​Задумывая будущее. Обзор книги «Dwelling on the Future» by Pierre d'Avoine (UK)

Автор: Глеб Соболев, архитектор

В современном мире большая часть книг об архитектуре напоминает по своей форме журналы мод — преобладание фотографий, минимум пояснений и дискуссионности. Книга архитектора Пьера д'Авуана «Dwelling on the Future» является тем редким исключением, в котором текст преобладает над изображениями. 

2049ca8c911fb9532f84bcd0e02ef363.png

Она необычна ещё тем, что её основа — не текст автора о своих проектах, а серия его интервью с теми, кто был вовлечен в архитектурный процесс. Через эти интервью проявляются те стороны архитектурного планирования, которые обычно остаются за рамками публичности. 

Несмотря на различные теории архитектуры, системы инженерных и конструктивных расчётов, компьютерное моделирование технологических процессов в зданиях, эта область деятельности человека по-прежнему сохраняет свой эвристический характер. Архитектура как сумма обстоятельств и личных историй, факторов геологии, географии, социологии, экономики и других жизненных сфер, проявляется автором через серию бесед, молчаливыми свидетелями которых выступают иллюстрации и проекты бюро Пьера.

Лаконичность архитектуры Pierre d'Avoine Architects оказывается результатом объемной работы, долгих рабочих обсуждений и персональных открытий. Сама форма изложения информации в книге является способом включения читателя в жизненный цикл проектов и его участников — архитектора, его коллег, заказчиков, представителей местных сообществ — в котором личный опыт каждого играет не меньшую роль, чем абстрактные теории, художественные изыскания или, к примеру, законодательство.

После получения печатной версии книги и сравнения её с цифровой версией, мне удалось оценить достоинства проектных изображений на бумаге, которые явно выигрывают у экранной версии. Раскрывая книгу, мы сразу считываем её целостный образ — структуру текстов и иллюстраций, осязаем её материальность, которая для восприятия письменной речи важна не меньше, чем для восприятия архитектуры.

В процессе чтения у меня возник ряд вопросов и я, в свою очередь, решил взять интервью у автора книги.

Г.С.: Какова была мотивация создания книги в формате интервью?

П. д'А.: Книга представляет собой коллаж из образов и текстов, и интервью составляют лишь часть общей картины. В книге я пытаюсь задокументировать свою архитектурную практику за последние двадцать лет, используя различные средства. Интервью - это возможность взаимодействовать с другими людьми, так или иначе вовлеченными в проект, обсудить архитектуру с различных точек зрения, включая точку зрения непрофессионалов и экспертов по другим дисциплинам. 

Интервью представляют собой неформальные беседы, охватывающие широкий спектр проблем, и я рассматриваю их как возможность для интервьюируемого говорить своими собственными словами. Изначально, моя жена Клэр - писатель/ антрополог/ этнограф - собиралась проводить эти интервью. Когда она выбыла из проекта, я почувствовал себя обязанным продолжить их сам, и, расспросив каждого интервьюируемого об их происхождении и фактах биографии, истории их вовлечения в проект, я почувствовал, что должен написать что-то и о себе. 

Для меня это стало способом показать, что архитектурный проект является результатом большого количества разнообразных мотивов, некоторые из которых не всегда понимаются или признаются даже авторами проекта.

Г.С.: Является ли лаконичная проектная графика фундаментальной для вашего архитектурного мышления и насколько такая презентация проекта соответствует сложному словесному описанию концепции?

П. д'А.: Один архитектор как-то заметил, что мои чертежи находятся вне субъективных оценочных критериев. Мне кажется, что это распространенное мнение и среди неархитекторов и непрофессионалов, которые находят абстракцию, характерную для архитектурного рисунка, трудной для чтения. Чтобы понять архитектурный рисунок, требуются усилия и опыт. Я думаю, что рисунки, которые я сделал для книги, являются дистилляцией публикуемых проектов и внятно представляют проектную мысль для тщательного изучения. 

Процесс выполнения чертежей сравним с процессом редукции — через линии чертежа раскрывается суть проекта. Этот подход вытекает из давних традиций западной и восточной школ рисунка. Принятый мной метод изображения открыто противопоставляется генерируемым компьютерами образам, которые являются новым lingua franca архитектурной презентации в средствах массовой информации, а так же используются в качестве средства подачи в архитектурных академических кругах.

Г.С.: Имеет ли опыт работы над книгой некоторое сходство с архитектурной практикой и, если да, то помог ли этот опыт прояснить ваше архитектурное кредо?

