из стихотворения Бориса Пастернака
«Быть знаменитым не красиво…»
Александр Ремизов как художник и архитектор вошел в профессию на изломе ХХ и ХХI веков, когда мир вплотную приблизился к незнаемому.
Все менялось быстро: авторитеты и приоритеты, методы проектирования и технологии строительства, социальные программы и экологические ориентиры; раздвигались границы понятия творческая деятельность, на первый план выходит «креативность».
В такой период необходимо обладать созидающими способностями. Вспомним старинную поговорку: «Кто зиждет на сыпучем песке, не повершает». У Ремизова был твердая основа для реализации своих амбиций. Он объединил две свои изначальные компетенции в одну: художник-архитектор.
После художественной школы он окончил МАРХ, тем не менее, желание стать профессиональным художником не уходило. Будучи студентом, вместе с друзьями он участвовал в росписях стен общественных и частных зданий. Первой монументальной работой была роспись в столовой пожарной части в духе Анри Руссо. После окончания МАРХИ в 1983 году он стал искать и нашел возможность сотрудничать с художником-монументалистом.
Во время повального индустриального типового градостроительства второй половины ХХ века они занимались своего рода арт терапией, спасая человека от психологического дискомфорта, преобразуя облик общественных зданий рукотворными произведениями: мозаиками, витражами, росписями, цветными объемными композициями. Для зодчих, лишенных в те годы подлинного творчества, сотрудничество с художниками было своего рода отдушиной. Желание вернуть архитектуру в лоно искусств было самой обсуждаемой темой в профессиональной среде.
В этот период большое влияние на становление творческой личности Ремизова оказал выдающийся российский советский художник Андрей Владимирович Васнецов. (Он происходил из семьи знаменитых мастеров конца 19 – начала 20 века Васнецовых, был внуком Виктора Михайловича).
Именно Андрей Владимирович подтолкнул молодого выпускника МАРХИ к осознанию пространственно-конструктивных задач живописи. Этот импульс повлек за собой новый взгляд и на архитектурное творчество: на взаимодействие цвета и формы, на их взаимодействие с пространством, и в целом с окружающей средой.
Еще одна существенная грань их творческого общения - живое соприкосновение с традициями культуры Серебряного века. Что повлекло за собой более глубокое понимание архитектурно-художественных принципов русского модерна. В дальнейшем это оградило Ремизова от пристрастия к поверхностной стилизации, что в 1990-2000-е годы было повальным увлечением.
Совместная работа с Андреем Владимировичем Васнецовым длилась не один год, а общение до его смерти в 2009 году.
Началом сотрудничества стала работа над интерьерами нового здания Посольства Советского союза в Федеративной республике Германии (1985-1989). Это была комплексная задача: создать целостный образ из отдельных элементов, связав их по смыслу и по стилистики. Проектируя интерьеры представительских помещений, Ремизов занимался не только архитектурной частью. В его компетенцию входили эскизы мебели, декора потолка Большого зала приемов из объемной керамики, декора стен и потолка Малого зала приемов из дерева. А кроме того включение в общий контекст разных видов произведений изобразительного искусства. Предложения Ремизова во многом стали ключевым моментом в сложении образной структуры внутреннего пространства здания.
Еще одной знаковой работой стало оформление фасада инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, построенного в 1989 году (архитекторы Григорий Астафьев, Игорь Виноградский). В колористическом решении была продолжена линия Виктора Михайловича Васнецова - создателя фасада главного здания (1902). Использование фактурной неизобразительной керамики для фриза с введением цвета фасада, точные пропорции белого обрамления арок, металлические решетки и фонари - все эти элементы тактично соединили новый корпус с историческим зданием.
Еще были заказы на художественное решение фасада здания Третьяковской галереи на Крымской набережной, атриума здания МИСИ (сейчас строительный университет) и др. К сожалению, времена изменились, и эти проекты не удалось реализовать.
Рубеж тысячелетий ознаменовался прорывными технологическими достижениями и вывел на архитектурную сцену яркие фигуры: З,Хадид, Ф.Гери, Н.Фостер, Р.Колхас, Ж.Нувель, С.Калатрава и многих других. Состоялся парад удивительных сооружений, ярмарка тщеславия, как заказчиков, так и архитекторов. Зодчие нашей страны, переживавшей трагедию распада СССР, не были активными его участниками. Поздняя советская и пост советская архитектура не могла похвастаться неординарностью, она только входила в мир частных и корпоративных заказов. Тем не менее, общемировые тенденции не оставались незамеченными.
Участие в конкурсах помогли Ремизову сохранить творческий тонус. Архитектор Фрэнк Гери, в молодые годы друживший с художниками, позднее высказал такую мысль: «Я думаю, художественная выразительность - это кровь в теле коллективного сознания, так что новые идеи и реакции на срочные общественные нужды не единственное на что надо ориентироваться».
