Архитектор Павел Сюзор: доходная роскошь

Подпишитесь на канал

Дом компании «Зингер» («Дом книги») на Невском проспекте…. Миллионы людей со всего мира стекаются к его стенам, чтобы своим глазами увидеть одно из самых красивых и роскошных зданий не просто России, но и мира – настоящую «икону стиля» модерна, его кульминацию и гимн.

e112ec9ca0aabb6e48d6c6c58ee8f1d9.jpg

Автор проекта и руководитель проектной команды – граф Павел Сюзор, мастер эклектики и модерна, чье 175-летие Россия будет отмечать в апреле 2019 года.

Архитектор, академик, издатель и преподаватель, граф Сюзор прожил по-настоящему полную и удивительную жизнь - как архитектор, творческая личность, общественный деятель, муж и отец. Более 80 построенных и перестроенных зданий в столице, журнал «Зодчий», офис «Зингера», даже угроза уголовных преследований и боль за бесславную судьбу своих зданий – в жизни графа от архитектуры было все.

Поль де Сюзор (Павел Юльевич Сюзор) родился 18 апреля 1844 года в Петербурге в семье французского графа - эмигранта литератора Жана де Сюзора, который перебрался в Россию в начале 40-х, спасаясь от политических преследований.

В отличие от таланта своего сына граф де Сюзор не сильно блистал на литературных подмостках, в основном преподавая французский язык в Обществе благородных девиц и, в последствии, редактируя журнал «Русский курьер» на французском языке.

Но атмосфера в семье была творческая. И в итоге молодой человек поступает в Академию художеств, которую оканчивает в 1866 году. Также в его биографии 1894 года отмечено окончание Училища правоведения и Института гражданских инженеров. Одним словом, молодой человек к профессии был «подкован» максимально. 

И его энергия пригодилась сразу – сперва в Строительном отделении Петербургского губернского правления, в котором молодой зодчий с первых же дней вовлекся в процесс проектирования.

Старт длиною в жизнь

Его первой работой в Петербурге стал фасад здания Пробирной палаты на Казанской улице 28, выполненной под руководством архитектора В. Стуккея. Город строился непрерывно и задания на проекты шли непрерывно. Так, за авторством Сюзора появились жилые дома на Большой Морской улице 28, Караванной 18, а также офис компании для хранения и залога движимых имуществ на Гороховой улице 47.

С 1873 по 1880 гг. архитектор работает Городской управе, и одновременно, в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел (функционал МВД в Империи не ограничивался полицейскими функциями – прим. ред.). Вплоть до 1879 года в качестве сотрудника Управы Сюзор спроектировал восемь зданий на Новой (ныне - Пушкинской) улице, которые закончили её архитектурный облик.

Кстати, творческий успех сопровождался успехом личным – молодой архитектор женился на дочери знаменитого архитектора Александра Брюллова Софье Александровне. У них были сыновья Владимир и Георгий.

Отметим, что жилые (доходные) дома Павла Сюзора оставили незабываемый след в градостроительном рисунке северной столицы. В их структуру архитектор вносил новые приемы, создающие новый масштаб и акценты в улицах Петербурга. Это хорошо прослеживается в проекте доходных домов Ушакова на Невском проспекте 54 (1882-1883), Егорова (ул. Бассейная, ныне Некрасова (1883-1884), Ратькова-Рожнова (наб. Екатерининского канала, ныне Грибоедова (1886-1888) и т.д.

Заказы для предпринимателя и общественного деятеля Владимира Ратькова-Рожнова стали одними из наиболее крупных. Так, дом на канале Грибоедова создали в архитектурных традициях ренессанса и барокко, украсив здание фигурами атлантов и крупной лепниной. В доходном доме на улице Кирочной зодчий объединил два корпуса огромной аркой в четыре этажа — и, таким образом, соединил пространство улицы и двора. Архитектор Валерий Исаченко в книге «Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков» писал так: «Эти здания можно рассматривать как обобщение того лучшего, что было создано зодчим в конце XIX века, в период процветания эклектики. Плотно заполненные декором фасады, где применены фронтоны, рельефы, русты, круглая скульптура, служат в них лишь внешней оболочкой, которая прикрывает рациональную структуру крупных, подлинно столичных сооружений».

