теплотой писал об этом периоде своей жизни, отдавая должное корректности, тактичности и вкусу своего наставника, называя его «крупнейшим строителем дореволюционной Москвы».
Архитектор много работал и преподавал до последнего дня своей жизни (3 мая 1924 года).
Архитектор Г. Людвиг, учившийся в то время у Клейна, вспоминал: «Не было случая, чтобы Роман Иванович отказал в консультации, в приеме студенту. Будучи больным в течение ряда лет, он отдавал нам весь свой досуг и праздники и даже ночи… Во время исполнения мною дипломной работы он назначал мне приемные часы по вторникам и пятницам от 2 до 4 часов ночи. Ночные же часы были назначены и другим дипломникам – и это после упорной, напряженной дневной работы. Быть искренним в искусстве и честным в жизни – вот чему учил нас Роман Иванович».
Из автобиографии зодчего: «...При исполнении архитектурных задач я всегда преследовал тесное согласование принципов чистого, строгого искусства с утилитарными современными потребностями и с конструктивностью сооружения, и этот принцип я считаю необходимым проводить в жизнь и в качестве педагога.
... За мое долголетнее руководство строительным бюро и при занятиях по архитектурному проектированию со студентами IV и V курсов Рижского политехнического института в течение 1917–1918 учебного года у меня выработался совершенно определенный взгляд на метод преподавания искусства вообще и, в частности, архитектуры.
… Для плодотворного преподавания необходимо возможно тесное общение руководителя с учащимися, именно совместная работа их в мастерской, причем руководитель не только даст указания, но и сам фактически параллельно с учащимися разрабатывает эскизы и части проектов. Такая постановка дела не только облегчает студентам следить за правильным ходом разработки задачи, но служит также мощным импульсом для работы их воображения, для развития их творческой способности и техники работы».
... Вкус к архитектуре ожил более, чем когда-либо. Мы имеем публику, которая принимает участие в развитии архитектуры, сословие архитекторов, обладающее обширным и истинным знанием и умением, изобилие вспомогательных средств далеко шагнувшей техники; в нашем распоряжении больше богатств, чем когда бы то ни было раньше, и неужели нам не удастся создать свое искусство для нашей эпохи и выбраться из царства эклектики и моды?
Архитектор похоронен на Введенском кладбище Москвы.
Для любителей московской старины и истории её архитектуры приводим список сохранившихся работ Романа Клейна.
- Особняк В. А. Морозовой (1886—1888, Москва, Воздвиженка 14);
- Доходный дом (1888, Москва, Страстной бульвар 8);
- Перестройка здания Русского для Внешней торговли и Сибирского банков (1888—1889, Москва, Ильинка 12/2);
- Торговый и конторский дом Серпуховского городского общества (1888—1903, Москва, Ипатьевский переулок);
- Перестройка доходного дома В. О. Гаркави (1889, Москва, Сивцев Вражек 38/19);
- Перестроки и надстройка собственного особняка (1889, 1896, Москва, Олсуфьевский переулок, 6, в глубине участка), здание заменено новой постройкой, отчасти напоминающей оригинал;
- Дом Эджубова (1880-е, Москва, Воскресенская площадь 3);
- Конторский и торговый дом «Варваринское подворье» (1890—1892, Москва, Варварка 7 — Никольский переулок 11);
- Особняк А. Зиберта (1891, Москва, Долгоруковская улица 27);
- Особняк профессора В. Ф. Снегирёва (1893—1894, Москва, Плющиха 62);
- Московский гинекологический институт им. А. П. Шелапутиной при Московском университете (1893—1896, Москва, Большая Пироговская улица, 11/12);
- Храм Спаса Нерукотворного на Занарском кладбище (1893—1896, Серпухов, улица Чернышевского, 52), частично разрушен;
- Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре (1893-1896, Серпухов, Калужская улица);
- «Варваринское подворье» перестраивается по проекту Клейна, 1892
- Доходный дом А. А. Пантелеева (1894-1897, Москва, Олсуфьевский переулок 1), надстроен;
- Церковь (1894-1896, с. Осеченки, Раменский район Московской области);
