Многие объекты современной архитектуры искренне впечатляют своим формообразованием, идеями и даже неким общим символизмом, отражающим дух цивилизации. Но из зодчества исчезла загадка, зашифрованные глубинные смыслы, позволяющие читать дом, как книгу. Так, как можно читать готический собор — от фундамента до последнего каменного завитка являющего собой модель мироздания в её средневековом понимании.
Немцам повезло — их «Библии в камне» сумели пережить даже садисткие авианалеты анго-американских стервятников во время второй мировой. А вот Россия постепенно утрачивает свои нарядные деревянные дома-шкатулки, не хуже готики несущих свой славянский, во многом, дохристианский, шифр понимания и состава мира.
Оконные обереги — наличники, содержат образы-символы, рожденные многие тысячелетия назад, бинарные оппозиции зари человечества: добро-зло, свет-тьма, Бог-Дьявол, зима-лето, Солнце-Луна, мужчина-женщина. Сегодня разве что редкий специалист сможет прочитать на старом доме эту славянскую сказку-быль. А о том, чтобы её воспроизвести именно в контексте шифра, ради речь вести не стоит. Выпилить лобзиком и стамеской узор в славянском стиле — дело ремесленного умения, но придать этому смысл, выстроить тот же наличник в стройную систему мироздания, пересказать завитками и ромбами сюжет древней былины о борьбе добра и зла, надо быть философом.
Нам показалось интересным опубликовать значение некоторых символов старой деревянной архитектуры России. Возможно их изучение позволит нашим читателям по-другому взглянуть на старые дома и прочитать забытую в веках былину о рождении Человека, увидеть в обыкновенной резьбе образы Бога-Демиурга.
Комментарии (0)