Главгосэкспертизу прошли такие проекты, как приспособление под музейно-выставочный комплекс части дворца Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге, обустройство музея-заповедника в Кижах, реставрация дома-музея Тургенева на Остоженке и Дома общества врачей в Ярославле, реконструкция Средних торговых рядов для создания Музейного квартала у Красной площади. И это лишь малая часть тех проектов по реставрации музеев и памятников культуры, которые получили положительные заключения Главгосэкспертизы России.
Человеческая цивилизация, возникшая несколько тысяч лет назад, сегодня проходит через один из самых удивительных периодов: прямо на наших глазах новая технологическая революция меняет все привычные связи, установки и концепции. Перемены коснулись даже самых консервативных институций – музеев. В мире, где каждый школьник с помощью мобильного телефона может за несколько минут найти всю информацию о любом художнике и получить исчерпывающий анализ его творчества от лучших арт-критиков мира, музеи не могут оставаться такими же, какими они были последние несколько веков.
Объекты культурного наследия и все, что с ними связано, в государственной экспертизе стоят особняком, так как требования к ним отличаются как от объектов производственного комплекса, так и от социальных объектов. Прежде всего, это большое количество ограничений, связанных, в первую очередь, с наличием предмета охраны. В ряде случаев это приводит к тому, что многие идеи заказчиков или проектировщиков не могут быть реализованы.
Работа с объектами культурного наследия требует решения сложнейших инженерных задач. Зачастую проектировщикам и экспертам приходится отвечать на вопрос: как дать новую жизнь историческим зданиям, возведенным во времена, когда не было не только интернета, но и электричества с канализацией? Реалии настоящего диктуют свои условия, и сегодня нужно проектировать системы, соответствующие современным нормам и требованиям обеспечения безопасности, прокладывать инженерные коммуникации, обеспечивать комфортный доступ для посетителей с ограниченными возможностями, формировать условия для внедрения новейших технологий, способных привлекать в музеи аудиторию XXI века.
Именно музеи сегодня претерпевают все большие трансформации, в ходе которых в них создаются многофункциональные пространства с помещениями и оборудованием совершенно неожиданного назначения – неожиданного для прежней концепции музеев, доставшейся нам в наследие от XIX века.
В своем недавнем интервью по вопросам проведения экспертизы объектов культурного наследия начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов отмечал необходимость внедрения новых технологий, способных привлечь в музейные залы аудиторию XXI века.
Многие музеи занимают сооружения, которые сами по себе являются объектами культурного наследия, памятниками архитектуры и настоящими достопримечательностями. Поэтому проводимые в них работы направлены не только на то, чтобы привнести современность в старинные здания, но и на то, чтобы их сохранить – от вензелей на фасадах до инженерных сетей.
Сохранение исторического наследия не сводится только к восстановлению памятников, это может быть и работа на транспортных и иных объектах. «Благодаря тому, что мы в свое время настаивали на проведении археологических исследований при строительстве Крымского моста, и они были сделаны в полном объеме, найдены прекрасные артефакты и реликвии разных эпох», - заметил начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.
Когда речь идет о реставрационных работах, неизбежно возникают не только дополнительные процедуры, но и дополнительные затраты. Любые археологические исследования – это значительные средства, иногда работы по возвращению первоначального вида отдельных частей здания могут стоить как само здание целиком. И требование сохранить какую-то историческую деталь, к примеру, лестницу, может обойтись очень дорого, что, безусловно, беспокоит заказчиков строительства и проектировщиков, ведь все хотят быстрее согласовать проект и начать работы.
«При подготовке к работам на объекте культурного наследия не всегда возможно определить, будут ли затронуты конструктивные особенности сооружений. Нередко этот вопрос отдается на откуп заказчику», - говорит Игорь Манылов. - «В результате то, что конструктивная безопасность здания все-таки затрагивается, выясняется на поздних стадиях, что приводит к необходимости серьезной переработки проекта».
Для решения возникающих проблем в Главгосэкспертизе России выработаны внутренние рабочие процедуры, и эксперты всегда готовы прислушаться к мнению заказчиков, коллег-экспертов и организовать совместную работу по совершенствованию системы. «Например, в настоящее время мы активно налаживаем межведомственное взаимодействие, чтобы самостоятельно запрашивать те или иные документы, а не отправлять за ними наших заявителей», - сообщил начальник Главгосэкспертизы. - «Мы в постоянном режиме проводим для проектировщиков и заказчиков строительства специальные семинары, посвященные разбору специфики и сложностей такой работы. Это, безусловно, требует немало времени и сил, но нам приятно думать, что вклад строителей в дело сохранения нашего наследия сопоставим с трудами тех, кто его создавал».
Более подробную информацию о трансформации музейных пространств можно получить на страницах журнала «Вестник государственной экспертизы» (выпуск № 03/2018(8)).
Комментарии (0)