- Доходный дом И. Т. Кузина (1895-1898, Олсуфьевский переулок 8);
- Доходный дом Товарищества виноторговли К. Ф. Депре и К° (1895-1898, Москва, Петровка 8);
- Конкурсный проект Музея изящных искусств (золотая медаль ИАХ) (1896, Москва);
- Доходный дом А. А. Пантелеева (1896-1897, Москва, Олсуфьевский переулок 1а), надстроен двумя этажами;
- Магазин торгового дома «Мюр и Мерилиз» во владении князя А. Г. Гагарина, совместно с архитектором В. А. Коссовым (1896—1898, Москва, Кузнецкий Мост 19);
- Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, при участии архитекторов Г. Б. Бархина, И. И. Рерберга, А. Д. Чичагова, инженера В. Г. Шухова, художников И. И. Нивинского, П. В. Жуковского, А. Я. Головина, скульптора Г. Р. Залемана и др. (1896-1912, Москва, Волхонка 12);
- Особняк Г. Симона (1898, Москва, Шаболовка 26);
- Винный склад «Товарищества К. Ф. Депре» (1899, Москва, Первый Колобовский переулок 12 — Третий Колобовский переулок 3);
- Классическая мужская гимназия № 8 имени П. Г. Шелапутина с церковью Святого Григория Богослова (1899—1901, Москва, Хользунов переулок 14);
- Доходный дом А. К. Депре (1899—1902, Петровский бульвар, 17), надстроен двумя этажами;
- Церковь (1890-е, с. Быково Московской области);
- Шёлковая фабрика Симона (1890-е, Москва, Шаболовка 26);
- Ткацкий корпус Прохоровской Трёхгорной мануфактуры (1890-е, Рочдельская улица 13—15);
- Клеевой завод Терлинера (1890-е, Москва, Кожевники);
- Доходный дом Ефремова (1890-е, Москва, Манежная улица);
- Приёмная Трёхгорного пивоваренного завода (1890-е, Москва, Кутузовский проспект 12);
- Перестройка здания Московского купеческого банка (1890-е, Ильинка 14);
- Участие в отделке Дворцового моста (1890-е, Санкт-Петербург);
- Дом Тургенева (1890-е, Санкт-Петербург, Английская набережная);
- Комплекс усадьбы фон Вогау (главный дом, скотный двор, птичник, хозяйственные постройки) (1890-е, станция Юдино, Московская область);
- Трапезная Казанской Амвросиевской женской пустыни (рубеж XIX—XX вв., с. Шамордино Козельского района Калужской области);
- Собственный доходный дом (1900, Москва, Олсуфьевский переулок 6, на красной линии);
- Студенческое общежитие Московского университета (1900, Москва, Большая Грузинская улица 10);
- Дворянская богадельня имени С. Д. Нечаева-Мальцева с церковью Стефана Архидиакона (1900-1901, Москва, Шаболовка 33);
- Приёмная и фабричные корпуса Ситцевой фабрики А. Гюбнера (1900—1901, Москва, Малый Саввинский переулок);
- Особняк Х. Б. Высоцкой (1900—1901, 1910, Москва, Огородная слобода 6);
- Студенческое общежитие имени императора Николая II при Московском университете (1900-1902, Москва, Большая Грузинская улица 10-12);
- Женское ремесленное училище имени Г. Шелапутина (1900—1903, Москва, Ленинский проспект 15);
- Общежитие для студентов медицинского факультета Московского университета имени Великого князя Сергея Александровича (1900-1903, Москва, Малая Пироговская улица 16);
- Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых при Московском университете (1900-1903, Москва, Малая Пироговская улица 20);
- Средние торговые ряды (1901-1902, Москва, Красная площадь 5);
- Пристройки (первые) к зданию Трёхгорного пивоваренного товарищества (1903, Москва, Кутузовский проспект 12);
- Училище памяти И. П. Боголепова в Покровском-Филях (1903)
- Перестройки и хозяйственные постройки во владении А. Ф. Михайлова (1903, 1907, 1914, Москва, Хамовнический переулок 17);
- Дом Серпуховского городского общества (1904-1906, Москва, Ильинка 12);
- Доходный дом (1905, Москва, проспект Мира 62);
- Электростанция Общества электрического освещения (1905-1907, Москва, Раушская набережная 8);
- Особняк И. И. Некрасова (1906, Москва, Хлебный переулок 20/3);
- Сторожка при шёлкоткацкой фабрике Жиро (1906, Москва, улица Льва Толстого);
- Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (1906-1908, Москва, Петровка 2);
- Пристройки и надстройки зданий, элеватор и водонапорная башня во владении Трёхгорного пивоваренного товарищества (1906, 1909-1910, Москва);
