Архитектура в мире: Судан.

Подпишитесь на канал

Архитектура Судана, страны, расположенной в северной части Африканского континента, южнее Египта, помимо древней истории отражает его культурное и географическое разнообразие. Благодаря археологии мы знаем, что еще в 8000 году до н.э. на его территории в долине Нила оседлый образ жизни уже вели группы людей первобытной неолитической культуры, населявшие укрепленные деревни, где они промышляли охотой, рыбной ловлей, сбором зерна и выращивание скота. Однако от этих деревень и их архитектуры ничего не осталось. Чтобы найти первые следы архитектуры этой африканской страны, мы должны вернуться в 1860 г. до н.э.

Архитектура древности в Судане

Считается, что именно в это время, в середине XIX века до нашей эры, произошло строительство древнего города Бухен и его крепости, недалеко от современного Вади-Хальфа, в Северном штате Судана. Его укрепление включало ров трехметровой глубины, разводные мосты, бастионы, контрфорсы, стены и бойницы. Крепость Бухен в настоящее время находится под водами озера Насер, поэтому ее можно увидеть только на старых фотографиях и иллюстрациях, реконструирующих ее.

24fdfe8fe521f3c8e49a6f04c919e113.jpg

fe677f09dd9abf41e08b05dd647d01da.jpg

Архитектура царства Куш

Следующая архитектурная веха в Судане приходится на период между 950 и 350 годами до н. э., когда древняя территория тогдашней Нубии была разделена на две большие области: Вават на севере, до границы второго порога реки Нил, и Куш на юге, между ней и местом слияния Голубого Нила и Белого Нила, который соответствует в настоящее время северному Судану. В это время возникло Царство Куш. Богатое сырьем и золотом, это царство пережило острые споры между египтянами и нубийцами. Фактически, несколько монархов из Царства Куш правили более века как фараоны своим северным соседом, Египтом. Вот почему остатки архитектуры того времени, которыми мы можем восхищаться сегодня, имеют заметное египетское влияние.

Из древнего города Нака до нас дошли образцы монументальной архитектуры, посвященные древним божествам Амону и Апедемаку. Храм Амона, основанный царем Натакамани, построенный из песчаника, состоит из гипостильного зала и внутреннего святилища или наоса. Доступ к нему осуществляется через внешний двор и колоннаду с баранами египетского влияния.

13697fd9d528e6b7db0f00b63d61fb10.jpg

Храм Льва, посвященный Апедемаку, богу-воину с головой льва, также имеет явное влияние Древнего Египта. Внушительные барельефы царя Натакамани (слева) и царицы Аманиторе (справа) обладают своей божественной властью над заключенными на пилонах главного фасада храма. По бокам возвышаются загадочные фигуры Апедемака, представленного в виде змеи с головой льва, выходящей из цветка лотоса. По бокам храма расположены изображения богов Амона, Гора и Апедемака в сопровождении царя. На северной стороне храма изображены богини Исида, Мут, Хатхор, Амесеми и Сатет. А на задней стене храма изображение бога-льва с тремя головами и четырьмя руками принимает подношения от царя и царицы.

11329a8749029b571e3cbd9cc4cbef4f.jpg

Рядом с Храмом Льва находится так называемый «Римский киоск» — небольшой храм, который представляет собой любопытное сочетание эллинистических и египетских элементов. Таким образом, в то время как вход имеет явное египетское влияние, с его порталом с перемычкой, по бокам видны колонны с коринфскими капителями и проемы в римском стиле с полукруглыми арками. При раскопках была найдена скульптура Исиды, богини материнства и плодородия, поэтому считается, что изначально храм был посвящен Хатхор, греко-римской транспозицией которой она является.

e2e790248b700398d4958e7821fc8d79.jpg

К другим уникальным остаткам древней нубийской архитектуры относятся загадочные сооружения, называемые деффуфа (древнее название домов из сырцового кирпича в Судане), из которых существуют только три экземпляра в тысячелетнем городе Керма. Построенные из глиняныхкирпичей, эти постройки имели несколько помещений, соединенных проходами. Точно неизвестно, для чего они использовались, хотя считается, что это были храмы. Деффуфа была главным зданием древнего города, в котором также были дворец и святилище. Окружающие его стены давали убежище примерно 200 домам с круглым основанием в самых старых из них или прямоугольным основанием в более поздние времена. Город также рос за его стенами, со все большим их количеством в окрестностях.

8b11f36c0b63517956a57049c0ad6517.jpg

Еще одним из древних нубийских царских городов является Мероэ, столица королевства Куш на протяжении многих веков. Пирамиды Мероэ высотой около 30 м строились как усыпальницы царей, цариц и высокопоставленных лиц Куша. Они были возведены между 300 г. до н.э. и 300 г. н.э. Древнейшей из пирамид Мероэ является гробница царя Аракамани (Эргамена I), правившего около 280 г. до н.э. C. Архитектурные остатки Мероэ в 2011 году были внесены в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. От столкновений между царями и царицами Мероэ и правителями Рима, под чьим игом он оказался, остались остатки римских бань, еще одно свидетельство греко-римского влияния на суданскую архитектуру.

Суданская архитектура в средневековье

В средние века (между 500 и 1500 годами нашей эры) разные христианские королевства сменяли друг друга, например, Мукурия, Нобадия и Алодия. Парадигмой архитектуры этого времени является собор Фераса с его вычурными фризами и настенными росписями. А сырцовый кирпич утвердился как один из основных строительных материалов в Судане. Большая часть останков этих веков была раскопана и задокументирована до того, как они были затоплены в водах озера Насер.

4459ba2b41ab2bcc1da4bf2f732a5d5f.jpg

61ab503219d590ce6594137149dde3bc.jpg

Исламская архитектура в Судане

Наконец, в 16—17 вв. в Южном и Западном Судане были созданы исламские королевства с одновременным принятием населением арабского языка. В это время строятся мечети и исламские школы. А турецко-египетское правление наступило в 1821 году и продлилось до 1885 года. С ним Хартум, нынешняя столица страны, превратился из военного лагеря в региональный городской центр с кирпичными домами, официальными зданиями, новыми мечетями и гробницами важных религиозных лидеров.

587a106b1f32fbd91597eb03da1587a9.jpg

Народная архитектура в зависимости от климата

Как это часто бывает, при строительстве традиционных домов и гражданских построек суданцы исторически полагались на доступные местные материалы. Как мы видели, сырцовый кирпич — это материал, история использования которого насчитывает несколько тысячелетий. Но также использовались такие материалы, как коровий навоз, камень и древесина местных деревьев и других растений. Одной из особенностей народной архитектуры Судана являются стены, украшенные орнаментом с мотивами местной культуры. Это прямоугольные или квадратные дома с плоскими крышами и террасами, удобные для сна в прохладе в самые жаркие ночи в году.

3b9f427ba1670faa389245bad524f4f5.jpg

Этот тип строительства широко распространен в Судане, за исключением его крайнего юга и юго-востока, где из-за сильных дождей целесообразно иметь наклонные крыши. Так, в этих регионах народная архитектура получила распространение в виде круглых хижин с коническими соломенными крышами.

0b46b397d950e70a03a1a7097befe7d7.jpg

Этот тип хижины, или тукул, традиционно строят из глины, травы, стеблей и деревянных палок. Наконец, стоит упомянуть, что различные кочевые и полукочевые народы, которые до сих пор населяют Судан, такие как беджа, баггара, рашайда и другие, создали передвижные лагеря и живут в палатках.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!