Такое заявление начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин сделал в ходе выступления на научно-практической конференции «Пожарная безопасность уникальных и сложных объектов: техническое регулирование и особенности проектирования противопожарной защиты». Конференция прошла 21 марта в Москве рамках Международной выставки Securika Moscow.
Обратив внимание присутствующих на недостатки нормативной базы, на соответствие которой эксперты оценивают представляемую им проектную документацию, Александр Красавин в своем докладе рассмотрел аспекты обеспечения пожарной безопасности на стадии проектирования и экспертизы. Одной из серьезных проблем, по мнению эксперта, является наличие одновременно действующих различных редакций нормативных документов. В обязательном перечне № 1521 и в добровольном перечне № 365 представлены разные редакции нормативных документов, причем зачастую содержащиеся в них требования значительно различаются. Так, например, пункты 7.6 и 7.8 СП 89.13330 «Котельные установки», включенные в Перечень 1521, предусматривают, что площадь легкосбрасываемых конструкций в помещениях систем топливоподачи должна быть не менее 0,03 кв. м на 1 куб. м объема помещения. Эти же параметры, измененные и включенные в добровольный перечень, устанавливают уже другие требования к площади ЛСК - не менее 0,05 кв. м на 1 куб. м объема помещения, заявил эксперт.
Кроме того, совершенствования требует и регулирование в части устройства эвакуационных путей и выходов, обеспечения огнестойкости проектируемых зданий и сооружений, ограничения распространения пожара, обоснования параметров внутреннего противопожарного водопровода, наружного противопожарного водоснабжения, автоматических установок пожаротушения. В нормативно-технических документах, полагает Александр Красавин, необходимо обозначить требования пожарной безопасности к проектированию складов полярных жидкостей. Кроме того, приведя в качестве примера основные положения ранее действовавших строительных норм (СН 202-81), устанавливающих требования к содержанию и объему представляемой на экспертизу проектной документации, докладчик обсудил с участниками конференции вопросы степени детализации проектной документации, представляемой на экспертизу, и актуальные подходы к правилам применения добровольных противопожарных требований. «С целью обеспечения единообразного понимания правил применения добровольных нормативных документов целесообразно рассмотреть подготовку для специалистов соответствующих разъяснений. Также существует проблема, связанная с тем, что утверждаемые и вводимые в действие нормативные документы не включаются в доказательную базу к техническим регламентам. Это не позволяет ни проектировщикам, ни экспертам в полной мере на них опираться, поэтому включение соответствующих стандартов в те или иные перечни к техническим регламентам является важным шагом в направлении совершенствования нормативной базы», - уверен Александр Красавин.
Начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России отметил, что нестандартные решения, предусматриваемые в проектной документации и отличные от параметров, установленных в нормативных документах, должны быть обоснованы. В Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений перечислены способы, посредством которых специалисты могут доказать правильность принятых решений и мероприятий, благодаря чему можно, не прибегая к длительной процедуре разработки и согласования СТУ, предусмотреть альтернативные установленным в нормах решения, обосновав их эффективность указанными в законе способами. При этом, подчеркнул Александр Красавин, возможность отступления от обязательных требований, включенных в перечень № 1521, допускается только посредством разработки и согласования в установленном порядке специальных технических условий. При этом следует помнить о необходимости учета экономической составляющей проектов и, основываясь на принципе разумной достаточности, не перегружать объекты избыточными и сверхнормативными требованиями.
Завершая свое выступление представитель Главгосэкспертизы России напомнил, что эффективная работа по внесению изменений в проектную документацию по результатам замечаний государственных экспертов строится на профессиональном и оперативном взаимодействии всех участников процесса – заказчиков, проектировщиков, экспертов.
Комментарии (0)