В новом формате. Росреестр взял курс на повышение доступности госуслуг

Подпишитесь на канал

Вот уже более полугода в России действует Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в новой редакции. Однако споры вокруг него не утихают, и документ по-прежнему вызывает неоднозначную реакцию профессионального сообщества. Вопросы реализации этого закона применительно к жилищному строительству еще раз обсудили участники «круглого стола» на тему «Государственная регистрация недвижимости: стадия тонкой настройки». Его организатором выступил комитет по земельно-имущественным отношениям Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».

99c256bc3b243888be34393fdb79d8a8.jpg

Особенностью вступившего в силу закона является то, что кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации. Также если раньше кадастровую оценку производили независимые оценщики, которые выбирались по результатам торгов в форме конкурса, то согласно новой редакции закона, эту работу, начиная с 2018 года, будут проводить государственно-бюджетные учреждения (ГБУ), формирование которых сейчас происходит во всех регионах России.

Понятно, что должно пройти время, прежде чем работу в новом режиме оценит как бизнес, так и простые граждане. Тем не менее, первые итоги работы ведомства в изменившемся правовом поле уже можно подвести. Как сообщила глава Росреестра, замминистра экономического развития РФ Виктория Абрамченко, с начала 2017 года поступило более 11 млн заявлений на регистрацию прав, и по 10 млн было принято положительное решение. При этом по экстерриториальной регистрации прав на недвижимость специалисты Росреестра обработали более 40 тысяч заявлений. По ряду показателей достигнуты целевые значения, установленные моделями на конец 2017 года, например, сроки оказания услуг по регистрации прав и доля предоставления этой услуги через многофункциональные центры «Мои документы».

Как отметила Виктория Абрамченко, Росреестр и его территориальные органы стараются повышать качество услуг для физических лиц и представителей предпринимательского сообщества. В частности, начали работу специальные «окна приема» для обслуживания крупных правообладателей. На постоянной основе проводятся встречи с представителями компаний-застройщиков, на которых обсуждаются вопросы по совершенствованию законодательства в учетно-регистрационной сфере, а также меры по совершенствованию учетно-регистрационных процедур и сокращению барьеров, возникающих у юридических лиц при получении услуг по регистрации прав и кадастровому учету недвижимости. Кроме того, ведомство переходит на бесконтактные технологии получения госуслуг, исключающие прямое общение заявителя и чиновника. «Росреестр переходит на электронное взаимодействие с бизнесом, – подчеркнула замминистра. – Эта работа направлена на повышение доступности госуслуг Росреестра для представителей предпринимательского сообщества».

00c40e5af3257362eba7750aaca2256f.jpg

Но она отметила и факторы, усложняющие эти процедуры. Сегодня Росреестр – это федеральный орган исполнительной власти, который стоит в конце цепочки оформления прав на недвижимость. Для того чтобы зарегистрировать право на недвижимость, необходимо проделать большую предварительную работу: присвоить адрес, схему расположения участка на кадастровом плане, выбрать участок и понять, в каком он находится правовом режиме, какие зоны с особыми условиями использованиями имеются на территории и т.д. Проблема в том, что не вся эта информация внесена в ЕГРН. Речь идет о таких данных как сведения о границах субъектов РФ, муниципалитетах, границах населенных пунктов, зонах охраны и т.п. Все это в конечном итоге увеличивает количество приостановлений в учете и регистрации.

Федеральная кадастровая палата как подведомственное учреждение Росреестра с июля 2017 года наделяется новыми функциями. В частности, кадастровая палата планирует выполнять землеустроительные и кадастровые работы для государственных и муниципальных заказчиков, поддерживать и развивать информационные системы Росреестра, предоставлять профессиональному сообществу и гражданам консультационные и аналитические услуги в сфере своей компетенции. Как подчеркнул директор Федеральной кадастровой палаты Константин Литвинцев, изменения в деятельности учреждения к «заметному улучшению услуг в сфере кадастрового учета и положительно отразятся на рынке недвижимости в целом».

7f89facf7ee67051e840754139e15a66.jpg

Несмотря на готовность ведомства работать ради правообладателей, самому закону пока еще далеко до совершенства: согласно прозвучавшей информации, в него уже необходимо внести 12 пакетов изменений, и это не предел. Пока же участникам рынка приходится, что называется, в ручном режиме и по ходу дела решать все возникающие вопросы.

Своим опытом использования Федерального закона №218-ФЗ при осуществлении жилищного строительства поделился председатель Комитета по земельно-имущественным отношениям, генеральный директор ООО «Эталон-Инвест» Даниил Селедчик. Он обратил внимание на возникающие сложности при регистрации прав на квартиры в жилом комплексе, когда участок под конкретным многоквартирным домом не сформирован, поскольку на одном земельном участке расположены несколько домов. При этом градостроительный план земельного участка выдан на весь земельный участок, а проект планировки территории отсутствует. Существует и обратная проблема – когда ведётся строительство крупных многофункциональных комплексов, состоящих из нескольких секций, и есть оформленный ППТ. Здесь возникают проблемы постановки на кадастровый учёт отдельных секций. Есть проблемы у застройщиков и при организации взаимодействия с органами регистрации прав.

Тем не менее, Даниил Селедчик уверен, что это временные трудности, и работа будет отлажена: «Сейчас Росреестр активно развивает электронные сервисы. Многие мы уже успешно апробировали. «Эталон-Инвест» одним из первых начал на постоянной основе использовать электронный сервис регистрации договоров долевого участия. В результате на сегодняшний день мы проводим самое большое количество регистрационных действий с физлицами среди компаний московского региона. Кроме того, совместно с Абсолют-банком мы запустили электронную услугу заключения ипотечных сделок. Электронный сервис позволяет регистрировать договоры ипотеки в рекордно короткие сроки – 5 дней».

d90c96c5adcaabcae0dca2b34dec1063.jpg

Текст: Людмила Изьюрова

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!