Известный призыв Ж.Ж.Руссо «Назад, к природе!» сегодня заиграл новыми гранями, обрел неожиданный подтекст. О наметившемся ярком тренде в проектировании и строительстве загородного жилья мы поговорили с известным сторонником «зеленой» архитектуры Александром Ремизовым, руководителем арх-мастерской Remistudio, Членом правления Союза Архитекторов России и Председателем Совета САР по экоустойчивой архитектуре, разработчиком национальной Системы сертификации экоустойчивых зданий и поселений.
– Какое-то уныние, растерянность и метания сегодня наблюдаются в обществе, Александр Николаевич, не находите? Ковидная реальность вносит жесткие коррективы в планы людей. Многие из тех, кто устремлялся в Москву и другие крупные города РФ в погоне за карьерой и большими зарплатами, вдруг «развернулись в полете» и устремились в родовые вотчины… Что происходит?
–Тенденции наблюдаются очень интересные и, на удивление, позитивные. Дело в том, что прямо сейчас, на наших глазах, происходит великая революция в отношениях человека и окружающей среды, причем на всех уровнях, во всех социальных стратах.
В пригородах и сельской местности эпидемиологическая нагрузка, разумеется, меньше, чем в городах с большой плотностью населения, поэтому вполне логично, что люди ищут Убежище.
Сегодня природа, в контексте ситуации, стала великой ценностью, не измеримой никакими деньгами. Те, кто прежде ездил на старую дачу в СНТ или в деревенский дом, унаследованный от предков, на шашлыки, вдруг затеяли глобальные ремонты, энерго и денежно-затратные перестройки «родовых поместий», с прицелом на круглогодичное в них пребывание.
Граждане с большими бюджетами снесли ветхие постройки на шести сотках, прикупили соседние участки и начали строить на них современные, эргономичные дома для постоянного проживания. Людям захотелось жить в безопасном, экологичном, тихом месте, любой ценой. Уверен, этот тренд в ближайшие годы будет только усугубляться.
За последние два года заметно расширился функционал загородной среды. Окружающие ландшафты вдруг перестали быть доступным и бесплатным приложением к жизни горожанина, как мы привыкли, учитывая просторы России. Природа стала роскошью.
В Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и других крупных городах зеленые дворы, аллеи, парки сегодня поднимают, капитализируют стоимость жилья на 30-50%. Природные красоты в стране сохранились, их много, но они в сильном удалении от цивилизации, а современный, рафинированный человек уже не может жить в сильном отрыве от обустроенных территорий: ему нужны не только зеленые насаждения на участке, близость леса, водоемов, но и привычные блага прогресса: учебные, медицинские, спортивные, развлекательные учреждения, точки общепита, очаги культуры, благоустроенные дороги. Поэтому стоимость объектов и стоимость земли в зеленых пригородах продолжают расти заметными темпами. И люди с аналитическим складом ума понимают, что надо успеть застолбить территорию.
– Но рынок же быстро приспособится к таким изменениям? Значит, в скором времени уже появятся в продаже небольшие, уютные дома для разных «удаленщиков»: главбухов, дизайнеров, журналистов, руководителей компаний, а также дворцы для «состоятельных господ», но с новым, скорректированным к реальности, функционалом, а инфраструктура потом подтянется?
– Состоятельные господа на то и состоятельные, что имеют возможность заказать архитектору собственный, уникальный дом, не довольствуясь типовыми проектами. Не исключено, что новое поколение наших богатых людей начнет постепенно отказываться от бильярдных, пафосных актовых залов и просторных столовых, рассчитанных на сотню гостей, в пользу более рационального зонирования пространства. Ведь в построенных сегодня домах, с большой вероятностью, предстоит жить также их детям и внукам, без возможности с легкостью уехать за границу (помним про ковидные ограничения). У людей должно проснуться уважение к природе.
Что касается работы архитектора, то в процессе проектирования нового дома очень важно найти баланс между необходимостью обеспечить каждого члена семьи заказчика комфортным пространством для жизни и требованиями рациональности, сохранения природы, здравого смысла.
Меняются времена, эволюционируют требования к жилью и окружающему ландшафту.
На самом деле, сейчас мы стоим на пороге больших перемен. А с учетом мирового тренда на устойчивую архитектуру, вкупе со сложившейся экономической, политической и эпидемической ситуациями, у вдумчивых архитекторов и их продвинутых клиентов сегодня появилась реальная возможность улучшить архитектурный ландшафт России.
Лучше меньше, да лучше
– Всех заказчиков, которые к нам сегодня приходят, мы стараемся убедить не строить большие частные загородные здания на огромном пространстве.
Первая причина – экономическая. В обозримом будущем содержание крупных, дорогих объектов сильно подорожает: стоимость электроэнергии, газа, охраны, все-сезонного ухода за территорией и прочих систем жизнеобеспечения возрастет в разы. Вторая – будет непросто обеспечить безопасность жильцов на большой территории. Третья – дорогие объекты на больших участках уже сейчас мало ликвидны (их будет все сложнее продать).
При обсуждении нового проекта с заказчиком мы всегда идем от ландшафта, изучаем, что находится вокруг: на какие стороны света должны выходить окна, какие пейзажи окружают участок, есть ли поблизости соседи, словом, стараемся извлечь максимум из конкретной локации. Каждое большое, красивое дерево (сосна, дуб, береза), ручей, холм, валуны – уже жемчужины в диадеме объекта, бесценный дар природы. Недаром же в прежние времена опытные зодчие строили дворянам усадьбы с бельведером (буквально: «прекрасный вид») – речь о лёгкой постройке на возвышенности, позволяющей с удовольствием обозревать окрестности, или небольшой надстройке над зданием.
