Все предложения будут рассмотрены при подготовке проекта раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы» Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Первый вариант проекта раздела должен быть сформирован в середине мая, завершить работу планируется к концу июля. Ход подготовки проекта обсудили члены Совета государственной экспертизы в рамках заседания, которое прошло на площадке Главгосэкспертизы России.
Как отметили в пресс-службе Главгосэкспертизы России, Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации разрабатывается в соответствии с распоряжением Правительства России 16 августа 2018 года № 1697-р и входит в «дорожную карту» по поддержанию конкуренции в отраслях экономики страны. Стратегия, формирование которой планируется завершить в сентябре 2019 года, задаст вектор развития всего строительного комплекса до 2030 года. Как отметил ранее глава Минстроя Владимир Якушев, Стратегия представляет собой программный документ, объединяющий тактические задачи, достижение целей, заданных в национальных проектах до 2024 года, и стратегическое видение будущего образа отрасли до 2030 года и далее. Для ее разработки Минстрой России предложил полицентричную схему, где каждый раздел стратегии разрабатывается проектной командой. Все материалы работы публикуются на специально развернутом сайте http://www.стройстратегия.рф.
Проектную команду для разделов «Инновационное развитие строительной экспертизы» и «Совершенствование ценообразования в строительстве» было решено организовать на базе Главгосэкспертизы России, где уже прошло несколько стратегических сессий. Активное участие в подготовке предложений для раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы» приняли ГАУ города Москвы «Московская государственная экспертиза», ГАУ МО «Московская областная государственная экспертиза», СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы», ГАУ «Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан», Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и другие.
Эволюция института строительной экспертизы направлена на его трансформацию в институт управления эффективностью строительных проектов. Переход от классического понимания нормоконтроля к управлению данными, создание единого цифрового пространства, сокращение сроков реализации проектов, внедрение экспертного сопровождения от «нулевой стадии» до полного завершения проектных и строительных работ, разработка системы управления стоимостью строительства, постоянное накопление данных и управление ими, в том числе формирование баз знаний, а также дополнительных ценностей для отрасли - задачи, которые должны быть решены на этом пути.
«В основе модели инновационного развития института строительной экспертизы должен быть заложен партнерский и конструктивный подход, которого следует придерживаться организации, занимающейся интеллектуальным бизнесом. Экспертиза по-прежнему должна осуществлять все делегированные государством полномочия, то есть быть своего рода защитным механизмом для общества, но при этом использовать знания, компетенции и научные достижения своих сотрудников для повышения качества проектирования и общего развития среды», - заявил Игорь Манылов, открывая обсуждение.
Важнейшим этапом на этом пути должно стать и создание единой информационной платформы для всех участников процесса реализации инвестиционного проекта на всех этапах жизненного цикла объекта – цифрового конвейера, который позволит оптимизировать работу всех его участников. Переформатирование работы поможет повысить качество нормативных документов, исключить большинство коллизий и предусмотреть решения, которые сегодня требуют разработки специальных технических условий. Внедрение такой цифровой платформы в системе строительной экспертизы, подчеркнул спикер, должно происходить только посредством интеграции всех участников отрасли.
В числе основных направлений инновационного развития экспертизы России, на которые ориентирована разработка стратегических документов, также можно выделить такие вопросы, как клиентоориентированность, развитие инжиниринга, создание единой цифровой среды и цифровых инструментов, заметил помощник начальника Главгосэкспертизы России Владимир Курицин. Пока по стране наблюдается очень низкий уровень подготовки специалистов для работы с цифровыми технологиями, что в итоге отражается на качестве документации. Однако уже реализованная модель перехода экспертных организаций к работе в новом формате может быть в той или иной форме использована и отраслевым профессиональным сообществом.
Вопросы подготовки Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года, где должно быть предусмотрено развитие государственной экспертизы, в том числе, в части сопровождения проектов и участия на всех этапах строительства от планирования проектирования объекта до ввода в эксплуатацию, обсудил с членами Совета и президент Ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» Леонид Казинец. «Все риски при строительстве объектов ложатся либо на государство как основного инвестора федеральных проектов, либо на застройщиков. По сути, это и есть потребители всех продуктов и услуг госэкспертизы, и они знают, что экспертный контроль – залог безопасности и успешной реализации объекта, - заявил Леонид Казинец. - От лица Ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» и как руководитель крупной девелоперской компании я могу отметить высокий уровень развития государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в нашей стране. Экспертиза, в первую очередь, необходима инвестору как залог надежности и безопасности объекта и обоснованности вложенных им средств, как та институция, которая помогает застройщикам добиться высокого качества градостроительных и технических решений. Понимая, какие риски связаны с реализацией инвестиционных проектов, мы голосуем за гарантии, которые обеспечивает государственная экспертиза». Также Леонид Казинец отметил, что возвращение обязательного прохождения государственной экспертизы при строительстве объектов в зонах с особыми условиями – это вопрос не только безопасности, но и дальнейшего развития института экспертизы и отрасли в целом. При этом участие государственной экспертизы в адаптации иностранных проектов для реализации на территории России содействует привлечению иностранных инвестиций, уверен президент Ассоциации.
Преимущества предварительной экспертной оценки проекта как составляющей части инновационного развития экспертизы стали предметом выступления заместителя генерального директора по проектированию АО «Мосинжпроект» Рустам Черкесов: «Такая оценка - отличный инструмент, позволяющий оптимизировать процесс проектирования и повышающий подконтрольность проектных организаций, недостатки работ которых могут быть устранены на более ранних этапах и не повлияют на сроки прохождения необходимых административных процедур». К его преимуществам относятся получение замечаний государственных экспертов и их рекомендаций по устранению этих замечаний до непосредственно процесса государственной экспертизы, что позволяет затем направлять детально проработанную проектную документацию и исключить необходимость оперативных доработок в ходе экспертизы. «Направление на рассмотрение экспертов неполного комплекта проектной документации создает условия для заблаговременного выявления ошибок в технических и планировочных решениях, для устранения противоречий в проектных решениях и предотвращения разработки иных разделов с ошибочными проектными решениями. Как следствие, сокращаются издержки на перепроектирование». Эти выводы подтверждает и статистика АО «Мосинжпроект», которая показывает, что до обращения за консультационными услугами в Мосгосэкспертизу процент отрицательных заключений, полученных компанией, составлял 50%, после - снизился до 7%.
Члены Совета государственной экспертизы обсудили практику ведения единого государственного реестра заключений проектной документации объектов капитального строительства и его интеграцию с иными информационными системами. ЕГРЗ – новый уровень работы института экспертизы, необходимый для строительного комплекса страны и позволяющий по принципу «одного окна» (вне зависимости от местонахождения экспертной организации, ее ведомственной принадлежности и уровня ее информатизации) обеспечивать участников инвестиционного процесса необходимой информацией.
Подведя итоги работы реестра за прошедшие периоды, начальник Управления сопровождения проектов Главгосэкспертизы России Сергей Суэтин сообщил, что в ближайшее время ожидается утверждение классификатора объектов строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям, а вслед за этим шагом будет проведена работа по формированию перечня основных технико-экономических показателей. «Утверждение данных классификаторов - крайне важный шаг, без него невозможны дальнейшая цифровизация экспертизы и движение к использованию современных технологий как при проведении экспертизы, так и на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства», - резюмировал Сергей Суэтин.
В заседании Совета, которое прошло в расширенном формате, приняли участие представители региональных экспертных организаций, а также советник Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Бахтияр Джафаров.
Комментарии (0)