Россия, как страна и как государство, круто разворачивается на Восток. Без создания крупного транспортного узла на берегах одной из величайшей в мире реки Лена, этот поворот российской геополитики вряд ли будет понятен и логичен. И в свою очередь, без мостового перехода через Лену – просто не обойтись.
До сегодняшнего дня, Якутск остается единственным из ста крупнейших городов России, не имеющим круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Зимой автотранспорт идет по зимнику, летом его переправляют на пароме, который ждут по несколько часов. Стабильное сообщение между Восточной и Западной Якутией отсутствует 152 дня в году.
«Железка» остановилась в полушаге от Якутска
В восьмидесятых годах прошлого века якутяне тихо посмеивались над «планами партии и правительства» по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск: поскольку воспринимали эти планы даже не как утопию, а как красивую сказку.
Однако сегодня железнодорожная линия от Транссиба подошла почти вплотную к Якутску. Поселок Нижний Бестях является завершающей точкой Амуро-Якутской магистрали (АЯМ), начатой в 1985 году.
Линия уже в первый год эксплуатации приняла более одного млн тонн грузов, необходимых для строительства газопровода «Сила Сибири» и северного завоза, а 2018 году вышла на перевозку 6 млн тонн.
В частности, в 2019 году по планам будет перевозиться 489 000 тонн нефтепродуктов, 650 000 тонн угля, 159 000 тонн стройматериалов, 293 000 тонн продовольственных товаров и 126 000 тонн оборудования и техники.
Пока не будет построен мост через реку Лена, который свяжет Нижний Бестях с республиканской столицей, грузы будут перегружаться со станции на паромные суда. В связи с этим, Якутск, расположенный на другом берегу Лены, по-прежнему не будет связан ни с железной дорогой, ни с дорогами «Лена», «Колыма», «Амга».
Левобережные улусы также лишены прямого сообщения с этими транспортными артериями – с запада в Якутск приходит только автодорога «Вилюй».
Ситуация для цивилизованной страны прямо таки немыслимая: каждый год на несколько месяцев – во время весеннего паводка и осеннего ледостава на Лене – прерывается наземное транспортное сообщение с Якутском и половиной территории республики.
Строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск для того и затевалось, чтобы обеспечить Якутии круглогодичную связь с сетью автомобильных и железных дорог страны.
Мостовой переход через Лену планировали строить ещё в 90-х годах прошлого века, потом обещали начать в 2006-м, 2008-м, 2010 году, 2014 году…
Но грянула эпопея строительства Крымского моста и президент Российской Федерации Путин В.В. убедительно просил якутян немного потерпеть: «…придет время и мы вернемся к реализации проекта Ленского мостового перехода».
Путин обещал – Путин сделал. 20 июня 2019 года в ходе прямой линии Президент Российской Федерации обратил внимание на вопрос о строительстве моста через реку Лена. Президент отметил, что проект дорогой, но весьма значимый, в первую очередь, для жителей данного региона.
«Это вопрос, который должно решить правительство РФ вместе с Якутией. Это дорогой проект, проблема всегда заключалась в том, что он не имеет дальше продолжения. Всегда мне транспортники говорят: это тупиковая точка, и из-за этого окупаемость не просматривается совершенно. Но тем не менее, чтобы город развивался, конечно, этот вопрос нужно будет решить и как можно раньше», — сказал Путин.
В июле 2019 стало известно, что положительное заключение о проекте строительства Ленского моста дал Внешэкономбанк, и в ближайшее время ожидается ответ федерального Минфина.
Однако, как отметил Руководитель республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, сейчас все ещё есть некоторые препятствия со стороны других ведомств: «Обычно, когда планируются такие большие стройки, отраслевые министерства бывают „за“, а финансово-экономические – „против“. По Ленскому мосту происходит парадоксальная ситуация: финансово-экономический блок выступает за строительство моста, так как видит прямую выгоду для всего региона. А транспортники, которым легче строить мосты в более комфортных климатических условиях, откладывают сроки».
Глава республики выразил надежду, что после заявления Путина во время недавней прямой линии о том, что мост нужен региону уже в самом ближнем будущем, согласования с министерствами должно пойти куда быстрее и строительство Ленского моста сдвинется с мертвой точки.
15 августа 2019 года стало известно о включении строительства моста через Лену в Якутии в проект разрабатываемой национальной программой развития Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2020-2025 годах.
«Программа сформирована, стала результатом года работы. Большой вклад в её формирование внесли сами граждане. Был запущен сайт на котором только от жителей Якутии было зарегистрировано более 3 тысяч предложений. Самыми популярными из них стали предложения по развитию инфраструктуры, социальных объектов, транспортной доступности. В качестве приоритетов мы хотели бы видеть в национальной программе мост через Лену, газопроводную систему, обеспечивающей Якутск, реконструкцию аэропорта столицы региона, а также вторую очередь Якутской ГРЭС-2», – сообщил председатель правительства республики Саха Владимир Солодов.
