В апреле этого года компания ESTIMA – первый отечественный производитель керамогранита – отмечает свое 20-летие. Суммарная мощность двух собственных производственных площадок компании составляет 15 млн м2 плитки в год. Компания ESTIMA поставляет свою продукцию более чем в 60 стран мира, имеет 24 представительства на территории РФ и 2 зарубежных филиала со своими логистическими центрами в Италии и США. В преддверии юбилея генеральный директор Александр Владимирович ФЕТИСОВ ответил на вопросы об истории компании ESTIMA, ее нынешнем состоянии, поделился своим видением перспектив рынка керамогранита.
Александр Владимирович, как начиналась деятельность компании, которую Вы сегодня возглавляете?
– Компании ESTIMA ведет свое начало с 2001 г. Тогда на российском рынке ощущался явный недостаток керамогранита. Мы первыми в нашей стране начали производить этот материал и первыми стали называть его керамогранитом. Вскоре этот термин прижился и используется до сих пор.
Изначально компания ESTIMA очень тесно взаимодействовала с итальянским предприятием Mirage – одним из родоначальников технологии изготовления керамогранита. Все самые передовые в тот период тенденции в сфере производства керамогранита мы осваивали с помощью итальянских коллег, а также сотрудничали с производителями технологического оборудования, благодаря которому простой керамогранит «соль-перец» со временем стал приобретать узнаваемые черты мрамора, гранита, доломита и т.д.
Эти контакты помогли развитию компании. В 2004–2005 гг. компания ESTIMA модернизировала свой завод в подмосковном Ногинске, позже в 2010 г. было приобретено второе предприятие в Самаре. При этом мы не только наращивали производственные мощности, но и постоянно совершенствовали технологии производства керамогранита. Технологические инновации внедряются и сегодня. Такая политика вызвала доверие потенциальных покупателей к продукции ТМ ESTIMA®. Недаром миссия нашей компании – «Лидерство, основанное на доверии!».
Начиная с 2010 г.в России один кризис следовал за другим. Как удалось сохранить компанию в этой непростой ситуации?
– Во-первых, мы обратились к рынку фасадов. В столице в то время действовала программа «Московские фасады». Многие застройщики открыли для себя керамогранит как прекрасное средство декорирования зданий и защиты их конструкций от внешних воздействий. Кроме того, отделка фасадов керамогранитом менее трудоемка в сравнении со штукатуркой. Керамогранит отличается большей долговечностью и работы с ним можно проводить вне зависимости от сезонных капризов погоды.
Во-вторых – стройки в Москве никогда не останавливались даже в самые трудные периоды для экономики. Могли снизиться темпы строительства, но оно продолжалось. От нас лишь требовалось увидеть тенденции, обозначившиеся в стройкомплексе. Одним из таких магистральных направлений стали вентфасады, облицованные керамогранитом, и в этой сфере до сих пор не наблюдается признаков стагнации.
Конечно, появились конкуренты, что естественно для любого рынка. В этой ситуации мы сделали ставку на расширение цветовой палитры керамогранита ТМ ESTIMA® и снова не прогадали. Сегодня среди застройщиков чрезвычайно популярны полихромные фасады. Более того, мы освоили технологию получения любых изображений на поверхности керамогранита. Это могут быть даже репродукции полотен известных художников. Такая плитка не меняет своих визуальных свойств со временем. Краски не выгорают, не разрушаются при воздействии атмосферных явлений. Из плитки, декорированной по данной технологии, можно собирать на фасадах эффектные панно.
В чем Вы видите конкуренцию для Вашей компании?
– Она проявляется не в сфере производства плитки, а в ее использовании на конкретных объектах. Например, в прошлом году, в кризисной ситуации, связанной с пандемией, многие застройщики начали применять дешевую облицовку, что не лучшим образом отразилось на внешнем облике объектов строительства и их эксплуатационных свойствах.
К сожалению, не все застройщики могут отличить хороший керамогранит от низкосортного, с производителями которого очень трудно конкурировать в части ценовой политики. Это, безусловно, негативная тенденция. Дело в том, технологии компании ESTIMA изначально были ориентированные на выпуск только качественного керамогранита, с очень высокими декоративными свойствами.
Следовательно, мы не можем изготавливать для России дешевый керамогранит, а для европейского рынка – тот, что соответствует высшим мировым стандартам.
Вообще конкуренция подобна спорту: интересно состязаться с достойным противником. Компания ESTIMA поставляет свою продукцию более чем в 60 стран мира. Наша продукция вышла на международный уровень, что предполагает конкуренцию только в секторе дорогого качественного керамогранита. Вот почему настоящие конкуренты для компании ESTIMA – это хорошо зарекомендовавшие себя итальянские и испанские производители. Конкуренция с ними – мощный стимул к постоянному технологическому развитию. В этой области наша компания всегда была первой в России.
