Роль и стоимость ошибок при принятии решения руководителем

Подпишитесь на канал

Количество усилий, которые необходимо приложить к исправлению ошибок на проекте, идущем не по плану, с течением времени увеличивается в геометрической прогрессии.

(Непреложные законы управления проектами)

Сегодня наш разговор пойдет об ошибках, которые очень часто совершаются в строительстве. О тех ошибках, которые преднамеренно или непреднамеренно может совершать руководитель организации или руководитель проекта. Ошибках, которые могут привести к многомиллионным затратам, если их (ошибки) вовремя не распознать и не устранить.

Неспроста мы вынесли в предисловие к статье одни из непреложных законов управления проектами, который проверен на бесчисленном множестве проектных команд и реализуемых строительных объектов. Звучит он не совсем понятно для обывателей, но вполне доходчиво для профессионалов в сфере управления проектами: «Количество усилий, которые необходимо приложить к исправлению ошибок на проекте, идущем не по плану, с течением времени увеличивается в геометрической прогрессии». В переводе с «птичьего» проектно-управленческого языка это звучит примерно так: «Если все на стройке идет не по ранее намеченному плану, да еще кто-то (проектировщик, начальник участка, руководитель проекта или организации) принял неправильное решение или допустил ошибку, то готовьтесь к тому, что нужно будет дополнительно «вывалить» на исправление «косяков» дополнительные финансовые средства».

«Как так? – может воскликнуть кто-то из уверенных в себе молодых руководителей, – про какие дополнительные финансовые средства идет речь? Никаких денег я тратить не буду! Поставлю сейчас пару бульдозеров и экскаватор и сравняю с землей злополучную кучу грунта, которую я, неделю назад, приказал здесь организовать (потому, что было лень подумать, куда же этот лишний грунт вывезти)».

И ведь свято будет уверен, что его первоначальное указание организовать место складирования грунта не там, где было указано в генплане (ВНИМАНИЕ, вспоминаем фразу: «на проекте, идущем не по плану») – это не ошибка! И еще больше он (уверенный руководитель) уверен, что «поставлю сейчас пару бульдозеров и экскаватор» – это не есть дополнительные финансовые траты J. Еще бы, ведь «живых» денег он не потратил! А те деньги, которые он потратит на солярку для техники, на заработную плату для механизаторов просто «растворятся» в общем потоке затрат на строительство.

Для примера вставили калькуляцию затрат стоимости машино-часа эксплуатации экскаваторов на одном из угольных разрезов в России (взято из открытых источников).

39494f53af708cf2933e9f70cd0d7eea.jpg

Глядя на данную калькуляцию, где зарплата экскаваторщиков (экскаватор ЭКГ) и ГСМ составляют, как минимум, 51,4%, понимаешь, что незадачливый руководитель не понимает, что чуть ранее он совершил ошибку, которая привела к дополнительным затратам.

Теперь попробуем еще немного усложнить задачку. Представим, что кучу грунта не убрали и кто-то из подрядчиков (под покровом ночи) вывалил на нее несколько машин строительного мусора. А потом добавили мусор из бытового городка и остатки пищи с приобъектной столовой.

Теперь задача у энергичного (или, мягко говоря, неопытного) руководителя немного усложняется. Нужно отсортировать строительный мусор от пищевых отходов и вывезти его на утилизацию за город на специальный полигон. Плюс, куда-то нужно вывезти (или закопать) пищевые отходы. И уж потом – убрать-таки злосчастную кучу грунта.

cb37c4b7aa4cd0ead4dd5fb81df13b03.jpg

Сизифов труд

Вот тут-то, в полной мере, становится понятен смысл фразы: «Количество усилий, которые необходимо приложить к исправлению ошибок на проекте, идущем не по плану, с течением времени увеличивается в геометрической прогрессии». То есть, чем больше мы оттягиваем устранение ошибки, тем дороже она обходится нам в последующем! Это своеобразный Сизифов труд, когда руководитель долгое время пытается снизить себестоимость, но, в какой-то миг, приняв ошибочное решение, он сводит на нет все свои предыдущие усилия.

«Каково решение?» – спросит кто-то. Решение очень простое – нужно постоянно подсознательно оценивать все те действия, которые делает руководитель. Тот человек, который управляет всеми процессами при строительстве должен ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежемоментно просчитывать все риски и возможные затраты (людские, материальные, финансовые), которые могут возникнуть при принятии того или иного решения. Во всей «текучке» строительства приостановиться хотя бы на миг и посмотреть на принятое решение со стороны. Поразмышлять о том, какие же убытки (или, наоборот, прибыль) принесет компании то или иное его решение.

Попробуем это запомнить и постараемся как можно чаще просчитывать все последствия и как можно меньше допускать ошибок. А если их (ошибки) допустили, то необходимо их максимально быстро устранить.

Ну, а теперь, так сказать для закрепления темы, попробуем ответить на некоторые риторические вопросы.

cf8d2bdf389972560c87309d607fb3a9.jpg

Итак, задачка.

Не хватает строительной техники на строящемся объекте. В частности, катков дорожных для уплотнения грунта (дороги, земляное основание, площадки под фундаменты и пр). Вводная «сверху» – максимально использовать свои машины и механизмы.

Если взять в аренду каток на месяц, то сумма будет, примерно, 200 000 (не важно, рублей, тенге, сомов). Итого за квартал – 600 000.

Но… на удаленном объекте этой же компании (примерно 5000 км от строящегося объекта) стоит дорожный каток. Который предназначен для укатывания асфальта при ведении дорожных работ. Доставка катка с одного объекта на другой обойдется в сумму около 500 000.

Дилемма: арендовать каток «на стороне» или провести перебазировку собственного катка?

Теперь давайте попробуем угадать логичное решение этой задачи!

Взять в аренду каток на месте. Правильно же?

Это будет стоить 600 000.

Если же транспортировать каток и потом его использовать на объекте, то это будет дороже. Так как формула будет следующей:

500 000 (доставка) + 100 000 (солярка) + 150 000 (зарплата механизатора) + 15 000 (возможные затраты на запчасти на этот каток) = 765 000

600 000 < 750 000? Логично? Логично! Но на деле все обстоит чуть-чуть не так!

Каток привезен (потому, что так решил руководитель)! Каток отработал 2 недели (т.к. он для асфальта, а не для укатывания грунта)! На строительной площадке работает «наемный» каток для земляных работ! Все за те же самые деньги (600 000). Кто посчитает итоговые затраты???

А вы говорите логика…

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!