«Санитарный архитектор»

Но не менее громко Сюзор прославился как «санитарный архитектор» - как его однажды назвали в одной из публикаций, за авторство роскошных бань. Банному хозяйству городские власти и инвесторы уделяли большое внимание, и здесь Сюзор в первые же годы своей работы разошелся во всех размах широкой творческой натуры, став крупнейшим в Петербурге архитектором общественных бань, не уступавших по роскоши иным дворцам. По большому счету Сюзор рассматривал эти проекты больше, чем бани. По его мысли это: "…крупные культурно-оздоровительные комплексы с бассейнами, прачечными, столовыми и читальнями".

34dff527137c1ca1fec2f296c3ba0043.jpg
Воронские бани

Всего зодчий реализовал более 10 банных комплексов.

Здесь можно отметить народные бани Воронина на Фонарном переулке, доходный дом и бани Ковалевских на 9-й линии, бани купцов Целибеевых на ул. Бассейной (ныне Некрасова), бани Овчинникова на Большой Пушкарской, бани Петровых на наб. Екатерининского канала (ныне Грибоедова), дом для бедных и бани Кобызева на Воронежской улице, Белозерские бани Шорохова на Кронверкской улице, бани на Большой Вольфовой улице (ныне Чапаева) и другие.

За проект и реализацию Воронинских бань Сюзор получил в 1872 году Золотую медаль Политехнической выставки в Вене. Здесь автор реализовал различные новаторские решения. Например, своды сделали из портландцемента, который от сырости только твердеет. Чтобы стены бани не впитывали влагу, использовался особого качества кирпич. Также была создана специальная вентиляция с подогревом наружного воздуха.

Самыми знаменитыми в Петербурге считаются Мальцевские (или Невские) бани (ул. Пушкинская 1), построенные в 1876 году. В путеводителе тех времен по Петербургу говорилось, что «бани Мальцева смело могут считаться лучшими в Европе». Отметим одну из «изюминок» проекта - под полом бани работа «машина, приводящая воду в искусственное движение»...

В соответствии с популярной в то время формулой гигиенистов «роскошь – удобство – гигиена – чистота» по проекту Сюзора в 1875-1876 годах были построены Центральные народные бани Егорова (Б. Казачий пер. 11). Комплекс был оснащен гидротерапевтическим отделением с сернистыми, песочными, соляными и другими видами лечебных бань. 

1a5a1f428cad6b8c1f2708f9041e079a.jpg

Архитектор настолько активно занимался вопросами сантехники и гигиены зданий, что в итоге с 1883 года в Институте гражданских инженеров он начал читать курс «Санитарное зодчество» и редактировать отдел газеты "Здоровье".

В масштабе общества

Сюзор вообще отличался богатой общественной активностью. Помимо преподавания он был товарищем (заместителем – прим. ред.) председателя Русского общества охранения народного здравия, общества лечебниц для хронически больных детей, Российского пожарного общества, председателем строительного отдела Русского технического общества, инициатором проведения и председателем съездов русских зодчих, бессменным председателем Общества архитекторов-художников при Академии художеств.

Павел Сюзор принимал участие в издании журнала «Зодчий», организовывал архитектурные выставки. Вместе с другими архитекторами организовал общество по изучению и описанию Петербурга «Старый Петербург», благодаря которому в 1907 году был создан Музей Старого Петербурга, причем в доме самого архитектора.

