В дополнение к разработанным в 2017 году и действующим с 1 января 2018 года 50 стандартам экспертной деятельности подготовлены и согласованы еще четыре предварительных стандарта, направленные на совершенствование работы Главгосэкспертизы России. Предварительные стандарты применяются до 31 декабря 2018 года с целью апробации установленных в них требований, а также накопления дополнительной информации по процессу проведения экспертизы, необходимой для разработки конечных стандартов.
Стандарты экспертной деятельности разрабатываются с целью внедрения в Главгосэкспертизе России принципа единого предмета и метода экспертной деятельности, независимо от квалификации эксперта, в связи с отсутствием таких требований в действующих нормативных документах. Предполагается, что замечания по проектной документации и результатам инженерных изысканий должны быть основаны на единой базе знаний, независимо от места проведения экспертизы – в Центральном аппарате учреждения или в филиалах.
В стандартах приведены основные требования к составу и содержанию отчетной документации по результатам расчетов, которые могут отличаться по объему и последовательности их реализации в зависимости от решаемых задач при проектировании объекта и которые должны учитывать многообразие конструктивных систем, конструктивных решений и материалов строительных конструкций, а также возможность выполнения расчетов с использованием альтернативных математических моделей, численных методов и реализующих программных средств или «вручную».
Главным положительным моментом стандартов экспертной деятельности является то, что эксперту не требуется на первоначальном этапе проведения экспертизы обрабатывать большой объем информации, относящийся к предмету экспертизы (перечень сводов правил, национальных стандартов, нормативных правовых актов). Фактически сокращаются непроизводительные расходы времени проектировщиков на поиск необходимой технической литературы. Также стандарты экономят время заказчиков экспертизы за счет сокращения сроков рассмотрения проектной документации, унифицируют процессы проведения экспертизы и позволяют аккумулировать знания экспертов.
Стандарты отвечают требованиям действующих законодательных и нормативно-технических актов, а также сложившейся практике проведения государственной экспертизы конструктивных решений, носят рекомендательный характер и могут быть откорректированы по мере накопления дополнительной информации и поступления замечаний и предложений.
В 2018 году были разработаны и согласованы четыре предварительных стандарта. Первый из них – 1.246-2018 «Состав и оформление отчетной документации по результатам расчетов строительных конструкций и оснований зданий и сооружений, представляемой на государственную экспертизу проектной документации» подготовлен с целью реализации единого подхода к содержанию и оформлению представляемой на государственную экспертизу отчетной документации по результатам расчетов строительных конструкций и оснований зданий и сооружений на стадии «проектная документация» и в связи с отсутствием таких требований в действующих нормативных документах.
В тексте приведены основные требования к составу и содержанию отчетной документации по результатам расчетов, которые могут отличаться по объему и последовательности их реализации в зависимости от решаемых задач при проектировании объекта. В документе отмечается, что расчеты должны учитывать многообразие конструктивных систем, конструктивных решений и материалов строительных конструкций, а также возможность выполнения расчетов с использованием альтернативных математических моделей, численных методов, реализующих программных средств или вручную.
Три других предварительных стандарта направлены на повышение эффективности и качества экспертной деятельности путем выработки и реализации единого подхода к рассмотрению экспертами проектной документации и результатов инженерных изысканий при проведении государственной экспертизы.
Стандарт ПСО 1.244-2018 «Объекты обезвреживания и захоронения отходов I-V классов опасности» устанавливает основные требования к проведению государственной экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения (хранения, захоронения) соответствующих отходов. Документ описывает основные процессы проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, которые могут отличаться по объему и последовательности их реализации в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности объекта капитального строительства, в том числе его особой опасности и технической сложности.
ПСО 1.245-2018 «Технологические решения объектов социально-культурного назначения», в свою очередь, излагает основные процессы проведения государственной экспертизы исключительно проектной документации, которые также могут отличаться по объему и последовательности их реализации. Предварительный стандарт определяет основные требования к проведению государственной экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства в части технологических решений объектов социально-культурного назначения: зданий и помещений учебно-воспитательного назначения, здравоохранения, социального и сервисного обслуживания населения, сооружений, зданий и помещений для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов, гостиниц, учреждений отдыха, общежитий и других.
Четвертый из представленных предварительных стандартов - 1.004-2018 «Организация процесса проведения экспертизы и подготовки заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также локальных заключений» – представляет основные требования к организации процесса проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на строительство и реконструкцию и к подготовке заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также локальных заключений.
В предварительных стандартах экспертной деятельности обобщен опыт экспертной работы, с учетом разъяснений норм законодательства о техническом регулировании, описывается порядок проведения экспертной оценки проектной документации в соответствии с разработанными алгоритмами проверки.
Экспертные знания, отраженные в стандартах экспертной деятельности, постоянно расширяются за счет аккумуляции знаний многих экспертов, обобщенных и систематизированных в рамках стандартизации экспертной деятельности.
Комментарии (0)