4 сентября 2019 года, выступая на заседании президиума Государственного Совета РФ под председательством президента страны Владимир Путин, глава Якутии Николаев подчеркнул значимость строительства моста через реку Лена для Национальной программы развития Дальнего Востока.
«Строительство Ленского моста соединит пространства Дальнего Востока и Арктики, рассечённые великой рекой от Байкала до Ледовитого океана. Мост свяжет три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт. Откроет круглогодичный доступ к колоссальным месторождениям и повысит транспортную доступность для населения Якутии с 20 до 83 %. Прямое сокращение только бюджетных расходов на северный завоз превысит 4 млрд рублей ежегодно», – заявил Николаев.
18 ноября 2019 года глава Якутии Николаев подтвердил, что президент Путин одобрил строительство автомобильного мостового перехода через Лену в районе Якутска.
19 ноября 2019 года Путин поручил правительству России представить предложения по проекту моста через Лену.
О параметрах мостового перехода
Параметры моста уже определены. Длина мостового перехода – 3,1 км, подходов – 10,9 км. Стоимость строительства составит 63,7 млрд рублей плюс НДС в размере 19,2 млрд рублей. Основная часть суммы – капитальный грант на 54,2 млрд рублей (47,8 млрд рублей – федеральный бюджет, 6,4 млрд рублей – региональный). 9,5 млрд рублей и весь НДС вносит инвестор, в сумме – 28,6 млрд рублей. Суммарная стоимость проекта – 82,9 млрд рублей.
Если грант будет выделен, строительство моста предполагается завершить в 2025 году. Как пишет Айсен Николаев, ввод моста обеспечит рост круглогодичной транспортной доступности населения с 20,9 процентов в 2018 году до 70 процентов в 2025-м, увеличит ВРП Якутии на 2,5-3% снизит ежегодные затраты на северный завоз на 4,1 млрд рублей.
По текущим расчетам, мост вантовой конструкции будет иметь две полосы движения. Легковые автомобили смогут ездить по мосту бесплатно, все остальные транспортные средства должны будут платить 1-4 тысячи рублей, в зависимости от категории и года реализации проекта.
Проект строительства моста через реку Лена в Якутии готов, уже проведены переговоры с потенциальными инвесторами.
Индустриальный парк «Нижний Бестях» – осуществимая мечта Якутии.
По мнению экспертов, создание в Нижнем Бестяхе индустриального парка — неотъемлемое условие для последующей постройки долгожданного моста. Уже сегодня там идет строительство логистического терминала.
Власти республики подчеркивают, что железнодорожная линия будет работать в синергии с автомобильными дорогами региона. Общий грузопоток станции «Нижний Бестях» составит 2,5 млн тонн в год. Железнодорожным транспортом в основном будут перевозиться контейнеры, навалочные и наливные грузы — лес, нефтепродукты.
Властями республики поставлена задача к 2020 году завершить реконструкцию дороги «Лена», расширив и заасфальтировав трассу и доведя ее параметры до третьей технической категории. На дорожных работах только в 2020 году предусмотрено освоить 12,6 млрд руб.
Круглогодичному автомобильному движению по автодороге «Колыма» на всем протяжении от Нижнего Бестяха до Магадана препятствует отсутствие мостового перехода через реку Алдан. Сейчас проводится работа по включению строительства такого моста в ФЦП «Развитие транспортной системы России.
Для обеспечения рентабельности железнодорожной линии, а также управления интермодальными грузопотоками власти республики в декабре 2013 года создано ОАО «Транспортно-логистический центр Республики Саха (Якутия). В данное время предприятие ведет строительство первой очереди транспортно-логистического центра (ТЛЦ), в том числе, включая подъездные, маневровые, погрузочные пути. Строится площадка для хранения контейнеров и габаритных грузов.
Кроме того, подписан договор
долевого участия с ОАО «Саханефтегазсбыт» на строительство газопровода высокого
давления до границы участка ТЛЦ.
Эта компания единственная имеет точку примыкания к железнодорожной станции.
ОАО «Саханефтегазсбыт» уже разработало проектную документацию по нескольким объектам: автомобильной дороге, примыкающей к транспортно-логистическому центру, подъездному железнодорожному пути, по строительству ГРС и газопровода.
Кроме того, ведется работа на нефтескладе, подготовлена площадка, готовится фундамент для монтажа резервуаров. Компания проводит модернизацию и расширение завода, который находится под Якутском. После завершения модернизации к 2019 году в планах предприятия – производство сжиженного природного газа (СПГ), который может использоваться в качестве моторного топлива на железнодорожном и водном транспорте.
Кроме того, в Нижнем Бестяхе осуществляют деятельность ОАО «Нефтяная компания «Туймаада-Нефть» и ОАО «Госснабсбыт Якутии», такую информацию приводят в агентстве по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям Мегино-Кангаласского улуса.
Речники Якутии также выступают за развитие логистического узла в Нижнем Бестяхе. «Чем быстрее заработает железная дорога, тем лучше для республики.