Для многих из этих обществ он был крайне полезен, как человек, который отлично разбирался в финансах. Так, в Императорском обществе поощрения художеств (ИОПХ) он занимал пост председателя финансовой комиссии. Как вспоминает Н.К. Рерих, секретарь общества: «… после моего избрания секретарём Общества председатель финансовой комиссии Сюзор пригласил меня вечером «потолковать о финансовых делах». Речь шла о большом бюджете и о разных цифрах, превышавших 200 000 рублей. 

Быстро Сюзор называл разные детальные цифры. Устно подводил итоги и делал всякие сложные сопоставления. Я также устно подавал реплики, и таким образом мы пробеседовали часа три. Затем совершенно неожиданно Сюзор попросил меня через два дня представить весь бюджет, включив в него все те многие детальные соображения, которые он называл. Я попросил его дать мне какие-либо записки по этому поводу, но он сказал, что записок он не имеет и даже не может повторить устно всё им сказанное. При этом он добавил, улыбаясь: «Я удивлялся, видя, как вы надеетесь на свою память, и ничего не записываете».

70771910da1d3be8a3042189b3356842.jpg
Мальцевские бани

Скандалы, интриги, расследования

В 1884 году в Петербурге разразился грандиозный скандал, в который были впутаны брат архитектора Михаил Сюзор и сам архитектор. Брат являлся одним из четырёх директоров Петербургского городского кредитного общества, выдававшего кредиты на постройку дорогостоящих зданий, в том числе, по проектам Павла Сюзора. Но в середине 80-х вскрылись махинации четырех директоров при оценке проектов новых зданий, принимавшихся в залог при выдаче кредитов. По решению собрания акционеров все директора, потерявшие доверие, были уволены. Против них возбудили уголовное преследование. В ходе следствия выяснилось, что ряд архитекторов-оценщиков завышали доходность проектов в своих экспертизах. Это позволяло застройщикам получать ссуды в завышенном размере.

История получилась мутная, и неизвестно – как Павел Сюзор был в ней замешан. Одним словом, ему удалось дистанцироваться от ситуации и остаться почетным и востребованным архитектором. Более, в 1892 году он получил звание академика архитектуры.

На пути к «Зингеру»

В конце 19 века Сюзор много проектирует социальные, промышленные и торговые здания. Здесь можно отметить здания начальных училищ Громова и Ратькова-Рожнова (Кавалергардская улица), машинное здание для фильтров Центральной городской водопроводной станции (Шпалерная улица), городской сиротский дом имени цесаревича Николая (8-я линия), металлический корпус Василеостровского Андреевского рынка (Большой проспект), дом призрения малолетних и школу Тименкова и Фролова (Арсенальная набережная), пассаж Ратькова-Рожнова на Думской улице, комплекс зданий Гомеопатической лечебницы (Лицейская улица, ныне Рентгена), дом призрения Брусницыных (Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова, ул. Косая линия), больничные корпуса Елизаветинской общины сестер милосердия (Полюстровская, ныне Свердловская набережная), Училища правоведения (наб. Фонтанки), городской дом трудолюбия и ночлежный дом (Никольская площадь).

Но наиболее значительной постройкой в этот период считается здание Санкт-Петербургского общества взаимного кредита на наб. Екатерининского канала (Грибоедова, 13), выполненное в духе неоренессанса. К заказу архитектор отнесся со всей ответственностью. И, прежде чем начать проектировать, Сюзор вместе с членом правления банка Козыревым проехал по Европе, чтобы познакомиться с модными тенденциями создания банковских зданий.

764de02e2bd0a5fd9b6b3a54f6761133.jpg

В четырёхэтажном здании зодчий, как признанный мастер столичной эклектики, соединил различные стили европейской архитектуры, украсив сооружение многочисленными скульптурами, над которыми работали А.М. Опекушин и Д.И. Иенсен. В частности, у подножия купола расположена скульптурная группа «Ника». У её ног бог торговли Меркурий и морей Нептун.

