Такое заявление начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин сделал в ходе выступления на IV Всероссийском инженерном форуме «PROПРОЕКТ-2021».
«В отношении новых сводов правил, устанавливающих требования к системам пожарной сигнализации и установкам пожаротушения, правоприменительная практика у нас находится в стадии формирования. Тем не менее, тем не менее замечательно, что мы обсуждаем изменения сводов правил уже сейчас, до того, как наработан первый практический опыт, и у каждого сформировано собственное понимание «правильной» трактовки тех или иных требований, основанное на уже запроектированных или «проэкспертированных» объектах. Таким образом, сегодня, в условиях отсутствия такого опыта нам будет гораздо легче прийти к общему знаменателю при обсуждении спорных моментов», - отметил Александр Красавин.
С 1 марта 2021 года действуют своды правил СП 484.1311500.2020, СП 485.1311500.2020, СП 486.1311500.2020. Приказом Росстандарта они включены в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». С учетом особенностей действующего законодательства специалистам сегодня важно правильно определять, какая проектная документация должна быть выполнена в соответствии с новыми сводами правил, а на какую распространяются прежние требования, а также разобраться, на соответствие каким требованиям проводится оценка соответствия при экспертизе проектной документации.
«При разработке проектной документации специалист должен ориентироваться на две даты - дату выдачи градостроительного плана земельного участка или утверждения проекта планировки территории и планируемую дату захода на экспертизу. Если между этими датами прошло менее полутора лет, то в соответствии с Градостроительным кодексом РФ ориентироваться нужно на требования тех нормативных документов, которые действовали на момент выдачи ГПЗУ (утверждения ППТ). При поступлении на повторную экспертизу проектной документации, которая ранее получила положительное заключение, она оценивается на соответствие тем требованиям, которые действовали при первоначальной экспертизе. При этом следует учитывать, что застройщик или технический заказчик может включить в задание на проектирование положение о применении требований, вступивших в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы. В таком случае проектная документация должна быть приведена в соответствие с действующими требованиями в том числе новых СП, которые мы обсуждаем сегодня», - объяснил Александр Красавин.
Говоря о новых сводах правил в области пожарной безопасности, Александр Красавин отметил, что применение обновленных СП позволит специалистам исключить множество спорных ситуаций при подготовке проектной документации, более гибко подходить к проектированию и защите решений перед экспертами и надзорными органами.
Так, например, СП 484.1311500.2020 вводит своего рода люфт для всех конкретных численных параметров, установленных в стандарте, позволяя увеличивать их, но не более чем на 5 %. Кроме того, появился отдельный раздел, содержащий требования к автоматизации систем противопожарной защиты, определен перечень зданий, сооружений и помещений, подлежащих оснащению безадресными и адресными системами пожарной сигнализации.
Еще один обновленный свод правил, интересующий профессиональное сообщество, - СП 485.1311500.2020: он устанавливает, что при проектировании установок пожаротушения теперь допускается руководствоваться стандартами организаций при подтверждении положительными результатами огневых испытаний применительно к группе однородных объектов либо к группе однородной пожарной нагрузки. «Прежде при использовании СТО для проектирования установок пожаротушения проектные организации нередко прибегали к разработке специальных технических условий. Теперь же мы рассчитываем, что таких случаев будет меньше. Так же к положительным моментам следует отнести требование свода правил, предоставляющее более широкие возможности для размещения насосных станций пожаротушения. Ранее выполнить требования СП 5.13130 в этой части было не всегда возможно в связи с особенностями объемно-планировочных и конструктивных решений объектов», - напомнил эксперт.
В СП 486.1311500.2020 включено и требование о необходимости защиты установками пожаротушения и пожарной сигнализации технических помещений категории «В4» в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2, что позволяет обнаружить и ликвидировать пожар на ранних стадиях в помещениях с небольшой пожарной нагрузкой.
«Несмотря на в целом положительную реакцию на нововведения, уже выявлен ряд вопросов, требующих пояснения и обсуждения. Например, как на объектах нефтяных и газовых месторождений, где расположено большое количество зданий, сооружений и наружных установок малолюдной и безлюдной технологии (кустов скважин, насосных станций, различных технологических установок и так далее) с централизацией контроля и управления технологическими процессами в диспетчерских пунктах месторождений обеспечить сигнализацию и управление объектовыми СПА из пожарного поста, располагаемого в диспетчерском центре. В своде правил содержится требование, допускающее применение неметаллических труб при условии их соответствия пожаростойкости. С учетом того, что термин «пожаростойкость» не раскрыт в нормативных документах, могут возникнуть сложности с его применением», - заметил Александр Красавин, обозначив ряд других сложных вопросов.
Так, СП 485.1311500.2020, как и СП 5.13130, допускает, что при пожаротушении можно не отключать вентиляционные установки, обеспечивающие безопасность технологического процесса в защищаемом помещении, при условии выполнении расчета с учетом потерь огнетушащего вещества из-за работы вентиляционных установок. В методиках, которые приведены в приложении к своду правил, эти критерии отсутствуют. В сводах правил сохранилось требование по оборудованию установками пожаротушения всего здания, если площадь помещений, подлежащих оборудованию установками пожаротушения, составляет 40% и более. Это приводит к необходимости оснащения установками пожаротушения помещений, для которых по отдельности установки пожаротушения не требуются, и в итоге отрицательно влияет на эффективность и оптимальность реализуемых проектов.
Также пункт 4.7 СП 486.1311500.2020 устанавливает, что защита наружных установок с обращением взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов установками пожаротушения и пожарной сигнализацией определяется нормативными документами по пожарной безопасности. При этом для ряда отраслей промышленности такие требования содержатся только в ведомственных, в том числе устаревших, документах (ВУПП, ВСН, ВУП СНЭ, СТО, ВНТП, РД), а для отдельных отраслей требования к системам противопожарной защиты наружных установок не установлены. Это также создает значительные сложности в работе специалистов при проектировании систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения.
««В заключение еще раз обращу внимание на необходимость подготовки по результатам сегодняшнего мероприятия соответствующих материалов, своего родасвода разъяснений от разработчиков в отношении тех требований, которые, возможно, сформулированы не совсем однозначно и допускают различные трактовки. Что это будет? Возможно, методические указания или справочное пособие по применению вновь введенных сводов правил. Вероятно, где-то потребуется корректировка принятых документов. Главное, чтобы специалисты не остались один на один с новыми требованиями и имели возможность опереться в своей работе на соответствующие документы и материалы. Это позволит им разговаривать друг с другом на одном языке и быть уверенными, что предусмотренные в проектах решения не будут оспорены ни в экспертизе, ни на строительной площадке», - заявил Александр Красавин.
Комментарии (0)