Что, помимо выпуска качественной продукции, отличает компанию ESTIMA?
– Прежде всего, компания ESTIMA – российский производитель, что позволяет нам опираться на отечественную сырьевую базу, избегать таможенных расходов применительно к внутреннему рынку, и как следствие, получать определенное преимущество в части ценообразования.
Далее – мы столкнулись с ситуацией, которая потребовала смены парадигмы в отношении клиентов. Если раньше компания была ориентирована в основном на оптовых покупателей – дистрибьютеров и дилерскую сеть, то теперь мы ведем борьбу за каждого единичного потребителя.
Представьте, человек пришел в торговую точку, где он видит образцы керамогранита нескольких производителей. Наша задача состоит в том, чтобы он выбрал продукцию именно ТМ ESTIMA®. Возможный способ ее решения – предложить розничному покупателю не просто имитацию камня или древесины, а керамогранит внешне не отличимый от природных материалов не только по визуальным свойствам, но и по тактильным ощущениям. Здесь мы видим большой потенциал в части совершенствования технологий производства глазурованного керамогранита. Это одно из направлений инвестиционной политики, реализуемой нашей компанией.
Кроме того, обращение в сторону единичного покупателя потребовало установления контактов с торговыми предприятиями, занимающимися розничными продажами. В этой сфере немало своих особенностей. Например, покупатель приобрел небольшое количество плитки, которая выпускалась несколько месяцев тому назад. Через неделю ему понадобилось купить еще две-три такие же плитки, и они не должны отличаться по тону и цвету от приобретенных ранее. В этом смысле нам есть над чем поработать.
Как прошедший год отразился на деятельности компании? Какие он принес изменения, что осталось в прежнем виде?
– Из того, что сохранилось без изменений, – наше производство. Мы не останавливали выпуск своей продукции. При этом постарались максимально сократить расходы. В период пандемии, видимо, так поступали все производящие предприятия. В целом, компания достаточно уверенно прошла 2020 г. Не было отмечено каких-то острых кризисных явлений. Удалось сохранить фонд заработный платы для персонала, у нас нет никаких задолженностей перед сотрудниками. Важно, что компания не прекращала инвестиционную деятельность. В частности, это касается вложений в новое оборудование для производства крупноформатной плитки на заводе в Ногинске. Наверное, это главные итоги прошедшего года.
Вместе с тем, не покидало ощущение тревоги, потому что любое производство связано со скоплением на предприятии большого количества людей. Потребовалось организовать работу так, чтобы производство продолжало действовать, а заболевших было как можно меньше. Нам это удалось.
Возникли некоторые трудности с поставками расходных материалов и запчастей к оборудованию из Европы. Например, в Италии из-за разразившегося там кризиса многие предприятия просто остановились. В таких условиях пришлось искать новые пути взаимодействия с партнерами. Кроме того, потребовалось решать проблемы с логистикой, потому что европейские страны закрыли свои границы. Думаю, все это будет доведено до логического завершения летом 2021 г.
Повлияла ли пандемия на стоимость керамогранита ТМ ESTIMA®?
– Продукция некоторых производителей керамогранита подорожала на 10–12 %, у нас этот показатель в два раза ниже.
Повышение цен на керамогранит ТМ ESTIMA® связано с некоторыми внутрироссийскими обстоятельствами, которые привели к увеличению стоимости энергоносителей. Я никогда не понимал, почему страна, производящая и экспортирующая огромное количество энергоресурсов, практически ежегодно поднимает на них цену для своих же потребителей?
Грузовые перевозки – отдельная тема. Если Россия в части экономики собирается конкурировать с другими странами, то почему наши производители должны нести убытки, перевозя сырье или продукцию на огромные расстояния? Да, государство делает попытки поддержать бизнес, речь идет о многих миллиардах рублей, но мы пока этого в полной мере не ощутили. Хочется надеяться, что заявленная программа поддержки товаропроизводящих предприятий, особенно экспортеров, таких как наша компания, начнет работать в полную силу.
Еще одна причина подорожания продукции ТМ ESTIMA® – увеличение стоимости евро и доллара на 20%. Мы были вынуждены компенсировать это за счет внутренних ресурсов, поскольку импортируем некоторые сырьевые компоненты и оборудование. С другой стороны, мы экспортируем продукцию на фоне многократного увеличения транспортных расходов. Вот пример: стоимость доставки керамогранита в США, где открыто представительство компании ESTIMA, равняется затратам на его производство. Чтобы компания оставалась конкурентоспособной, приходится проявлять много изобретательности. Вот в такой непростой ситуации мы ждем от государства обещанной помощи.