П. д'А.: Я рассматриваю создание книги как форму архитектурной практики. Ранее я опубликовал книгу “Housey Housey: A Pattern Book of Ideal Homes” с Клэр, моей женой. Это была преднамеренная попытка структурировать мои работы над проектами жилых помещений в традициях архитектурных книг образцов и найти сходства и различия в методах их составления. Это невозможно сделать, когда человек находится в процессе проектирования. 

Точно так же, ”Dwelling on the Future” - это возможность поразмыслить над моей архитектурной практикой и заявить о дилеммах, которые возникают у архитекторов в отношении противоречивых планов и обязанностей - моральных, этических, политических, личных... Благодаря ретроспективному взгляду на мою практику последних двадцати лет, я смог принять свои личные ограничения и сильные стороны, а также увидеть сложности/возможности практиковать архитектуру с большей степенью заботы и ответственности в мире, где архитектура всё более маргинализуется.

Для российской аудитории эта книга интересна тем, что она раскрывает многие социальные и антропологические аспекты появления проектных инициатив в градостроительстве и архитектуре Великобритании, даёт понимание того, как строятся отношения заказчиков, застройщиков, архитекторов, инженеров, экспертов и других участников процесса на личностном уровне. Поиск компромиссов, учёт интересов всех сторон в рамках законов и этики, роль местных сообществ и чувства ценности среды обитания - всё это раскрыто в книге через личные истории интервьюируемых.

Книга может быть интересна всем, кого интересуют истоки архитектурных идей, проектов и процесса их осуществления. Социологи, градостроители, архитекторы, муниципальные служащие, антропологи, историки, экологи и другие специалисты найдут в этой книге информацию к размышлению.

370 Pages
516 colour illustrations
Copyright: © 2020
ISBN: 9781787350533
Publication: October 01, 2020
Series: Design Research in Architecture

Dwelling on the Future focuses on the design of dwellings and their varied environments, and questions how an architect responds to the challenge of providing humane places in which to live for a growing, multifarious population in an increasingly divided world. The issue is never just housing. People – individuals, groups and societies – can and do have different goals and aspirations. Is it possible to imagine and implement a world in which a level of comfort and stability is available for even the poorest members of societies?

Название книги Dwelling on the future может быть переведено по-разному:

Размышляя о будущем, Рассчитывая на будущее, Живя за счет будущего, Задумывая будущее

https://www.uclpress.co.uk/products/134987

PDF версия книги доступна на сайте издательства для скачивания бесплатно.

Там же можно приобрести печатную версию книги. 370 страниц, 516 цветных иллюстраций.

56305ef8cf44b7261d8d3e44cf4af8ad.jpg

Об авторе

Пьер д'Авуан руководит архитектурным офисом, базирующимся в Лондоне, и ведёт международную практику в Великобритании, Индии, Италии, Гане, Японии, Мозамбике, Вест-Индии и в Тегеране, где он спроектировал Climate House, образцовый устойчивый дом и выставочный центр для Иранской Организации по сохранению энергоресурсов, совместно с архитекторами Golzari (NG). Работы бюро включают в себя жилье, офисы, многофункциональные объекты, городской дизайн, дизайн интерьера и культурно-выставочные проекты, которые были широко опубликованы и выставлены. Пьер вместе со своей супругой Клэр Мелхиш, антропологом, опубликовал в 2005 году книгу “Хауси Хауси – Образец идеального дома". Выставка кукольных домиков также под названием Housey Housey путешествовала по Великобритании в 2005-06 годах, начиная с инаугурационной выставки в RIBA, Лондон, в 2004 году.

Осенью 2009 года в Королевской Датской академии изящных искусств в Копенгагене и в галерее Ambika P3 в Лондоне состоялась крупная выставка архитекторов Пьера д'Авуана и Эндрю Холтона, а также антрополога Клэр Мелхуиш.

Пьер родился в Бомбее, переехал в Лондон, когда ему было одиннадцать, и изучал архитектуру в Бирмингемской школе архитектуры в 1970-х годах. Он основал компанию Pierre d'Avoine Architects в Лондоне в 1979 году. Пьер был приглашенным профессором в Королевской Датской академии изящных искусств School of Architecture, Копенгаген (2009 -2011) и преподаёт и читает лекции в Великобритании, Европе и Азии.

Источник: https://prorus.ru/interviews/zadumyvaya-budushchee...

Комментарии