- Строительство по проекту С. С. Эйбушица и отделка интерьеров Хоральной синагоги Московского еврейского общества (1906-1911, Москва, Большой Спасоглинищевский переулок 10);
- Доходный дом К.О. Жиро (1907-1908, Москва, улица Тимура Фрунзе11), надстроен;
- Доходный дом Г.А. Кеппена (1907-1914, Москва, Мясницкая улица 5);
- Производственные корпуса шёлковой фабрики К.О. Жиро (8 строений) (1907—1914, Москва, улица Тимура Фрунзе 11), частично сохранились;
- Перестройка дома К. О. Жиро (1908, Москва, улица Льва Толстого 18);
- Проект памятника (1908, Бородино);
- Бородинский мост через Москву-реку, совместно с инженером Н. И. Осколковым, при участии Г. Б. Бархина, А. Д. Чичагова, П. П. Щёкотова, А. Л. Обера (1908-1913, Москва), позднее перестроен;
- Педагогический институт с музеем имени П. Г. Шелапутина и реальное училище имени А. П. Шелапутина (1909-1911, Москва, Хользунов переулок 16-18);
- Храм-усупальница князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстонов, совместно с Г. Б. Бархиным (1909-1916, Архангельское);
- Больница при Тверской мануфактуре (1900-е, Тверь);
- Общежитие при Тверской мануфактуре (1900-е, Тверь);
- Здание Городской думы имени Фирсанова (1900-е, Серпухов, улица Советская, 31/21);
- Доходный дом Патрикеева (1900-е, Москва, Гоголевский бульвар);
- Церковь (1900-е, Ораниенбаум);
- Участие в постройке моста (1900-е, Брюссель);
- Завод металлических изделий Жака (напротив Симонова монастыря) (1900-е, Москва);
- Участие в архитектурной разработке одного из мостов Московской окружной дороги (1900-е, Москва);
- Мужское ремесленное училище имени А. П. Шелапутина (1900-е, Москва, Миусская площадь, 7 — Первая Миусская улица 3);
- Загородный дом Н. А. Зверева (1900-е);
- Церковь (1900-е, Томск);
- Шёлкова фабрика Муси-Гужон в Рогожской части (1900-е, Москва);
- Шелково-прядильная фабрика Катуар (1900-е, с. Даниловка Московской области);
- Железно-прокатный цех завода Гужона (1900-е, Золоторожский Вал 11);
- Церковь (1900-е, с. Сторожево Рязанской губернии);
- Фабричные здания, склады, выставочные сооружения Торгового дома «Мюр и Мерилиз» (1900-е, Москва, Столярный переулок 3);
- Сахарный завод (близ Высокого моста) (1900-е, Москва);
- Подольский цементный завод (1900-е, Подольск);
- Особняк Депре (1900-е, Москва);
- Земская больница (1900-е, Алексин)
- Завод в Филях (сейчас — Авиационный) (1900-е, Москва);
- Клиника Московского университета (1900-е, Москва);
- Фабрика «Электросвет» (1900-е, Москва, Малая Пироговская улица 8-10);
- Дом во владении Общества французской ваксы (1910, Москва, Дербеневская набережная 34);
- Доходный дом К. О. Жиро (1911-1914, Москва, улица Льва Толстого 18);
- Жилой дома для мастеров Шелкоткацкой фабрики К. О. Жиро (1911—1914, Москва, улица Тимура Фрунзе 11);
- Доходный дом графини А. А. Милорадович и княгини Е. П. Мещерской (урожденой графиней Подборской-Сморчевской) (1912, Москва, Поварская улица 22);
- Дом-музей фабрикантши А. В. Мараевой (1912, Серпухов, улица Чехова 87/3);
- Доходный дом бесплатной лечебницы военных врачей для бедных всякого звания (1912—1913, Москва, улица Жуковского 2 — Большой Харитоньевский переулок 8);
- Геологический и Минералогический институт при Московском университете (1913—1918, Москва, Моховая улица 6, правое здание);
- Реставрационные работы во дворце Юсуповых, совместно с художником И. И. Нивинским (1913—1914, Архангельское);
- Пристройка флигеля и склад во владении П.П. Смирнова (1913-1914, Москва, Тверской бульвар 18);
- Чаеразвесочная фабрика «Товарищества чайной торговли В. Высоцкий и К°» (1914, Москва, Нижняя Красносельская улица 35);
- Часовня преподобного Сергия Радонежского и праведницы Елизаветы (1911, Москва, Малый Песчаный пер., д. 2а)
- Конкурсный проект мемориальных музеев на Московском братском кладбище (1915, Москва, Сокол);
- Корпуса фабрики Акционерного Общества «Каучук» (1915—1916, Москва, улица Усачёва 11);
Комментарии (1)