Японский подход к благоустройству
– Словом, ваша задача, как профессионалов – раскрыть потенциал местности. Как это все происходит на практике?
– Для человека всегда было важно природное окружение. Он неразрывно связан с растительным миром и миром фауны, с красотой ландшафта изначально, через традицию рода, через какой-то архаичный, и в то же время неубиваемый временем био-интернет, паутину генетической памяти предков. Отсюда эта тяга жителей мегаполисов к гулянию в парках, лесах, страсть к эко-туризму... Горожанин выезжает на природу, прикасается к своим корням, просто вдохнув свежий воздух, ароматы разнотравья, радуясь птичкам на ветке, рыбкам в пруду, звенящему на ветру листу осины, удивляясь просторам, когда взгляд не упирается в стены...
Культура и природа по-прежнему тесно взаимосвязаны. Более того: природа – безусловная и наиважнейшая часть культуры. Наше существование настолько комфортно, насколько комфортна наша среда обитания. Люди едут в города за деньгами, но быстро становятся обескровлены индустриальной средой.
Японцы вот, в силу ограниченности территории, очень трепетно относятся к каждому сантиметру местности. Неплохо бы и нам перенять это подход в месту обитания.
Палку в землю вбить – уже насилие над землей, понимаете? Поэтому мы, в рамках проектирования, стараемся действовать мягко. И форма дома, и его конфигурация выстраиваются из заданных параметров коммуникации: с минимальным насилием над местностью, отсутствием загрязнения окружающей среды.
Заказчикам кажется удивительным в итоге, что наш подход к сбережению природы становится выгоден еще и финансово. Экоустойчивый дом будет экономить энергию и бюджеты владельца на всем жизненном цикле здания. Разумеется, мы всегда исходим от пожеланий заказчика, его бюджета и требований гармонии. Ищем genius loci – Гения Места. Архитектурное сооружение, будь то отдельный дом или поселок, должно стать мощной точкой притяжения местности.
– Александр Николаевич, приведите, пожалуйста, примеры проектов, реализованных вашим арх-бюро в русле «зеленой» философии?
– Мы проектируем как частные коттеджи, таунхаусы, так и малоэтажные жилые комплексы. Энергоэффективные дома не только красиво и естественно смотрятся в ландшафте – они удобны для жизни. Большие окна дают много света, а свет необходим человеку для хорошего настроения, бодрости, отличного самочувствия. Живописный вид из окна, тишина, много кислорода, звуки и ароматы природы – все настраивает на гармонию и позитивное восприятие мира.
Живущий за городом человек порой даже не замечает, как становится частью экосистемы: больше времени проводит на улице, даже если просто сидит на веранде… Пространство приглашает его к диалогу: выходи, поиграем, погуляем, пообщаемся)) В свою очередь, архитектор делает все для того, чтобы это сближение с лесом, полем, рекой стало у клиента жизненной потребностью.
Определившись с расположением дома и других построек на местности, следующим шагом продумываем внутренние планировки и интерьерные решения, по желанию заказчика полностью выполняем дизайн интерьера с подбором мебели, всех, экологически чистых, отделочных материалов и фурнитуры (сантехники, электрики и т.д.).
С учетом непростой геометрии некоторых объектов, грамотно зонировать и меблировать пространство может только архитектор.
При проектировании экоустойчивого поселка «Агой-Парк» в Краснодарском крае мы вспомнили про планировки античных городов, когда дома на приморском склоне располагались по принципу амфитеатра. Каждый новый ярус – выше предыдущего, таким образом из любого здания открывается вид на море и эксплуатируемые кровли соседних домов с озеленением.
– Как на практике реализуются принципы экоустойчивости и ресурсоэффективности?
– Строительство поселка на площади в несколько гектаров должно вестись из местных природных материалов. При этом вынутый при строительстве грунт можно полностью использовать на участке при вертикальной планировке построек.
В нашем проекте здания имеют компактный объем и частично встроены в рельеф, что способствует повышению энергоэффективности. Станция тригенерации энергии (где источником служит пар) с КПД 95% будет использована для производства электричества, тепла и холода.
Отопление в зданиях будет происходить за счет теплых полов, а охлаждение – за счет холодных потолков.
Энергия, получаемая от земли, солнца и ветра, а также от тепловыделений людей и бытовых приборов будет учитываться в общем энергобалансе.
Все бытовые отходы будут собираться методом подземной вакуумной транспортировки в одном месте.
Сбор, фильтрация, очистка и накопление сточных вот будут происходить в искусственном водоеме для технических, противопожарных нужд и полива зеленых насаждений.
Зеленые кровли снизят и отфильтруют ливневые стоки. Максимально сохранятся все зеленые насаждения, существовавшие в ландшафте до начала строительства.
В заключение скажу, что «зеленое», устойчивое строительство – это и увлекательная реализация задуманного, и серьезная работа над будущим, с заботой о тех, кому предстоит жить после нас. Нам всем пора взять ответственность за свои деяния, и начинать надо с собственного отношения к природе, обществу и миру.
Обратная связь:
https://www.remistudio.org
тел +7 903 724 7009 / Whatsapp
Комментарии (0)