Группа «Эталон» сделает ЗИЛ новой точкой притяжения

Стратегию комплексного развития территории южной части ЗИЛа - проект Shagal - представил в ходе Открытого диалога ««Полицентричное развитие города – необходимость или тренд городского развития» вице-президент по развитию Группы «Эталон» Максим Берлович. Мероприятие прошло в рамках выставки «Арх Москва».

a9fea0913a9940042d88faba8347658f.jpg

Центр любого российского города традиционно сосредотачивает в себе основные локальные функции: культура, коммерция, досуг, безопасность, управление. Такая нагрузка неизбежно приводит к транспортным проблемам и отсутствию качественного сервиса на периферии. Полицентричное развитие города позволяет часть значимых функций вынести за пределы центра, образуя тем самым своеобразные субцентры.

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, таких центров в столице будет несколько: Большой Сити, Лужники, Северный речной порт, Южный порт, Рублево-Архангельское, Сколково и Коммунарка. Проект Shagal Группы «Эталон» должен стать для москвичей новой точкой притяжения, входящей в состав района «Южный порт».

По словам Максима Берловича, территория Южной части ЗИЛа, реновацией которой будет заниматься девелопер, составляет 109 га, это одна пятая часть всей земли бывшего завода, где будет построено примерно 1,5 млн кв. м недвижимости.

«Перед нами стояла задача, в первую очередь, осознать масштаб такого проекта, которому уже 12 лет, и у которого еще в 2017 году был утвержден ППТ, – рассказал Максим Берлович. – И мы задали себе вопрос, достаточно ли этого документа, чтобы проект выдержал испытание временем».

00dcebafd210c16c196d5ad87b5601a5.jpg

По его словам, девелоперам и городу необходимо правильно организовать пространство этого района, потому что на сегодняшний день данная территория полностью выключена из экономики города, по сути, парализована. На ней нет ни больниц, ни культурных центров, ни театров, ни библиотек. Ее обходят транспортные маршруты.

К работе над стратегией развития было привлечено 13 команд. Несмотря на утвержденный ППТ, разработчики обратились в Москомархитектуры и предложили актуализировать проект.

«Основная идея, которой мы все горели, – дать территории больше, чем мы у нее забираем, – продолжает Максим Берлович. – Потому что у этого места есть важная историческая память. Мы проводили большое количество интервью с ветеранами ЗИЛа, понимали, что речь идет не только о промышленном наследии, но и об истории жизни людей. Нам важно было подумать над тем, как с этим свяжется развитие территории в следующие сто лет».

Девелоперы выработали три принципа развития. Во-первых, они поставили перед собой задачу сохранить историческую память места. Во-вторых, необходимо было мотивировать жителей проводить больше времени в районе, пользоваться зонами рекреации и местами проведения досуга. Наконец, проект должен сделать важный вклад в устойчивое развитие города с точки зрения экологии, ревитализации территории.

Строить «Эталону» нужно будет не на пустом месте. Рядом с ЗИЛом власти Москвы проведут реконструкцию 20 км набережной, есть станция МЦК, строится ТПУ. Но для того чтобы усилить создаваемые связи, в районе «Эталон» построит новые объекты, например, центральный парк, который свяжет уже существующую Тюфелеву рощу и вновь создаваемый парк у железной дороги, будут проложены новые маршруты.

«В границах жилой застройки мы располагали дома так, чтобы выделить место для создания исключительно пешеходного маршрута через всю территорию и подкрепляли его городскими площадями разного масштаба, – говорит вице-президент группы. – Площадь большого размера расположится в центральной части, площадки меньшего – на набережной и вблизи Затона Новинки».

524ddf59c83c410a8a82d27cde216044.jpg

Помимо основного каркаса, продуманы различные маршруты, чтобы сделать территорию проницаемой и увеличить возможные способы передвижения внутри района: для пешеходов, микромобильного транспорта, авто. И только после того, как эта работа была сделана, участки передавали в работу архитекторам, чтобы те занимались «посадкой» зданий.

В результате доработки ППТ была продумана новая логистика. Приоритет в районе будет отдан пешеходам, важной составляющей также станут мультимодальность, доступность общественного транспорта и микромобильность. Например, линию вдоль Затона Новинки полностью удалось согласовать свободной от автомобильного транспорта. Это создаёт пространство уникального качества, потому что затон связан через набережную Марка Шагала с большой набережной Москвы-реки. Такой комфортный выход к воде говорит о качестве создаваемого жилья и о перспективном развитии затона.

Следующий важный параметр – функциональное зонирование. Девелоперы понимают, что проект будет развиваться более 10 лет, и хотят, чтобы с первых же очередей в районе «началась жизнь», и необходимые для жителей социальные и коммерческие объекты находились в шаговой доступности. «Если говорить о 15-минутном городе, мы ставили перед собой задачу придумать хороший клиентский опыт, чтобы эти 15 минут для жителей стали прогулкой», – отметил Максим Берлович.

Одной из самых сложных работ стало благоустройство территории. Над ним работало пять бюро. «Мы хотели создать уникальное настроение во всем районе, чтобы каждая улица имела свой характер, а у людей было максимально возможное разнообразие выбора сценариев перемещения, - продолжает спикер. – Люди будут здесь жить не просто в ЖК, а на конкретной улице, которая отличается своим характером».

В проекте есть театральная улица, где преобладают элементы декора, отзывающие к теме театра, есть более футуристичный дизайн, есть места, куда можно просто прийти и встретиться с друзьями. Индустриальная улица поддерживает историческую память места, есть исключительно московские решения, которые связывают проект с остальной столицей. Отдельная команда работала над символикой, чтобы навигация отражала удобство пользования всей территорией.

35891a1a3fe364e70a67c23631a2edfd.jpg

«Важно, чтобы люди, которые купили квартиру, с первых же дней почувствовали связь с местом, – подчеркнул Максим Берлович. – Мы придумали различные активности, которые стимулировали бы развитие добрососедских отношений, исследование района».

По его словам, связь с территорией будет отражена в различных артефактах, которые аккуратно интегрируются в архитектуру и в благоустройство: отдельные МАФы, брусчатка, которую обнаружили при демонтажных работах, символика ЗИЛа.

Также девелоперы проработали вопрос эко-реабилитации района, где будут высажены растения, которые максимально подходят для данной местности. В результате более 40 га, почти половина всей территории, будет выделена под общественные пространства, что не только улучшит район, но и сделает важный вклад в развитие города.

По словам вице-президента «Эталона» по Московскому региону Дмитрия Володина, проект Shagal – не первая попытка компании по комплексному развитию территорий. Два проекта уже реализованы в Санкт-Петербурге, крупные комплексы реализуются в Омске и Екатеринбурге. «Shagal – это новое лицо группы «Эталон», весь положительный опыт, который получен при создании концепции этого проекта, мы применяем и на других территориях», - подчеркнул Дмитрий Володин.

Также он отметил важность того, что в Москве строительство группы идет параллельно с развитием остальной городской инфраструктурой.

«Нам очень повезло, что наш комплекс Voxhall, например, находится рядом с территорией Павелецкого вокзала, где город запустил реализацию крупнейшего проекта благоустройства, – заявил вице-президент компании. – Без участия Москвы окончательного успеха было бы невозможно добиться, потому что такие территории становятся для горожан серьёзными точками притяжения».

Евгений Горчаков

Комментарии