Фантазийные проекты Ремизова, опережающие реальные нужды, а иногда и технические возможности, стали существенной стороной его профессиональных интересов. Среди них отмеченные международным признанием «Отель Ковчег» - инновационное сооружение для жизни на воде и суше, «Open air» - рекреационная парковая зона, поднятая над городской застройкой - «оммаж» висячим садам Семирамиды, «Open fort 400» - многофункциональный комплекс-причал для Амстердама.
Надо заметить, что дома на воде - идея не новая. Давно функционируют поселки бедняков из лодок, состоятельных людей привлекла идея свободного перемещения по морям и рекам на шикарных яхтах. В рамках «ЭКСПО-2002» по швейцарскому озеру Муртен плавал павильон Франции архитектора Жана Нувеля. Отметились подобными экзерсисами на Венецианских биеннале современного искусства наши соотечественники: Георгий Франгулян со скульптурой «Лодка Данте» и Александр Пономарев с объектом «СубТициано».
«Отель Ковчег» - другое, это автономное, высокотехнологичное, биоклиматическое сооружение, прямая аллюзия ковчегу Ноя. Здесь прослеживается идея использования бионики в современной архитектуре при формообразовании и конструировании.
В проекте «Центр обучения» в Мытищах оживают наработки «зеленой архитектуры»: покрытые растительностью дома формируют климат как внутри, так и в окружающей среде.
Архитектурные концепции подобных «экоустойчивых» объектов Ремизов разрабатывает сам. Но с самых ранних стадий проектирования он ведет работу с привлечением специалистов высокого уровня из разных областей знаний: инженеров, технологов, ландшафтных дизайнеров, художников, экономистов, социологов и др. (Так в конкурсном проекте «Отель Ковчег» соавтором был академик Л.Н. Бритвин, который разработал систему энергообеспечения здания от альтернативных источников энергии). Такой метод обеспечивает интеграцию новейших технологий в форму здания. Функция архитектора при столь сложной коллизии - сродни дирижеру оркестра.
В основе проектов Ремизова лежат стратегия устойчивого развития цивилизации с учетом экологии и культуры, помимо экономики и инженерии. Это направление было закреплено в резолюции ООН еще в 1989 году. В 2000-х годах подобные воззрения становятся популярными, и постепенно овладевают мировой архитектурной мыслью, несколько охладевшей к экстравагантным порывам предшествующих десятилетий. Японский гуру Кишо Курокава считает, что философия архитектуры достаточно проста, ее можно определить так «.. симбиоз архитектуры и природы, человека и техники, одной культуры с другими культурами, исторического прошлого и будущего, массовое и элитарное в искусстве».
Каждая историческая эпоха ищет свои способы выражения, отвечающие ее стремлениям. Эрудит Ремизов следит за теоретическими и технологическими новациями, на практике же он склоняется к мысли Александра Родченко, высказанной еще в 1919 года о синтезе живописи, скульптуры и архитектуры в единую сущность - «ЖИВСКУЛЬПТАРХ».
В результате он создается впечатляющие образы новой реальности.
Для творческого кредо Ремизова архитектоническая целостность является доминирующей категорией. В триаде: функция, конструкция, эстетика - он добивается баланса их соотношений. В его понимании рождение архитектурного сооружение неотъемлемо от мышления художника.
Создаваемая им частная архитектура обладает интересным качеством, она не демонстрирует очевидное влияние изобразительных искусств. Пластика крыш, цветовые решения объемов, игра материалами, фактура поверхностей формируют облик здания. Одни могут ассоциироваться с особняками стиля модерн, других отличает строгий минимализм. Они разнообразны, как, очевидно, и их владельцы. Ремизов строит дом для жизни конкретного человека, конкретной семьи. Через архитектуру он «рисует» картину бытия.
Создание живописных полотен, черно-белой и цветной графики, акварелей для него столь же существенно, что и проектирование зданий. Трансляция художественной логики через тектонику композиционных элементов главная черта его живописных и графических произведений.
Ремизов углубляется в этот мир, чтобы сказать о нем свое слово.
Его привлекают городские пейзажи, природные ландшафты, интерьеры, натюрморты, портреты, жанровые сцены, фантазийные сюжеты. Он не ограничивает себя каким-либо одним предпочтением. Часто работы складываются в серии. Так он уточняет свои наблюдения, свои размышления, свои формально-художественные исследования.
Особенно это прочитывается в видах Москвы: набережная реки Яузы, ансамбль «Кусково», мост в Царицино, парк усадьбы Чернышевых, улица Солянка, Климентовский переулок и др. Человек присутствует как стаффаж, как масштабная единица. Образ создает сама композиция, ее построение: например, сложный рельеф набережной Яузы - через динамичные ракурсы, мрачноватой Солянки - через статику.