Как в компании решаются кадровые задачи?
– В советское время государство большое внимание уделяло подготовке рабочих кадров. Действовали ПТУ, обслуживавшие целые отрасли. А еще можно вспомнить о том, как в СССР пропагандировался труд рабочих, каким престижным он считался.
Сейчас от этого мало что осталось. Правительство призывает представителей бизнеса взять в свои руки все, что касается кадровой политики. Я не против, даже пытался в Ногинске, в одном из местных колледжей организовать подготовку будущих специалистов по специальности «Керамист широкого профиля». Нам нужны прессовщики, обжигальщики, представители других рабочих профессий. Кадровый дефицит на наших предприятиях составляет 20%.
Однако, при всех моих усилиях, в числе которых общение с родителями, выступления в прессе и на телевидении, организация экскурсий для старшеклассников на заводы, не удалось набрать группу даже из 5 человек. Оказывается, сегодня рабочая специальность – это нонсенс!
Хочется, что бы Правительство как-то повлияло на увеличение притока на производство молодых рабочих. Что касается дальнейшего обучения персонала, повышения профессионализма, создания безопасных и комфортных условий труда, то это уже задача работодателей.
Каковы на Ваш взгляд перспективы российского рынка керамогранита?
– Из позитивных тенденций хочется отметить то, что отечественные производители строительной керамики стимулировали сырьевой рынок России. В результате мы отказались от ввоза многих сырьевых компонентов из-за рубежа. Думаю, что движение в этом направлении будет сохраняться, продолжится поиск новых более интересных сырьевых предложений.
Второй важный аспект – безусловное развитие импортозамещения в части некоторых компонентов керамической продукции – пигментов, глазурей и т.д. Все это очень важные условия присутствия на рынке и сохранения ценовой политики в отношении конечного покупателя.
Кроме того, обращает на себя внимание устойчивая тенденция к расширению сферы применения керамогранита. Сегодня это не только фасады и отделка пола, но и мебель, изделия сантехнического назначения. Дизайнеры и архитекторы начали активно применять в интерьере крупноформатный керамогранит.
В продолжение темы хотелось бы отметить новинку этого сезона. Мы освоили выпуск крупноформатного антибактериального керамогранита. Многие не верили, что такое возможно, ведь керамогранит в процессе производства подвергается обжигу при температуре 12000С. За подтверждением анитибактериальных свойств пришлось обратиться в Ростехнадзор и другие организации, занимающиеся подобными исследованиями.
Параллельно экспертизу в этом направлении проводили соответствующие структуры в Италии. В результате сейчас на выходе два документа, содержащих официальные научные (не маркетинговые!) подтверждения антибактериальных свойств нашей новой продукции. Таким образом, данный материал из декларированного превратится в сертифицированный. Появление отделочных материалов, способных подавлять жизнедеятельность вирусов и бактерий – еще одна тенденция современного рынка.
Из других перспективных направлений следует отметить совершенствование декоративных свойств керамогранита, чему способствует постоянное развитие технологической базы. Это бросается в глаза при сравнении современной продукции с тем, что выпускали 20–30 лет тому назад.
Думаю, что процесс повышения эстетической привлекательности керамогранита за счет получения новых визуальных эффектов будет продолжаться и набирать обороты. Есть обоснованная надежда на то, что керамогранит никогда не будет вытеснен с рынка металлом или пластиком.
Что бы Вы пожелали всем участникам бизнес-процесса – партнерам, конкурентам, представителям госорганов?
– Хочется более тесного взаимодействия с коллегами для совместной выработки нормативных документов, лоббирования на правительственном уровне интересов отечественных производителей на фоне конкуренции с импортерами. Все хорошо помнят, как появлявшаяся на нашем рынке дешевая китайская продукция, по сути, убивала целые отрасли отечественного производства. Не менее важно объединяться для определения взаимоприемлемых правил внутренней конкуренции, без которых в бизнесе нельзя существовать. В остальном – от души желаю всем успехов во всех делах и начинаниях!
_______________________________________________________________________
Об А.В. Фетисове
По образованию – энергетик. Около 10 лет работал на добыче хромовой руды.
В советское время участвовал в строительстве горнодобывающего комбината в Казахстане.
Там же приобрел первый опыт взаимодействия с итальянскими партнерами.
С 1998 г. руководил различными бизнес-структурами, составившими впоследствии костяк компании ESTIMA.
В 2010 г. встал во главе завода в Самаре. Вывел предприятие на уровень внутренних стандартов компании ESTIMA.
С 2014 г. возглавляет все подразделения, входящие в состав компании.
Комментарии (0)