В ходе специализированного круглого стола Главгосэкспертизы России, прошедшего на площадке форума, эксперты обсудили с участниками актуальные изменения нормативной базы и аспекты научно-технического сопровождения проектирования объектов повышенного уровня ответственности. Также представители Главгосэкспертизы приняли участие в дискуссии по вопросам развития ценообразования в строительстве.
Начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин в рамках своего доклада напомнил, что применительно к объектам высотного строительства совсем недавно был принят СП 267.1325800, установивший основные требования к их проектированию, а в прошлом году был введен в действие СП 253.1325800 по инженерным системам высотных зданий. Сегодня профессиональное сообщество ожидает утверждения Министерством строительства свода правил, устанавливающего требования пожарной безопасности к проектированию и строительству высоток.
«Сейчас сложно обсуждать, как сложится практика его применения и насколько сложно будет реализовать те или иные, заложенные в будущем своде требования. Пока же проектирование объектов высотного строительства в части пожарной безопасности по-прежнему невозможно без разработки специальных технических условий. При этом известно, что есть немало сторонников такого подхода, которые считают, что любое здание выше 50 метров в силу своей уникальности должно обязательно проектироваться по СТУ. Главгосэкспертиза России с этой позицией не согласна», - заявил Александр Красавин.
Спикер отметил, что по всей территории страны построены уже сотни объектов, высота которых превышает 100 метров, и имеющегося опыта, апробированных решений и мероприятий по пожарной безопасности вполне достаточно для разработки полноценного нормативного документа, на основании которого проектировщики будут в состоянии предусматривать обоснованные проектные решения без СТУ, а эксперты - оценивать эти решения на предмет их соответствия утвержденным нормам. Что касается содержательных аспектов ожидаемого документа, то необходимо отметить, что свод правил не будет содержать тех ограничений по вопросам пожарной безопасности, которые ранее не единожды были согласованы в СТУ. Кроме того, принятый нормативный документ будет учитывать мировой опыт проектирования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности небоскребов.
«Важно, чтобы разработанный свод правил учитывал общемировую практику проектирования и строительства высотных зданий по вопросам пожарной безопасности. Сегодня индивидуально устанавливаемые в СТУ требования пожарной безопасности в отношении высотных зданий в России заметно выше в сравнении с мировыми стандартами, что имеет как плюсы, так и минусы. Так, подобная разница в требованиях в России приводит к существенному росту нагрузок на основания и фундаменты, дополнительному расходу строительных материалов, потере полезной площади, затрудняет выбор эффективных архитектурных и конструктивных решений. С точки зрения безопасности, чем больше, тем лучше, но прежде, чем ограничивать в российских нормах параметры высотных зданий - высоту, площадь этажа, использование для эвакуации лифтов и так далее, следует обратить внимание на то, что в зарубежных нормах данные запреты и ограничения отсутствуют», - заметил Александр Красавин.
В свою очередь, заместитель начальника Управления строительных решений Главгосэкспертизы России Евгений Леонтьев рассказал о научно-техническом сопровождении проектирования объектов повышенного уровня ответственности, к которым относятся особо опасные, технически сложные или уникальные объекты. «Действующие строительные нормы в большинстве случаев не содержат требований к проектированию технически сложных и уникальных объектов, которые характеризуются особыми, ранее не примененными архитектурными, объемно-планировочными, конструктивными, инженерными или технологическими решениями, отсюда возникает необходимость разработки СТУ и научного технического сопровождения», - объяснил эксперт.
Так, задание на выполнение инженерных изысканий для строительства, реконструкции зданий и сооружений повышенного уровня ответственности и задание на проектирование таких зданий и сооружений могут предусматривать необходимость научного сопровождения инженерных изысканий и (или) проектирования и строительства здания или сооружения. Тогда как для зданий и сооружений класса КС-3, имеющих повышенный уровень ответственности, должны предусматриваться научно-техническое сопровождение при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций, а также их технический мониторинг при возведении и эксплуатации.
Евгений Леонтьев заметил, что в случае с высотными зданиями комплексами НТС предусмотрены мероприятия, включающие в себя научные, методические, контрольные, аналитические работы, выполняющиеся для обеспечения безопасности строительства и эксплуатации высотного здания. В зависимости от стадии, на которой возникает необходимость проведения НТС, выделяют сопровождение проектно-изыскательских работ, проектирования, строительства, эксплуатации и другие виды. При этом минимальные требования к контролю качества проектирования предусматривают обязанность убедиться, что принятые требования и условия соответствуют действующим нормам, что использованы адекватные расчетные модели, сами расчеты проведены с необходимой точностью, а чертежи и другая проектная документация соответствуют результатам расчетов и требованиям норм, а технические решения по требованиям, не регламентированным нормативными документами, приняты с надлежащим обоснованием.
«Как отмечал Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, в инженерном деле умножение без проверки – преступление. Все так тесно связано в этом деле одно с другим, что одна ошибка где-нибудь влечет за собой накопление ошибок, часто неповторимых», - напомнил Евгений Леонтьев слова известного русского инженера.
Модератором круглого стола Главгосэкспертизы России выступил начальник учреждения Игорь Манылов.
В следующей сессии, курируемой Минстроем России и посвященной вопросам ценообразования в строительстве, Главгосэкспертизу России представил начальник Управления экспертизы сметных нормативов Андрей Савенков, который рассмотрел вопросы формирования Единой государственной сметно-нормативной базы, а также этапы планирования и разработки сметных нормативов.
Планирование сметных нормативов осуществляется ежегодно на основании предложений компетентных органов исполнительной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц. Уполномоченный Департамент Минстроя осуществляет проверку проекта сметного норматива и прилагаемых к нему документов, и при их соответствии требованиям направляет на рассмотрение в Главгосэкспертизу России. Главгосэкспертиза, в свою очередь, рассматривает документы на соответствие нормативным правовым актам в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве и методикам разработки сметных норм. Департамент Минстроя обеспечивает обсуждение проектов сметных нормативов Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при министерстве. Наконец, Минстрой на основании заключения Главгосэкспертизы и рекомендаций НЭС принимается решение об утверждении сметного норматива или об отказе в его утверждении.
«В последнее время при рассмотрении новых норм могут учитываться наличие сведений о разработке в плане, сведений о наличии (отсутствии) строительных ресурсов, входящих в состав проекта сметного норматива, в Классификатор строительных ресурсов, материалы фото- и видео- фиксации технологических процессов. Также прилагаются расчетные обоснования к проекту сметного норматива, подготовленные в соответствии с методиками разработки сметных норм и утвержденные приказами Минстроя России», - рассказал Андрей Савенков.
100+ Forum Russia - ежегодный Международный форум и выставка высотного и уникального строительства. В декабре 2018 года он состоялся в пятый раз, в четвертый раз в деловой программе форума приняла участие Главгосэкспертиза России.
Комментарии (0)