Портретная галерея, посвящена изображению близких людей. Варианты помогают добиться оптимальной выразительности композиции для передачи характера личности.
Можно выделить портрет жены с дочерью «Две Татьяны», отдельные портреты жены и дочери, портреты Субботиной, портреты архитектора Владимира Биндемана. Скупость цветовой палитр, лаконизм форм, минимум атрибутов наделяет персонажи вневременной значительностью.
Портрет Андрея Васнецова отличает удивительно точно схваченный облик художника, характерная для него поза (1990). Создается ощущение присутствия собеседника, с которым ведется неспешный разговор.
Целая серия посвящена изображению балерин, вспоминается Дега. Многие из композиций Ремизова на редкость эффектны: «Танец», «Балерина» (лежащая), «Сельфиды» (два варианта). Тема появилась из-за увлечения его дочери Татьяны танцевальным искусством. Она же - персонаж милых лирических зарисовок «Читающая», «Рисующая» и др.
Жанровые сцены пришли в творчество художника с конца 1980-х годов. Некоторые холсты по манере изображения ассоциируются с монументальной живописью. Таковы многофигурные композиции «В поезде» и «В кафе» (1988). В них обобщенность форм соседствует с повествовательностью сюжета. Фиксируется момент, трактовка которого лишена суетности, это остановившийся стоп-кадр.
По большей части колорит картин Ремизова построен на резких перепадах темных и светлых тонов. Иногда форма строятся так, как будто присутствует незримый источник резкого света: освещенный фрагмент и глубокая тень. Столкновение свойственное скорее гравюре на твердом дереве. Еще есть игра в «трехцветье», когда форма строится на оттенках трех основных красочных единиц. Как, например, в натюрморте с этажеркой (1989).
Оригинальны его колористические эксперименты, где он сочетает зеленый цвет с вкраплением розовых тонов. Это серия композиционных портретов: родителей жены («В своем саду»), дочери и жены на террасе («Читающие»), автопортрет с дочерью в парке («Воздушный шар»). Четкие силуэты фигур на нейтральном зеленом фоне, как символе лета. Причем манера изображения фигур и атрибутов разнообразна.
В творческой манере Ремизова прослеживается связь с пространственными и композиционными принципами построения произведений Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964). Многогранная личность выдающегося мастера ХХ века, как и его теоретические высказывания, оказали большое влияние на советскую монументальную живопись 1960-1980-х годов. В круг Фаворского входил Васнецов и ряд других московских художников-монументалистов, так что преемственность налицо.
Важно отметить, что упрощение форм, склонность к приданию им некоторой геометрической определенности не лишают произведения Ремизова жизни. Он «перелагает» свои впечатления на язык искусства, воспроизводит свою личную правду от внешнего мира.
Многочисленные путешествия со студенческих лет были для него источником познания. Поездки по Советскому союзу - территории народов, пересекающихся в своей истории с традициями обитателей всех четырех сторон света. Затем география расширилась, открылись глобальные возможности.
Художник-архитектор, он сохраняет свои многочисленные путевые зарисовки, будь то рисунки карандашом, или акварели. Вероятно, они не только напоминают об увиденном, но и наталкиваю на размышления: почему этот пейзаж, почему этот дом, почему этот ракурс? Свежий аналитически взгляд может приоткрыть ранее скрытое в глубинах подсознания, вдохновить на новое.
В 2020 году Ремизов создает несколько работ, которые навеяны образами античной Греции. Это мифы о Нарциссе и о Сфинксе. Выбор не случаен. Оба так глубоки по смыслу, что их интерпретация актуальна для наших дней. Как часто и здесь художник делает варианты.
Самолюбование Нарцисса ведет его к гибели, но его недуг кара богини судьбы Немезиды по просьбе отвергнутых Нарциссом женщин. Эдип отгадывает загадку Сфинкса, и тем самым его погубит. Но есть еще версия в сатировской драме Эсхила, где отгадывает сам Сфинкс и где оба ответа для него гибельны. В руке Силена птичка, он задается вопрос: «В руке мертвое или живое». Птичку можно оставить жить, а можно в мгновение свернуть шею.
В 2021 году появляется композиция «Былое и думы». На первый взгляд название отсылает нас к автобиографическому роману А.Герцена, написанному в середине 19 века. Но так ли это? На первом плане группового портрета персонаж (сам автор). Его поза вызывает в памяти скульптуру «Мыслитель» О.Родена, а может быть и персонажа из «Страшного суда» Микеланджело. За названием, за черно-белым колоритом картины скрыты собственные философские размышления.
Для интеллектуала Ремизова близка мысль Фаворского о двоякой задачи искусства: с одной стороны это познание действительности, а с другой оно организует действительность, реальное пространство пластическими формами. Найти цельность творчества и мира - идеал, его дорога к совершенствованию.
Марина Терехович,
Член общероссийской ассоциации искусствоведов
Комментарии (0)