КНАУФ ПОДДЕРЖАЛ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ РЕСТАВРАЦИИ ШЕДЕВРОВ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА В МУЗЕЕ-УСАДЬБЕ «АРХАНГЕЛЬСКОЕ»
24 ноября в Государственном Музее-усадьбе «Архангельское» при спонсорской поддержке группы КНАУФ, в присутствии СМИ, состоялась передача на реставрацию двух выдающихся произведений западноевропейского искусства, которые позднее будут представлены в основной экспозиции Парадных залов Дворца, а именно:
- Картины флорентийского художника Винченцо Манноцци (1600-1658) «Ариадна» (до реставрации приписывалась болонской художнице Элизабетте Сирани (1638 – 1655), писавшей картины на библейские и мифологические сюжеты, портреты и автопортреты.
- Картины немецкого художника Ф.Г. Баризьена (1724-1796) – «Портрет курляндского герцога Петра Бирона» (1774), из коллекции фамильных портретов князей Юсуповых.
Объем реставрационных работ этих выдающихся произведений западноевропейского искусства, запланированных в первоначальном техническом задании, оказался намного больше, чем предполагали реставраторы и сам Музей, и на некоторое время их пришлось приостановить.
Сегодня при спонсорской поддержке Группы КНАУФ Музей-усадьба «Архангельское» возобновляет реставрационные работы этих картин, чтобы в скором времени эти шедевры украсили экспозицию Парадных залов Дворца.
«Мы решили поддержать реставрацию картин, так как корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой составной частью нашей предпринимательской деятельности в России,» - комментирует участие компании Управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Янис Краулис, - «КНАУФ как семейная компания считает своим долгом вносить вклад в сохранение наследия человечества и всегда помнит о том, что именно мы оставим нашим потомкам – будь то крепкие надёжные здания или предметы искусства.»
Картина «Ариадна», ранее приписываемая Элизабетте Сирани, была куплена князем Н.Б.Юсуповым (1751-1831) и экспонировалась среди картин Галереи, располагавшейся в западном флигеле около Большого дома в Архангельском. После 1917 года оказалась в собрании Музея-усадьбы «Архангельское». Постоянно находилась в запасниках музея, не привлекая внимание специалистов из-за плохой сохранности красочного слоя с многочисленными разновременными реставрационными записями. Впервые была опубликована В.Э.Марковой (ГМИИ им. А.С.Пушкина) как копия с картины Винченцо Манноцци (1600-1658) в 2004 году. Первое предварительное исследование картины в инфракрасных лучах, проводившееся в музее в 2013 году, выявило фрагменты с исправлениями нижележащего под красочным слоем рисунка, не встречающихся в копиях. В 2018 году был выполнен целый комплекс работ по реставрации картины в АО «МНРХУ», позволивший считать картину оригиналом В.Манноцци.
Портрет из Архангельского курляндского герцога Петра Бирона авторства придворного художника герцога Ф.Г.Баризьена, академика петербургской Академии Художеств - самое раннее сохранившееся изображение Петра Бирона. Появление портрета герцога Бирона в собрании Юсуповых связано с замужеством Е.Б.Юсуповой (1747-1780), родной сестры Н.Б.Юсупова (1751-1831), известного екатерининского вельможи. По одним сведениям, портрет был послан невесте, по другим, П.Бирон захватил его с собой, отправляясь в Санкт-Петербург.
Группа КНАУФ – международная компания, с 1993 года осуществляющая инвестиционную деятельность в России и странах СНГ. Сегодня группа КНАУФ является одним из крупнейших в мире производителей строительных отделочных материалов.
***
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
СИРАНИ, ЕЛИЗАБЕТТА (1638 Болонья — 1665 Болонья)
АРИАДНА (Холст, масло, 174 х 211 см)
Ариадна - дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Упомянута в «Илиаде» (XVIII 592), её историю рассказывал Нестор в «Киприях». Когда Тесей решился убить Минотавра (единоутробного брата Ариадны), которому афиняне по требованию отца Ариадны посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девушек, и таким образом избавляли отечество от чудовища, он получил от любившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал Минотавр. Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос, где, по одной версии Ариадна была убита стрелами Артемиды, вступив в брак с Тесеем в священной роще, по другой — покинута Тесеем.
