Такое заявление сделали эксперты Главгосэкспертизы, выступая на XXV Международном форуме «Технологии безопасности». Поступающие на экспертизу проекты становятся все сложнее, из-за-чего возрастает риск получения отрицательного заключения, отметил заместитель начальника Управления объектов топливно-энергетического комплекса и производственного назначения Главгосэкспертизы России Дмитрий Вязов. Поэтому сегодня одна из важнейших задач, по мнению эксперта, - грамотное соотнесение разделов проектной документации между собой, что особенно значимо для крупных промышленных объектов.
В 2019 году Главгосэкспертиза России рассмотрела более 1700 комплектов проектной документации по объектам энергетики, в том числе по 350 крупным. При этом 16% заключений по таким объектам были отрицательными. «Основная проблема заявителя – это нарушение взаимосвязей внутри проектной документации. Зачастую ее разделы не соответствуют результатам инженерных изысканий, не соотносятся между собой или не соответствуют заданию на проектирование или другим исходным данным», - объяснил Дмитрий Вязов.
Эксперт констатировал, что сложность объектов, поступающих на экспертизу, постоянно возрастает, а вместе с ней растет и риск нарушения связности проектной документации. До 2016 года дополнительным фактором был и процесс передачи материалов на экспертизу на бумажных носителях. В настоящее время с переходом на электронный формат работы этот фактор устранен. Содействие дальнейшему снижению рисков получения отрицательных заключений сможет оказать и эволюция, вызванная использованием информационных моделей.
«В настоящее время для снижения таких рисков Главгосэкспертиза предлагает образовательные услуги, в том числе проведение тематических обучающих семинаров по запросу проектных организаций. Кроме того, проводится консультирование по отдельным вопросам, что позволяет компаниям найти решение сложных вопросов до начала процесса экспертизы», - рассказал Дмитрий Вязов.
Обсуждая особенности проектирования и экспертизы объектов топливно-энергетического комплекса, которые составляют значительную часть всех рассматриваемых промышленных объектов, заместитель начальника отдела электроснабжения и слаботочных систем Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Михаил Карпов заметил, что большой объем выполненных работ в 2019 году позволяет обобщить опыт и систематизировать подходы к проведению экспертизы проектной документации объектов ТЭК на предмет соответствия требованиям к антитеррористической защищенности.
Так, ряд нормативных актов устанавливает требования к антитеррористической защищенности объектов, но какие именно требования будут обозначены в задании на проектирование и техническом задании на модернизацию и реконструкцию инженерно-технических средств охраны каждого конкретного объекта, зависит от сведений, указываемых при его идентификации, а также класса и категории объекта. Поэтому необходимо корректно выполнять идентификацию зданий и сооружений, определять класс в зависимости от вида и размеров ущерба, который в случае реализации террористических угроз может быть нанесен как объекту, так и находящимся на объекте людям. Также следует оценить, получит ли объект ТЭК высокую категорию опасности после ввода в эксплуатацию, а при наличии в его составе объекта транспортной инфраструктуры нужно установить предварительную (по согласованию с компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности) или присвоенную категорию ОТИ.
«Особенностью объектов ТЭК является их масштабность, вследствие чего необходимо разрабатывать проектную документацию по этапам, что закрепляется в задании на проектирование. Под этапом при этом понимается строительство одного из планируемых объектов на одном земельном участке или части объекта капитального строительства, если такой объект или его часть могут быть введены в эксплуатацию автономно», - разъяснил Михаил Карпов.
Он подчеркнул, что основные недостатки, выявленные при экспертизе объектов ТЭК, - это отсутствие требований к антитеррористической защищенности в задании на проектирование или техническом задании на модернизацию или реконструкцию инженерно-технических средств охраны объекта, разработка проектных решений при отсутствии или без учета сведений о классе и категории объекта, недостаточность проектных решений в части мероприятий по противодействию терроризму.
Отсутствие проработанного описания и обоснования проектных решений по транспортной безопасности, если ОКС относится и к объектам транспортной инфраструктуры, также может привести к выдаче отрицательного заключения. Наконец, проектировщикам строит обратить внимание на несоответствие проектных решений разделов и томов проектной документации и отказаться от разработки декларативных описаний без конкретных проектных решений в части инженерно-технических систем охраны.
Комментарии (0)