Выступая на форуме PROпроект, главный специалист Отдела локальных экспертиз Северо-Западного филиала Главгосэкспертизы России Сергей Марченко предложил дополнить СП 484.1311500 по системам противопожарной защиты пояснительным методическим материалом. По мнению эксперта, это поможет исключить неоднозначные интерпретации требований свода правил, как со стороны проектировщиков, так и со стороны экспертов.
PROпроект – это ежегодный форум, на котором специалисты в области проектирования систем безопасности обсуждают практику применения и развитие отраслевых нормативных документов. В этот раз немало внимания было уделено СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования». Эксперт Главгосэкспертизы Сергей Марченко в своем докладе рассмотрел вопросы и сложности, которые выявляются при проведении экспертизы проектной документации на предмет соответствия требованиям данного свода правил.
«Первоочередным вопросом остается порядок выбора применения требований СП 484. Те требования, на соответствие которым мы проводим оценку проектной документации, определены частью 5.2 статьи 49 ГК РФ. Но с момента вступления в силу СП 484 требования Градостроительного кодекса все чаще не учитываются. Проектные организации сталкиваются с необходимостью корректировки проектных решений в процессе государственной экспертизы, что существенно влияет на сроки ее проведения», – заявил Сергей Марченко.
Докладчик рассказал, что в проектной документации все чаще встречается несоответствие предложенного типа систем пожарной адресной или безадресной сигнализации приложению А СП 484 для производственных зданий с учетом идентификационных признаков, указанных в задании на проектирование. Применение пунктов 18 и 22 СП 484 вызывает неоднозначные толкования требований в отношении производственных зданий, входящих в состав особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. Иногда идентификационные признаки указываются обобщенно: повышенный уровень ответственности, опасные производственные объекты. Это приводит к однозначному требованию по использованию адресной системы пожарной сигнализации всех зданий и сооружений, включая объекты основной технологии и вспомогательные объекты.
Также в проектной документации зачастую представлены решения по установке в помещениях пожарного поста с дежурным персоналом приборов контроля и управления системами противопожарной автоматики (СПА) без учета требований по защите кабельных линий от единичной неисправности. Проектировщик аргументирует это тем, оборудование устанавливается непосредственно перед дежурным персоналом. При этом пунктами 5.3, 5.6 СП 484 не предусмотрены случаи по использованию, например, нерезервированных линий. Возникают трудности и в части решений по трансляции сигналов состояния систем пожарной сигнализации для зданий с пожарным постом без круглосуточного пребывания дежурного персонала.
Особое внимание, по мнению спикера, необходимо обратить на особенности реализации требований СП 484 для протяженных линейных объектов и объектов, расположенных удаленно на труднодоступных территориях без присутствия постоянного обслуживающего персонала. Для таких объектов реализация требований СП 484 вызывает значительные технические сложности. При этом затраты на реализацию данных решений зачастую превышают ущерб, который может быть нанесен объекту в случае возникновения пожара. Поэтому в Главгосэкспертизе выступают за то, чтобы при внесении изменений в СП 484 учитывались особенности обеспечения данных объектов системой пожарной сигнализации.
«Дополнительно хочу отметить, что хорошим направлением развития СП 484.1311500 станет добавление пояснительного методического материала. Например, по аналогии с тем же NFPA 72, когда нормативный документ содержит как требования, так и развернутые пояснительные материалы по обеспечению выполнения требований в различных ситуациях или поясняющие материалы, как читаются указанные требования. Подготовка подобных материалов позволит выработать единые подходы при выполнении требований нормативных документов», – считает Сергей Марченко.
Комментарии (0)