Е. Сирани - дочь художника торговца искусством Джованни Андреа Сирани, одного из ближайших учеников и сотрудников Гвидо Рени. Начала заниматься живописью в 12 лет под влиянием ценителя и историка искусства Карло Чезаре Мальвазии, впоследствии включившего её биографию - единственной женщины - в свою известную книгу о художниках Болоньи (1678). К 17-ти годам она стала вполне сложившимся живописцем и гравёром. Её работы славились не только в Болонье, но и во Флоренции и Риме, среди ценителей её живописи был Козимо III Медичи. В 1660 году она открыла школу живописи для женщин, в том же году была принята в Академию Святого Луки в Риме. Писала картины на библейские и мифологические сюжеты, портреты и автопортреты.
Картина куплена князем Н.Б.Юсуповым (1751-1831). Экспонировалась среди картин Галереи, располагавшейся в западном флигеле около Большого дома в Архангельском. После 1917 года оказалась в собрании Музея-усадьбы «Архангельское». Постоянно находилась в запасниках музея, не привлекая внимание специалистов из-за плохой сохранности красочного слоя с многочисленными разновременными реставрационными записями. Впервые была опубликована В.Э. Марковой (ГМИИ им. А.С.Пушкина) как копия с картины Винченцо Манноцци (1600-1658) в 2004 году. Первое предварительное исследование картины в ИК- лучах, проводившееся в музее в 2013 году, выявило фрагменты с исправлениями нижележащего под красочным слоем рисунка, не встречающихся в копиях. Для дальнейших выводов относительно авторства картины необходима была помощь реставраторов. В 2018 году был выполнен целый комплекс работ по реставрации картины в АО «МНРХУ», позволивший считать картину оригиналом В.Манноцци.
БАРИЗЬЕН, ФРИДРИХ ГАРТМАН (1724 Кобург (Саксония) – 1796 Митава (Курляндская губ.)
ПОРТРЕТ КУРЛЯНДСКОГО ГЕРЦОГА ПЕТРА БИРОНА. 1774 (Холст, масло. 126 х 91,5 см)
Петр Бирон, 1724-1800 герцог Курляндский и Семигальский, старший сын Эрнеста Иоганна Бирона (1690-1772), крестник Петра I. Воспитывался при Императорском дворе; 8-ми лет пожалован в ротмистры Кирасирского полка. В 1737 году, после возведения отца на герцогский престол в Курляндии, объявлен наследным принцем. В 1740 г., награжден орденом Александра Невского и Андрея Первозванного с алмазной звездой, впоследствии назначен подполковником конной гвардии. При Павле I получил звание генерал-майора. Еще при жизни отца начал управлять Курляндией. С 1772 г. владетельный герцог Курляндский и Семигальский.
Ф.Г.Баризьен – придворный художник курляндского герцога Петра Бирона. Помимо портретов, выполнял декоративные росписи во дворцах Митавы и Рундаля, создавал декорации для театральных спектаклей. В 1787 году получил звание академика петербургской Академии Художеств.
Портрет из Архангельского - самое раннее сохранившееся изображение Петра Бирона. Из переписки придворных герцога известны некоторые подробности создания портрета. П.Бирон намеренно выбрал униформу русского генерала, но отказался от шлема и маршальского жезла. Когда же Баризьен дерзко заявил, что он не будет писать портрет «владетельного герцога» без маршальского жезла, Бирон, согласился с мнением художника, похвалив его за откровенное высказывание.
Появление портрета герцога Бирона в собрании Юсуповых связано с замужеством Е.Б.Юсуповой (1747-1780), родной сестры Н.Б.Юсупова (1751-1831), известного екатерининского вельможи. По одним сведениям, портрет был послан невесте, по другим, - П.Бирон захватил его с собой, оправляясь в Санкт-Петербург. По свидетельству современников, П.Бирон жестоко обращался со своими женами (он был трижды женат). Брачный союз с Е.Б.Юсуповой, заключенный в 1774 году, распался через два года, официально развод состоялся в 1778 г. Н.Б.Юсупов долгое время сохранял неприязненное отношение к герцогу Бирону, называя его «первым злодеем».
Комментарии (0)