Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли

+7 (495) 380-3700

info@ardexpert.ru

Как Минстрой пытается решить проблему жилья

Бодрые рапорты Минстроя об успехах в отрасли, сомнительные достижения по объёму строительства жилья, на уроне СССР, не впечатляют. А если взять качественные характеристики по экологии и энергоэффективности, по применению современных технологий, обеспечивающих комфортность проживания, то все эти квадратные метры достижениями не выглядят. 

cac45a53da7ea017ce36c54fb97096e4.jpg

Большая часть этих объёмов представлена многоквартирными и высотными домами, помещения которых назвать жилыми можно, но с большой натяжкой. В них нет главного – комфорта для семьи, для детей и стариков. 

Читаем документ 1957 года рождения: "Медленно внедряются прогрессивные сборные конструкции заводского изготовления. Недостаточно применяются крупноблочные и крупнопанельные конструкции и облегченные кирпичные кладки, отстает развитие заводского стандартного домостроения. Жилищное строительство в сельской местности также отстает от потребностей, что является следствием неудовлетворительной организации сельского строительства и его слабой производственно-технической базой. Далеко не во всех колхозах имеются постоянные строительные бригады, мало создано межколхозных строительных организаций и предприятий...»,  это выдержки из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР»! Ничего не напоминает? 

Читаем документ Минстроя: «Стратегия инновационного развития строительной отрасли РФ до 2030 года»: «Производительность труда в отрасли сохраняется на низком уровне, что обусловлено в первую очередь инертностью участников строительного рынка, низким спросом на инновации вследствие высокого спроса на жилье и загнанностью отраслевой науки. В отрасли отсутствуют современное отечественное программное и информационное обеспечение». 

Или ещё: «…расширение практики комплексного освоения территории, включая малоэтажную застройку, повышение энергоэффективности жилья, переход на новый уровень индустриального домостроения и применение типовых проектов, формирование цивилизованного рынка аренды жилья, включая муниципальное жилье, и создание условий для внедрения инноваций и повышения производительности труда», но раскрытие эти темы в Стратегии не получили.

В мире давно известны инструменты и способы инновационных преобразований, давно используются стимулирующие развитие приёмы, но мы пытаемся изобретать свой путь. Минстрой не пытается стать ведущим органом в отрасли, он констатирует и предполагает, но это не конструктивная позиция.

Постоянные перепалки с Минпромторгом, о роли отраслей в развитии Заводских технологий, вводят в тупик все программы инновационных и технологических преобразований в строительстве. Но давно известно, что повышение эффективности строительства, внедрение инноваций, снижение затрат, повышение качественных характеристик – весь этот перечень достигается одним путём, перераспределением объёма работ между процедурами, выполняемыми в заводском цехе и работами на строительной площадке!

62070b8b4b037c99d5adddced68d75bb.jpg

Из истории: «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. предусматривает создание в нашей стране новой отрасли промышленности – фабрично-заводского производства сборных жилых домов и стандартизации деталей для домостроительства» (Аркадьев М.А. «О жилищном строительстве в СССР, М. , 1949 г., стр. 63).

Стратегия не делает акцент на смене формата строительства жилья, оставляя приоритет многоэтажной застройке, хотя правительство, неоднократно, акцентировало внимание на развитии строительства малоэтажного жилья и ориентировало строителей на 70% от общего объёма. 

Без изменения стимуляции строительства «малоэтажки», без массовой, типовой застройки, задачу не решить. Ведь это самый главный инструмент снижения стоимости 1 кв.м. жилья, самый действенный и не требующий дополнительных затрат, способ! Не надо строить эконом жильё, сокращая удобства и применяя второсортные материалы, надо правильно управлять ресурсами, создавая поточное производство и повышая качество и производительность труда. Вещи элементарные, но, увы, редко используемые. 

В стратегии фиксируется применение «саморегулирование», но пути развития этого института, отсутствуют, что сегодня, более чем актуально, на фоне переживаемого кризиса. Остаются надежды, надежды на то, что победит здравый смысл и современные тенденции. 

Минстрою нужна не "перестройка" и не модернизация отдельных островков, а смена идеологии и формирование современной строительной отрасли!

Комментарии