Автор проекта, обладая огромным опытом оснащения зданий передовыми инженерными системами, включил в проект собственную электростанцию, систему парового отопления, вентиляцию, лифты, водопровод, канализацию, сигнализацию, телефонную связь. Операционный зал украшен 20 колоннами из белого каррарского мрамора (!).

Здание вышло масштабным и роскошным. Но настоящая слава архитектора поджидала в 1902 году, когда уже не очень молодой, но по-прежнему энергичный и отрытый новациям архитектор получил заказ на проект здания на углу Невского проспекта и набережной Екатерининского канала для акционерного общества «Мануфактурная компания Зингер».

Реализованный проект не просто красив, но и во многом уникален для своего времени, и даже современности. И это здание достойно отдельной подробной истории, которую мы расскажем в следующей публикации.

ffa0bd85a536fee1ad9fd2d53d65ee31.jpg

Крах мира

После офиса «Зингера» Павел Сюзор уже не так активно проектирует. Начавшаяся война, революция и гражданская война, уничтожили весь его мир, которым он жил, любил и создавал напряженным трудом. Большой дом и просторный дом графа Павла Сюзора на Кадетской линии Васильевского острова был реквизирован советской властью, и еще при жизни бывшего владельца отдан под коммуналку.

Это окончательно скосило его силы, и 19 июля 1919 года архитектор умер, в роскошном городе, брошенного на растерзание петроградскому люмпену.

Похоронили академика на Смоленском лютеранском кладбище под скромным бетонным крестом.

a5ee61b53f9571d77a80128d3debd56b.jpg

Проекты П.Ю. Сюзора:

Аптекарский проспект, д.№ 12 — дача П. Ю. Сюзора. 1875. (Не сохранилась).

Большая Морская улица, д.№ 28/Гороховая улица, д.№ 13 — доходный дом. Перестройка. 1869, 1880—1881.

Невский проспект, д.№ 28/Канал Грибоедова, д.№ 21 — здание акционерного общества «Зингер и К°» (Дом книги)1902—1904.

Невский проспект, д.№ 49/Владимирский проспект, д.№ 2 — здание А. М. Ушакова. Перестройка. 1880.

Невский проспект, д.№ 54/Малая Садовая улица, д.№ 3 — доходный дом А. М. Ушакова, Перестройка. 1882—1883.

Невский проспект, д.№ 63 — доходный дом. 1875—1876, 1878. Включен существовавший дом.

Канал Грибоедова, д.№ 13 — здание Санкт-Петербургского общества взаимного кредита. 1888—1890.

Канал Грибоедова, д.№ 15/Малая Конюшенная улица, д.№ 10 — доходный дом. Перестройка. 1875.

Канал Грибоедова, д.№ 24 — Думская улица, д.№ 7, двор — пассаж В. А. Ратькова-Рожнова. Перестройка. 1893—1894. (Перестроен).

Канал Грибоедова, д.№ 71/Столярный переулок, д.№ 13/Казначейская улица, д.№ 6 — доходный дом В. А. Ратькова-Рожнова. 1886—1888. Включен существовавший дом.

Канал Грибоедова, д.№ 78 — здание бань Петровых. 1880—1881. (А. Ф. Красовский ?).

Канал Грибоедова, д.№ 86 — доходный дом. 1884. (Надстроен).

Казанская улица, д.№ 42 — доходный дом П. Ю. Сюзора. Перестройка. 1905—1906.

Караванная улица, д.№ 18/Итальянская улица, д.№ 37 — доходный дом. Перестройка. 1870.

Фонарный переулок, д.№ 1/набережная Мойки, д.№ 82 — доходный дом М. С. Воронина. 1874.

Фонарный переулок, д.№ 1/набережная Мойки, д.№ 82, двор — здание народных бань М. С. Воронина. 1870—1871.

Мастерская улица, д.№ 5, д.№ 7/улица Союза Печатников, д.№ 23 — особняк и доходный дом М. С. Воронина. Расширение и перестройка 1872 года. (Особняк надстроен, доходный дом не сохранился).