Железная дорога предназначена для перевозки массовых грузов и позволит нам уйти от проблемы сезонности доставки грузов», — считает генеральный директор ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП) Сергей Ларионов.
Вполне имеет право на существование и судостроительный завод в Нижнем Бестяхе. Реки занимают значительную часть территории республики, ко многим населенным пунктам республики добраться можно только по рекам, так что очевидно, что суда различных типов и назначений нужны Якутии.
Создание собственного ССЗ позволит строить суда с учетом особенностей климата и местных рек. Кроме того, такое производство потребует значительного количества комплектующих и запчастей, многие из которых могут производиться в республике, то есть экономика республики получит дополнительный импульс в развитии.
Создание промышленных производств на правом берегу Лены может послужить толчком к появлению рядом с Якутском промышленного города-спутника — одних только рабочих мест в индустриальном парке может быть создано не менее 7 тысяч. При этом промышленное развитие Нижнего Бестяха послужит и загрузке железнодорожной линии.
Заключение
Сегодня осуществление мечты «о гудке тепловоза в Якутске» близко, как никогда. Потомки нас просто не поймут: проделать такую титаническую работу, проложить сотни километров «железки» по непроходимым территориями, и остановиться в полушаге от осуществления надежд и чаяний сотен тысяч людей. У каждого человека есть своя собственная мечта, но можно с уверенность сказать, что у жителей республики Саха (Якутия) есть и одна общая мечта – проехать по мосту через Лену и на поезде, и на автомобиле!
Строительство моста через Лену даже по мировым меркам – это настоящий «мега-проект», стоимостью в добрую сотню миллиардов рублей, но отдача и прибыль от этих инвестиций, убеждены практически все жители Республики Саха (Якутия) будет не только скорой, но и весьма и весьма весомой.
После завершения строительства Ленского мостового перехода, реконструкции и строительства федеральных, региональных автодорог, основным Центром транспортной логистики (ЦТЛ) Северо-востока России станет Якутск.
Произойдет переключение основного грузопотока в арктические районы Якутии из порта Осетрово (ж.д. ст. Лена) на Якутский речной порт. Это позволит перестроить работу речного транспорта, на долю которого в настоящее время приходится 46 процентов завоза грузов в регион в прямом речном и смешанном железнодорожно-речном-автомобильном сообщении.
Образуется очень перспективный меридианный транспортный коридор АТР – Европа: Китай – Россия (Благовещенск – Сковородино – Якутск – Тикси (Севморпуть) – Западная Европа, который обеспечит самый короткий на Евразийском континенте путь с востока на запад.
Мост кратчайшим путём свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря через транспортный коридор от Иркутскa до Магадана, образуя Северный широтный экономический пояс РФ.
Россия получит выход на Охотское море, на берега своих восточных морей не только через южные границы, Транссиб и БАМ в районе Владивосток и Хабаровск, а гораздо севернее.
К традиционно сложившемуся и развивающемуся вывозу южно-якутских углей (Нерюнгринское, Денисовское, Чульманское) за пределы республики (в 2018 г. около 6 млн. т, к 2030 г. – до 10 млн. т) в результате строительства железной дороги может добавиться поток на внутренние нужды республики (0,5-1 млн. т), а также будет простимулировано развитие Кангаласского угольного месторождения с балансовыми запасами более 1 млрд тонн и Джебарики-Хаинского угольного месторождения, что также даст дополнительный грузопоток на дорогу не менее 1,0 млн тонн.
Перспективы развития золотодобывающей промышленности связаны с освоением месторождений рудного золота «Задержинское», «Дуэтское» и «Таборное»; месторождений россыпного золота «Нижняя Джелинда», «Тихая-Видный», а также 11 месторождений россыпного золота в Томпонском и Нерюнгринском улусах и техногенных золотоносных россыпей Южной Якутии и без мостового перехода к ним технологически трудно подступить.
Мостовой переход открывает возможности выхода на строительную площадку Селигдарского апатитового ГОКа с утвержденными запасами для открытой разработки 1,3 млрд тонн пяти-окиси-фосфора и организации производства фосфорных и комплексных удобрений, с годовым объемом согласно ТЭО порядка 3,5 млн тонн, в прогнозных объемах предусматриваются перевозки до 1–1,5 млн тонн апатитового концентрата к 2030 году в оптимистическом варианте.
Лесные запасы республики оцениваются в 9 млрд кубометров (11% от общероссийских), в том числе спелой и перестойной древесины 5,7 млрд куб. м. Запасы древесины хвойных пород составляют 97,3%.
Общий объем наиболее ценных в промышленном отношении сосновых древостоев более 1 млрд. куб. м, или 11,5%. Прогнозные объемы вывоза железнодорожным транспортом – до 3–5 млн кубометров лесопродукции различной степени переработки.
Строительство мостового перехода через Лену мероприятие ужасно дорогое. Но республика Саха (Якутия) можно сказать выстрадала его, ибо без него баснословные богатства алмазного края осваивать бессмысленно.
Комментарии (0)