Такое заявление сделал заместитель начальника Главгосэкспертизы России по ценообразованию Сергей Лахаев в ходе выступления на Национальном отраслевом форуме «Отечественные строительные материалы-2019: итоги, вызовы, перспективы», проходящем в Москве.
Ключевым элементом новой системы ценообразования в строительстве и предстоящего перехода на ресурсный метод определения сметной стоимости является цифровая платформа - федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве. Сергей Лахаев подчеркнул, что силами Главгосэкспертизы России всего за девять месяцев система была создана и 29 сентября 2017 года введена в эксплуатацию, при этом были обеспечены все необходимые средства защиты информации, позволяющие работать c данными о стоимости фактических сделок, составляющими коммерческую тайну. Стоимость разработки системы не превысила затраты на создание аналогичных государственных информационных систем.
«Сегодня ФГИС ЦС работает без существенных сбоев, позволяет обеспечить возможность государственного мониторинга цен строительных ресурсов непосредственно от производителей (импортеров) в полном соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» в части сбора информации. На постоянной основе ведется сбор информации, верификация и актуализация перечня юридических лиц. Кроме того, в постоянном режиме проводится совершенствование системы», - рассказал замначальника Главгосэкспертизы России. – «Так, по инициативе Минтранса и в рамках реализации требований постановления правительства от 27 апреля 2018 года № 514 осуществляется разработка модуля системы, позволяющего предоставлять информацию о ценах услуг по перевозке строительных ресурсов автомобильным транспортом».
В информационной системе также размещаются актуализированные сметные нормы, методические документы по определению стоимости строительства и сметных цен строительных ресурсов и классификатор строительных ресурсов, сформированный с участием представителей ассоциаций строительной продукции, и перечень юридических лиц, предоставляющих информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов в разрезе субъектов Российской Федерации. Указанная информация загружается в систему в машиночитаемом виде.
Однако, несмотря на предпринятые меры, наполнение ФГИС ЦС на сегодняшний день не позволяет в полной мере перейти на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства. Кроме того, методологические подходы в области сбора информации о стоимости строительных ресурсов и агрегированного расчета на их основе сметных цен, без их изменения могут привести к искажениям сметной стоимости строительства, что подтверждается результатами анализа данных уже имеющихся во ФГИС ЦС.
Также имеет место предоставление некачественной информации о стоимости строительных ресурсов во ФГИС ЦС (явные ошибки и некорректное заполнение). А опыт показал, что ряд разработанных в рамках реализации реформы механизмов, предусматривающих использование ресурсного метода, на практике оказались недостаточно эффективны или сопряжены со значительными трудностями при внедрении, что привело к фактической невозможности одномоментного перехода на ресурсный метод ценообразования.
Таким образом, не отменяя решения о последовательном переходе на систему ценообразования, основанную на сметных ценах, сформированных по данным производителей, представляется целесообразным реализация ряда мероприятий, по поддержанию работоспособности применяемого в настоящее время базисно-индексного метода определения сметной стоимости и обеспечения поэтапного перехода к ресурсной модели определения сметной стоимости строительства, позволяющей формировать сметы ресурсно-индексным методом с использованием индексов пересчета в текущий уровень цен по отдельным ресурсам. В связи с этим, с целью обеспечения поэтапного перехода на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства объектов сформирован план мероприятий по совершенствованию системы ценообразования, предусматривающий внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты.
Учитывая сложившуюся ситуацию, и невозможность одномоментного перехода на ресурсный метод определения стоимости строительства на основании только цен на строительные ресурсы от производителей и импортеров, Минстроем России совместно с Главгосэкспертизой России подготовлены изменения в Постановление 1452, предусматривающие указанный переход с 1 января 2022 года. При этом ФГИС ЦС планируется использовать в качестве основного инструмента мониторинга цен строительных ресурсов и в переходный период, с целью автоматизированного сбора информации о ценах на ресурсы из расширенного перечня источников (органы исполнительной власти субъектов РФ, мониторинг Главгосэкспертизы России, данные по результатам оценки достоверности сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, данные Минпромторга России) и ее публикации в необходимом объеме сначала для определения сметной стоимости строительства базисно-индексным, а затем ресурсно-индексным методом.
Также на базе ФГИС ЦС планируется сформировать открытую информационную платформу для обеспечения сбора и размещения маркетинговой информации о стоимости строительных ресурсов с полным перечнем производителей и поставщиков строительных ресурсов.
Комментарии (0)