Алессандро ЧЕСТЕЛЕ. Адаптация света

На вопросы редакции портала отвечает член жюри конкурса «Адаптация света 2020» Алессандро Честеле, архитектор, дизайнер, владелец студии Laboratorio D4L (г. Тренто, Италия).

https://www.d4l.it/

https://www.instagram.com/alessandro_cestele_d_4_l/

5f5125cf2b7df24b0d01501b19c873c3.jpeg

Какова роль случайности в творчестве архитектора или дизайнера?

- В работе архитектора, так же, как и в работе дизайнера, случайность играет фундаментальную роль. Поясню: очевидно, что мы соглашаемся с технической стороной проектного процесса, но все же, будущий проект определяет творческая составляющая, называемая так же вдохновением, интуицией, в которой случайность имеет важнейшее значение. Действительно, мы черпаем вдохновение от всего, что нас окружает – пейзажа, определенного ракурса его восприятия, еды, вина, эмоций от путешествия, выставки, от сцены из какого-нибудь фильма. Случается также вдохновиться какой-нибудь тканью или рефлексом света на металле и т.д. Поэтому понятие случайности связано с предметом вдохновения. Очень часто озарение приходит ночью, или в самых разных жизненных ситуациях, в машине, баре... В процессе реализации проекта случайность, если она подтолкнула к главной идеи, постепенно теряет свою важность, и так до тех пор, пока не растворится окончательно в тщательной проработке всех деталей, которые выверяются с маниакальным вниманием. Но согласованность с первоначальным побудительным импульсом всегда поддерживается – ведь именно это в итоге и делает проект успешным.

Считаете ли Вы возможным ограничивать себя в творчестве?

- Слово «творчество» происходит от латинского creare – создавать, и подразумевает тягу к созиданию, поэтому само понятие «творчество» абсолютно не приемлет никаких ограничений. На ум приходит фраза гениального Эйнштейна: «Воображение важнее знания». Эта парадигма имеет большую силу, поскольку, на мой взгляд, указывает верный подход к предмету дизайна и творческому процессу вообще: полет фантазии и воображение возвышаются над установленными и привычными знаниями. В творческой работе априори нет места ограничению ни одной исходной идее, которая уже в ходе проектирования множеством уточнений преобразуется в высокотехнологичное произведение искусства. Это сравнимо с процессом просеивания сыпучего вещества через сито с ячейками разных размеров до тех пор, пока не останется только то, что необходимо. Кроме всего прочего, творчество, сохраняя изначальную идею и применяя инновационные технологии, позволяет решить определенные проблемы и обеспечить потребности заказчика. Таким образом, с помощью творчества, мы обходим многие ограничения. По сути своей, дизайн – это способ решения тех или иных проблем.

Вы проектируете авторские светильники для создаваемых Вами интерьеров. В чем, по Вашему мнению, главное отличие в проектировании эксклюзивных светильников от тех, которые будут выпускаться большими сериями?

- Убежден, что здесь в игру вступает та же разница, которая существует между индивидуальным и серийным дизайном. Промышленно произведенный массовый продукт гарантированно отличается от индивидуального, ручной работы. На сегодняшний день продукция ручной работы лимитирована и подпадает под понятие декоративно-прикладного искусства, в то время как промышленные серийные изделия в принципе не требуют приложения ручного труда мастера. Кроме того внутри одной серии между отдельными экземплярами не должно быть никакого различия, каждый из них должен быть абсолютно идентичен изначальному образцу, который дал жизнь неизменной форме данного продукта. Что же в таком случае этот продукт делает «дизайнерским»? Очевидно, это творческая работа дизайнера по созданию прототипа. В случае эксклюзива, который создается специально для конкретного проекта, все ложится на плечи мастера и окончательный образ продукта рождается в творческом процессе его производства. При этом не используются прототипы вообще, или же мастер довольствуется обобщенным макетом. Рука мастера ощущается, читается во всех предметах, созданных вручную, что абсолютно отсутствует в изделиях промышленного производства. Именно по этой причине мастера-ремесленники были, и всегда будут существовать, чтобы производить высококлассные предметы малыми сериями, а так же уникальные произведения искусства.

Можно ли говорить об особом, узнаваемом стиле светильников (бытовых, офисных, ландшафтных), создаваемых итальянскими дизайнерами?

- «Дизайнерский» светильник повествует нам свою историю. Его очарование сравнимо со скульптурой, с художественным творением. Исторически Италия является колыбелью создания светильников. Легендарные, удивительные, захватывающие творения итальянских дизайнеров формируют уникальный свет. Эти люди вдохновляли и диктовали моду, но прежде всего, оставили след, став частью глобального коллективного воображения. Они создавали вещи устойчивые к течению времени, к изменениям в моде, к социальным переменам. Это светильники, рожденные гением итальянских дизайнеров с мировым именем, таких как Акилле и Пьер Джакомо Кастильони, Вико Маджистретти, Джио Понти, Гае Ауленти, Альберто Меда, Пио Манцу, Паоло Риццатто и Инго Маурер. Но было бы неправильным говорить просто об итальянском стиле. Это сложносочиненное понятие, состоящее из множества частных ремесленных мастерских, небольших фабрик, высококлассных специалистов и рабочих, ателье и портных, которые формируют дизайнера, а уже это все вместе и складывается в made in Italy.

Каковы Ваши ожидания от предстоящего конкурса «АДАПТАЦИЯ СВЕТА 2020»? Что бы Вы пожелали его участникам?

- Ожидания самые высокие, как в части качества конкурсных работ, так и инноваций. На первый взгляд объявление конкурса открытым делает его более сложным, и, конечно же, много трудностей ляжет на плечи жюри. Вместе с тем это предполагает и свободный полет фантазии, ибо не будет столько привязок к привычным приемам, используемым дизайнерами. Хочется надеться, что конкурс будет действительно творческим.

От нашей студии искреннее пожелание удачи всем участникам. Успехов им в поисках «правильного» пути, и пусть он будет не сложный, но «необходимый». В этом случае победа окажется на расстоянии вытянутой руки.

До 1 октября 2020 г. продолжается прием творческих работ на Всероссийский конкурс с международным участием «Адаптация света 2020».

Конкурс проводится на лучшие дизайн-проекты светильников с биодинамическими и бактерицидными функциями. Инициатором конкурса выступила российская компания «ЭСКО СВЕТ», организационную и информационную поддержку осуществляет архитектурно-строительный портал «СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТ».

По вопросам участия в конкурсе обращаться к координатору конкурса Наталье Дюпиной, руководителю отдела проектов ИД «Строительный Эксперт».

Тел.: +7-963-667-86-63

Email: xbaxhef(kzf)neqrkcreg.eh

Комментарии