Такое заявление заместитель начальника Главгосэкспертизы России Светлана Балашова сделала в рамках открытой дискуссии на площадке IV Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы, прошедшего в Москве. Также она рассказала об основных нововведениях в части государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
«Одна из наиболее обсуждаемых проблем в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения сегодня - вступление в силу правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222. Введение этих правил привело к ряду противоречий в действующем законодательстве», - подчеркнула Светлана Балашова.
Ранее вопрос установления санитарно-защитных зон регламентировался исключительно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. При прохождении государственной экспертизы представлялось санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора на проект расчетной санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта капстроительства. СанПиН и сейчас продолжает действовать в части, не противоречащей новым правилам, но при этом порядок разработки санитарно-защитных зон, установленный пунктом 2.2 СанПиН, уже не применяется (или порядок согласования, но без пункта 2.2). «К сожалению, наше обращение в Роспотребнадзор по данному вопросу не дало никакого результата. Пока, до вступления в силу новых нормативных документов, мы рассматриваем проектную документацию в соответствии со старыми правилами и нормами», - рассказала замначальника Главгосэкспертизы России.
Между тем, по мнению Главгосэкспертизы, в рамках государственной экспертизы проектной документации в составе исходно-разрешительных документов должны представляться санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны, экспертное заключение, на основании которого подготавливается санитарно-эпидемиологическое заключение, информация органов Роспотребнадзора о необходимости или отсутствии необходимости корректировки установленной зоны, информация о намерениях предприятия установить или изменить границы зоны в соответствии с правилами, утвержденными постановлением № 222.
В отношении объектов, проектная документация которых подлежит экологической экспертизе, также ожидаются трудности, связанные с изменением нормативного регулирования, заметила Светлана Балашова: с 1 января 2019 года вступают в силу положения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды”» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые вносят изменения в части нормирования в области охраны окружающей среды в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». «Так, с 1 января вводится государственная экологическая экспертиза для “основных загрязнителей” - предприятий 1 категории. Одновременно из полномочий градостроительной экспертизы исключено проведение экологической оценки по таким объектам», - сообщила замглавы Главгосэкспертизы России Светлана Балашова. – «К сожалению, порадовать ничем не могу. Проведена большая работа, действительно, с Министерством природных ресурсов пришли к некому консенсусу. Сейчас они готовят закон о стратегической экологической оценке, но он не будет введен в действие до конца 2018 года. Остается единственная возможность – оттянуть по времени ввод 219-го до 2021 года. Не исключена возможность, что 1 января мы столкнемся с серьезными сложностями – и сложности не только для экспертов, фактически создан административный барьер и для ведения предпринимательской деятельности. И в итоге сейчас бизнес говорит, что поручение президента не выполнено», - констатировала Светлана Балашова.
Куда более позитивная ситуация складывается в части историко-культурного наследия, отметила спикер. Между Главгосэкспертизой России и Министерством культуры Российской Федерации ведется эффективное сотрудничество с местными уполномоченными органами. Главгосэкспертиза работает над пилотным проектом по межведомственному взаимодействию, реализация которого позволит в отдельных случаях получать необходимую для экспертизы объектов информацию напрямую от уполномоченного органа, а не от заказчика или проектировщика. Но для достижения поставленной цели потребуется провести немалый объем работ и в части переговоров, и в части нормативного регулирования, и в части технического обеспечения. «Пока еще оптимальной информационной системы, где были бы задействованы все основные участники процесса и где было бы возможно обмениваться данными быстро, не существует. Сегодня такие коммуникации налажены между Главгосэкспертизой и Департаментом культурного наследия города Москвы», - заявила Светлана Балашова. - «В рамках сотрудничества, налаженного между нами и Мосгорнаследия, когда к нам заходит предсказуемо проблемный объект, мы, не дожидаясь, пока заказчик пойдет в уполномоченный орган, в рабочем порядке сами направляем запрос коллегам, и достаточно оперативно получаем необходимые данные: надо там делать государственную историко-культурную экспертизу или нет. Это позволило приблизиться к решению одной из самых сложных проблем: ведь много отрицательных заключений выдается из-за того, что заказчик и проектировщик не готовы самостоятельно решать вопросы, связанные с историко-культурным наследием. Мы собираемся продолжить эту практику и распространить ее на другие уполномоченные органы. Возможность для этого у нас есть, Министерство культуры нас поддерживает», - заявила Светлана Балашова.
Комментарии (0)