Выступая на II Международной конференции «Развитие института строительной экспертизы», прошедшей в Москве, первый заместитель генерального директора Республиканского унитарного предприятия «Главгосстройэкспертиза» Александр Мороз рассказал о том, как последние изменения законодательной и нормативной базы оказали фундаментальное воздействие на работу института строительной экспертизы Республики Беларусь.
«В настоящий момент разрабатывается и в конце текущего года должна быть принята стратегия развития строительной отрасли на период до 2025 года. С нашей стороны внесены предложения по наиболее приоритетным целям в области проектирования: внедрение инноваций и передового международного опыта, поддержание условий устойчивого развития», - сказал первый заместитель генерального директора «Главгосстройэкспертизы» Республики Беларусь.
Одной из мер, предусмотренных стратегией, станет обеспечение проектных и архитектурных институтов информационными ресурсами нового уровня. Планируется создание национального информационного ресурса для реализации проектов с учетом жизненного цикла объектов строительства, включая создание и актуализацию среды общих проектов и обеспечения их конкурентоспособности по сравнению с аналогичными услугами в ЕАЭС и в мире. Ожидается, что принятие этих мер позволит перевести работу проектировщиков на новую технологическую платформу.
Кроме того, отметил Александр Мороз, в 2017 году вступила новая редакция Положения о порядке проведения государственной экспертизы, разработанного с участием «Главгосстройэкспертизы». «Мы установили единые правила и формы документов, регламентирующие ряд процессов, в том числе на стадии приема документов, рассмотрения проекта и выдачи заключений. Они размещены на нашем интернет-портале и гарантируют безусловную прозрачность всей экспертной процедуры, - сообщил спикер. – Также были актуализированы ранее принятые стандарты предприятия, принятые нами в соответствии с требованиями международного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17020-2013. Как показал последующий опыт, принятые меры упростили взаимодействие заявителей с экспертными органами и сняли значительную долю возникавших ранее вопросов».
В ноябре 2017 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства», предусматривающий снижение контрольных функций государства по отношению к субъектам хозяйствования. Так, органы государственного строительного надзора сменили разрешительный принцип своей работы на уведомительный. Заказчик строительства уже не обращается за разрешением на производство строительно-монтажных работ, а лишь уведомляет об их начале на объекте. Соответственно, заказчику не требуется представлять в Госстройнадзор копию заключения государственной экспертизы. Кроме того, был определен новый вид строительства – техническая модернизация, к которой могут относиться работы на любом объекте недвижимости, предусматривающие установку или замену технологического оборудования. В результате законодательных новшеств появилась возможность выполнять работы по технической модернизации и капитальному ремонту без получения разрешительной документации.
Кроме того, заключение государственной экспертизы будет утрачивать силу, если строительные работы на объекте не будут начаты на протяжении двух лет после выдачи данного заключения. Также декретом был введен запрет на установление обязательности технических норм, принятых в СССР и БССР. Все технические нормативные правовые акты, для которых установлена обязательность соблюдения, подлежат теперь обязательной юридической экспертизе. Идет и процесс оптимизации объектов и правил трех государственных экспертиз: строительной, экологической и санитарно-гигиенической, вплоть до перехода к единой комплексной экспертизе.
Итогами работы «Главгосстройэкспертизы» Республики Беларусь за 2017 год стали: 13,8 тыс. заявлений, из них на доработку возвращено 335 проектов, а оптимизация сметной стоимости строительства по результатам экспертизы составила более 10,4% или 780 млн долларов США.
Комментарии (0)