Гороховая улица, д.№ 47 — здание Компании для хранения и залога движимых имуществ. 1872—1874, 1876—1877. Включено существовавшее здание. (Частично перестроено).

Большая Подьяческая улица, д.№ 39/Никольский переулок, д.№ 8 — здание товарищества «Общественная польза». 1874.

Большой Казачий переулок, д.№ 11 — доходный дом и народные бани Е. С. Егорова. Б. 1875—1876, 1882—1885. (Дом перестроен).

9-я линия, д.№ 16 — доходный дом и бани В. О. и О. В. Ковалевских. 1878—1879.

9-я линия, д.№ 22 — доходный дом. 1876.

Большая Пушкарская улица, д.№ 22 — здание бань Е. Ф. Овчинникова. 1876—1877. (Расширено).

Большая Пушкарская улица, д.№ 30/Шамшева улица, д.№ 1 — доходный дом. 1877—1878.

Улица Чапаева, д.№ 7 — здание бань. Перестройка. 1879.

Улица Некрасова, д.№ 14а/Басков переулок, д.№ 7 — здание бань Целибеевых. 1879—1881.

5-я линия, д.№ 4/Академический переулок, д.№ 1, правая часть — доходный дом. Надстройка. 1880. (Надстроен).

8-я линия, д.№ 29 — городской сиротский дом им. цесаревича Николая. 1888—1890. Включён существовавший дом.

13-я линия, д.№ 52/14-я линия, д.№ 59 — комплекс зданий больницы Французского благотворительного общества. 1884—1885, 1890, 1897—1902, 1905. Включены существовавшие здания.

14-я линия, д.№ 61 — доходный дом. 1897.

20-я линия, д.№ 13 — доходный дом. 1904.

25-я линия — производственные здания Василеостровского чугунолитейного и механического завода М. С. Воронина. 1870 год.

Кожевенная линия, д.№ 32, двор, левая часть — здание цехов Владимирского кожевенного завода, 1901.

Большой проспект Васильевского острова, д.№ 18 — металлический корпус Андреевского рынка. 1891—1892. Инж. О. Е. Крель. (Не сохранился).

Улица Достоевского, д.№ 5 — доходный дом. 1895—1896.

Улица Достоевского, д.№ 27 — доходный дом. 1881.

Улица Достоевского, д.№ 29/Социалистическая улица, д.№ 18 — доходный дом. 1880.

Владимирский проспект, д.№ 10 — доходный дом. Перестройка. 1881.

Пушкинская улица, д.№ 7 — доходный дом. 1877.

Пушкинская улица, д.№ 13 — доходный дом. 1877.

8-я Советская улица, д.№ 18 — доходный дом. 1881.

Воронежская улица, д.№ 38 — дом для бедных и бани М. Н. Кобызева. 1881—1882.

Улица Кропоткина, д.№ 1/Кронверкская улица, д.№ 10/улица Ленина, д.№ 3 — здание Белозерских бань П. И. Шорохова. 1882.

Большой Сампсониевский проспект, д.№ 43, левая часть — дом прихода Сампсониевского собора. 1882.

Набережная Лейтенанта Шмидта, д.№ 11/9-я линия, д.№ 2 — доходный дом. Перестройка. 1882—1884. (Перестроен).

Улица Некрасова, д.№ 40/улица Восстания, д.№ 35 — дом сенатора и статского советника В. С. Грушецкого/Басков переулок, д.№ 33 — доходный дом Е. С. Егорова. 1883—1884.

Улица Маяковского, д.№ 15, левая часть — здание конюшен Государственного коннозаводства. Перестройка. 1880-е.

Улица Маяковского, д.№ 35, правая часть — гимнастический зал общества «Маяк». 1906—1908. (Перестроен).

Думская улица, д.№ 7 — доходный дом. Перестройка. 1887.

