Проведение государственной экологической экспертизы может быть перенесено на предпроектную стадию. Такие изменения предлагает законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и в иные законодательные акты Российской Федерации», ознакомиться с которым можно на портале regulation.gov.ru.
Законопроект предусматривает принципиальное изменение стадийности реализации инвестиционных проектов в части охраны окружающей среды. К объектам государственной экологической экспертизы предлагается отнести материалы оценки воздействия на окружающую среду предусмотренных проектом объектов, что призвано обеспечить установление допустимости размещения на территории предполагаемого проектирования с учетом требований законодательства в области охране окружающей среды (в том числе, с учетом рассмотрения альтернативных вариантов размещения) до разработки проектной документации, а так при активном участии общественности. Данный подход позволит в числе прочего установить и учесть при проектировании объектов капитального строительства основные природоохранные требования и ограничения.
На стадии государственной экспертизы проектной документации в соответствии с проектом федерального закона предлагается осуществлять не только оценку ее соответствия требованиям в области охраны окружающей среды, но и материалам оценки воздействия на окружающую среду, по которым получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае ее проведения в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». При этом в настоящий момент законопроектом не установлен объем и критерии рассмотрения на предмет оценки соответствия материалам оценки воздействия на окружающую среду.
Кроме того, законопроект устанавливает и возможность проведения общественных обсуждений на уровне субъекта Российской Федерации, что упростит данную процедуру для больших площадных или протяженных линейных объектов, а также для деятельности на море.
Проектом предусмотрено утверждение нового положения об оценке воздействия на окружающую среду на уровне акта правительства, а также требований к материалам ОВОС и методических рекомендаций по организации и проведению общественных обсуждений. Такое решение позволит конкретизировать и дифференцировать требования к ОВОС с учетом специфики деятельности, упорядочить процедуры и сделать их более простыми и понятными.
Напомним, что основные проблемы функционирования института экологической экспертизы возникли в связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятые изменения значительно сократили перечень объектов, для которых обязательно проведение государственной экологической экспертизы, и внесли сущностные изменения в само ее понятие, что в итоге изменило назначение экологической экспертизы, которая ранее, несмотря на разницу в решаемых задачах, была по своим функциям сближена с институтом экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Начальник Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы Оксана Родивилова, комментируя предлагаемую законодательную инициативу, обращает внимание, что экологическая оценка возможности строительства на этапе проектирования является запоздалой мерой. «На данной стадии уже должны быть приняты решения о капитальных вложениях и проведены все процедуры по планировке территории, предоставлению земельного участка под строительство», - считает представитель Главгосэкспертизы России.
Справочно: Законопроект вносит изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах», «О погребении и похоронном деле», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Комментарии (0)