Такое заявление сделал директор по комплексной экспертизе проектов ПАО «Гипротюменнефтегаз» Павел Павлов в ходе выступления на совещании по вопросам взаимодействия с организациями нефтяной и газовой промышленности топливно-энергетического комплекса, прошедшего на площадке Омского филиала Главгосэкспертизы России.
28 августа 2020 вступил в силу закон от 13 июля 2020 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», согласно которому проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации, подлежит обязательной государственной экологической экспертизе. Что означает необходимость соблюдения этого требования для огромного количества социальных, промышленных и других значимых объектов, в том числе в рамках национальных проектов, на одной четвертной части Российской Федерации, которые занимают сухопутные территории Арктики.
Данные изменения, по мнению ПАО «Гипротюменнефтегаз», вступают в противоречеие с установленным в Градостроительном кодексе РФ принципом «одного окна», когда заявитель мог получить государственную или муниципальную услугу после однократного обращения. Теперь же необходимо взаимодействовать с двумя экспертизами посредством разных каналов. Помимо того, что процедура государственной экологической экспертизы четко не прописана, не включает таких базовых понятий, как замечания к проектной документации или ее корректировка, необходимость прохождения государственной экологической экспертизы значительно увеличивает срок реализации объектов капстроительства.
«Мы направили множество обращений президенту, председателю правительства РФ, в Государственную Думу, где говорили о том, что реализация всех национальных проектов в Арктической зоне приостанавливается на длительный срок. Минприроды отвечает, что проведение государственной экологической экспертизы составляет всего 60 дней и 30 дней на возможное продление, но по факту на прохождение процедуры с учетом регламента уходит не меньше года из-за обязательности проведения общественных слушаний в три этапа, и даже больше – из-за необходимости повторного прохождения экологической экспертизы после внесения изменений в проект уже Главгосэкспертизой России», - констатировал Павел Павлов.
Спикер отметил, что если процедура проведения государственной экспертизы четко прописана в Постановлении Правительства РФ № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», и она направлена на совместную работу проектировщика, заказчика и эксперта, то к государственной экологической экспертизе есть множество вопросов. Так, в законе отсутствует процедура взаимодействия проектировщика с экспертами в части предоставления откорректированной документации по замечаниям экспертов государственной экологической экспертизы, а сами замечания могут быть получены только при получении отрицательного заключения. Если в Главгосэкспертизе России работа осуществляется посредством АИС «Главгосэкспертиза», то при проведении государственной экологической экспертизы отсутствует специализированная оболочка по взаимодействию в электронном формате, а используемое облачное пространство при подаче документации через сайт Росприроднадзора не гарантирует безопасности интеллектуальной собственности. Наконец, непонятны требования к экспертам, уполномоченным проводить государственную экологическую экспертизу. Их квалификацию определяет начальник Росприроднадзора или регионального управления, тогда как в Главгосэкспертизе работают эксперты, аттестованные Минстроем России. При этом доля отрицательных заключений по итогам проведения государственной экологической экспертизы в 2020 году составила около 50%, тогда как по итогам работы Главгосэкспертизы России – всего 11%.
Еще один важный момент, на который обратил внимание спикер, - природоохранным законодательством Российской Федерации не установлен порядок определения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Как правило, он устанавливается с учетом сроков реализации объекта и составляет от трех до пяти лет, но положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу, как только в документацию вносятся изменения.
«Каким бы качественным ни был проект, Главгосэкспертиза внесет в него правки, и откорректированную проектную документацию нужно будет передать в Росприроднадзор для проведения повторной экологической экспертизы, и, значит, вновь проходить общественные слушания. Поскольку при повторной экологической экспертизе рассматриваются требования в области охраны окружающей среды, то после нее необходимо вновь направлять документацию в Главгосэкспертизу России. В результате возникает бесконечный повторяющийся процесс перемещения проектной документации между экологической экспертизой и Главгосэкспертизой России. По сути, застройщик стал заложником сложившейся системы», - рассказал Павел Павлов.
Представители ПАО «Гипротюменнефтегаз» предложили обратиться к правительству с законодательной инициативой о внесении в законодательство нормы о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации всех объектов капитального строительства аттестованными экспертами в рамках государственной экспертизы, проводимой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ по регламенту Главгосэкспертизы России и в сроки, не превышающие 42 рабочих дней.
Комментарии (0)