Кавалергардская улица, д.№ 42 — здание начальных училищ И. Ф. Громова и В. А. Ратькова-Рожнова. 1887—1891.

Шпалерная улица, д.№ 2/Гагаринская улица, д.№ 4 — доходный дом. Перестройка. 1878.

Шпалерная улица, д.№ 56/Водопроводный переулок, д.№ 1/Таврическая улица, д.№ 10 — машинное здание для фильтров Центральной городской водопроводной станции. 1887—1890, 1896—1897.

Соляной переулок, д.№ 1, левая часть — улица Оружейника Фёдорова, д.№ 2, правая часть — жилой дом Училища Правоведения. 1893—1894.

Улица Рентгена, д.№ 6/улица Льва Толстого, д.№ 15 — комплекс зданий Гомеопатической лечебницы. 1893—1898.

Косая линия, д.№ 15а, д.№ 15в — дом призрения Брусницыных, 1895—1896. С 1944 года в здание разместилось Высшее мореходное училище имени адмирала Макарова.

Набережная реки Фонтанки, д.№ 6/улица Чайковского, д.№ 1, правая часть — улица Оружейника Фёдорова, д.№ 2, левая часть — здание Училища правоведения. Перестройка. 1895, 1909—1910.

Улица Марата, д.№ 55/Боровая улица, д.№ 5 — доходный дом Р. С. Гробова. 1896.

Никольская площадь, д.№ 1, корп — городской дом трудолюбия и ночлежный дом. 2; 1б. 1896—1900. Совместно с А. П. Максимовым.

Исполкомская улица, д.№ 2/Невский проспект, д.№ 170/Конная улица, д.№ 21 — доходный дом В. М. Давыдова, 1897—1898.

Улица Зои Космодемьянской — здания Городской Алафузовской больницы, перестройка и расширение, 1897—1900, 1910. Совместно с Э. Ф. Виррихом. (Не сохранились).

10-я Красноармейская улица, д.№ 28/Дровяная улица, д.№ 6 — дом дешевых квартир им. Е. Г. Степановой. 1898—1899. (П. С. Самсонов ?).

Кирочная улица, д.№ 30/Мелитопольский переулок, д.№ 4 — доходный дом Г. С. Войницкого. 1880—1881.

Кирочная улица, д.№ 32-34 — доходный дом А. В. Ратькова-Рожнова. 1899—1900.

Улица Пестеля, д.№ 13-15 — доходный дом А. В. Ратькова-Рожнова. 1898—1900.

Большой проспект Петроградской стороны, д.№ 49/улица Ленина, д.№ 18 — доходный дом П. Т. Бадаева. 1902—1903.

Красногвардейский переулок, д.№ 6 — здание Громовского приюта. 1878—1880.

Красногвардейский переулок, д.№ 8 — богадельня Николаевского православного братства. 1878—1880.

Площадь Ленина, д.№ 6/Финский переулок, д.№ 9 — доходный дом с торговыми помещениями С. П. Петрова. 1878—1879. (Частично надстроен, южная часть разрушена).

Улица Комсомола, д.№ 4а — Арсенальная набережная, д.№ 6 — Дом призрения малолетних и школа А. И. Тименкова и В. А. Фролова 1891—1893.

Свердловская набережная, д.№ 40, двор — больничные корпуса Елизаветинской общины сестер милосердия. 1897—1898.

Улица Карбышева, д.№ 29 — здание бань. 1882.

Московский проспект, д.№ 89 — ночлежный дом им. А. Е. Бузовой. 1909—1910.

Московский проспект, д.№ 95 — флигель и домовая церковь при богадельне Мещанского общества. 1878—1879. (Не сохранились).

Можайская улица, д.№ 14 — доходный дом. 1880.

Проспект Девятого Января, 4 — Преображенская церковь на Преображенском кладбище, построена в 1872 году. Не сохранилась.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!