Скрыто

Деревянное церковное зодчество – национальный шедевр строительного искусства русин

Подпишитесь на канал

«Я старался не обойти молчанием ни один из тех памятников русского зодчества, которые являются типичными представителями того или иного направления»
Михаил Красовский «Деревянное зодчество». Из Энциклопедии Русской архитектуры.

В своих выступлениях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл много говорит о «русском мире» и «Святой Руси» как общей культурной основе нынешней Белоруссии, России и Украины. Закарпатская деревянная церковная архитектура — еще одно видимое доказательство обширности «русского мира», поскольку обширный ареал русинских церковных деревянных построек охватывает практически всю Подкарпатскую Русь.

d40522f8ef32558450eec5c596f7db85.jpg

Церковь св. Лукаша в селе Трочаны, XV век.

Образцы этого храмового народного творчества также можно встретить недалеко от польского Кракова, на территории Словакии и Чехии, Венгрии и Румынии.

Церкви бревенчатого «топорного рубления» отражают культурно-исторические и строительные традиции основных этнических групп русинского народа: бойковские, гуцульские, лемковские и марамурешские, –и обладают рядом специфических декоративных и технических характеристик, сложившихся с течением времени.

В июне 2013, жемчужины русинского деревянного зодчества – карпатские церкви XVI-XIX веков – единогласно внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО на 37-й сессии Комитета Всемирного наследия организации в заседавшего в столице Камбоджи городе Пномпене. В него вошли 16 церквей, возведенных с XVI по XIX век православными и греко-католическими общинами русинов (Закарпатье) и русинов-лемок (Польша).

К сожалению, заслужившие мировую славу шедевры национального строительного искусства русин практически неизвестны строительному сообществу – белорусским, российским и украинским специалистам в области храмоздательства, да и большинству воцерковленного русинского населения они неведомы.

В настоящей работе авторы попытались хотя бы частично ознакомить читателя с еще одной малоизвестной страницы истории русского деревянного зодчества — церковной архитектурой Карпатского географического региона, а также показать уровень высокого мастерства наших предков, создавших уникальные произведения деревянного зодчества, ставших ценнейшими источниками материальной и художественной культуры русинского народа.

Основной задачей авторов настоящей работы было желание пробудить у читателей понимание красоты произведений деревянного зодчества, чувства уважения к их творцам.

При изложении материала авторы опирались на классический труд академика архитектуры Михаила Витольдовича Красовского «Деревянное зодчество».

c1a60de9f38541202296a0bd1df36936.jpg

Кроме того, были использованы материалы научной монографии О.В. Стародубцева «Церковное искусство».

Историческая справка

Русины – четвертый по численности восточнославянский народ после русских, украинцев и белорусов. Данные о численности русинов колеблются от 1,5 млн до 4 млн.

Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе — русскими (с орфографическими вариантами — руськими, рускими), веру свою — русскою, свой народ и язык — русскими.

В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, , верховинцы, гуцулы, долиняне , лемки, подоляне, покутяне и другие.

Второй этноним населения Карпатской Русируснак. Население Карпатской Руси издавна проживало в соседстве с католиками-поляками. Само слово «руснак» возникло как бы противопоставление этнониму «поляк».

Русины живут во многих странах мира – от США до Австралии, однако их исторической родиной являются Карпаты. В наше время территория, на которой проживают русины, разделена между Украиной, Румынией, Венгрией, Словакией, Польшей. Средоточием русинского народа сегодня можно назвать Закарпатскую область Украины (Подкарпатскую Русь).

Герб и флаг русинов

280c70c39fade650cf3a8d083bb8f40d.png

Русины как особая национальность признаны во многих странах мира, однако на своей исконной земле они не имеют подобного статуса. Авторы настоящей работы не преследуют цель искать причины столь нетолерантной национальной политики со стороны народов, самоубийственно стремящимся в общеевропейское «братство».

Существует прагматичное мнение, что именно русины могли бы стать связующим звеном будущего Восточнославянского союза, к созданию которого мы неминуемо придем, если пожелаем противостоять давлению либерального запада и перенаселенного азиатского Востока. Русины – краеугольный камень нашей будущей консолидации.

Высокий смысл сакральных строений русин

Жизнь многих поколений жителей Подкарпатской Руси так или иначе связана с церковью. Деревянный храм всегда была местом, где русины собирались для молитвы, а также местом, где деревенские мудрецы встречались, чтобы принять решение в трудные времена. В этих церквях столетиями венчали влюбленных, крестили детей, отпевали усопших и праздновали самые светлые праздники.

С церковной башни можно было наблюдать за врагами, а церковный колокол предупреждал людей о пожарах, наводнениях и других несчастьях, надвигавшихся на деревню. Мертвых хоронили вокруг храма в соответствии с иерархией. Во многих церквях сохранились священные книги и рукописи, бесценные иконы, боевые флаги.

Деревянное храмовое зодчество Подкарпатской Руси

Деревянное храмовое зодчество – это одно из самых значимых и великолепных явлений строительной и художественной культуры народов восточно-европейских славян. Древнее строительное искусство русин уходит корнями глубоко в недра истории, создаваемой на протяжении многих столетий их усердным трудом и творческими поисками. 

Эта культура яркая, национальная, незагрязненная посторонним влиянием, она воплотила в себе все величие духа создавшего ее народа. Это и культура общечеловеческая, одарившая историю архитектуры всего мира памятниками художественной ценности.

Бойки и особенности бойковского типа деревянной церкви

Бойки – подкарпатская народность, название которой происходит от особенностей ее языка. Иосиф Левицкий производит это название от слова «бо е», что также переводится как «только».

Численность бойков, или иначе верховинцев, проживавших в Польше и Западной Украине, по данным 1931 года составляла 100 тысяч человек. По результатам последней украинской переписи населения (2001) в Украине, лишь 131 человек назвали себя верховинцами (бойками).

Как и все русины, бойки испытали на себе культурное влияние более сильных соседей. Тем не менее, как отмечает М. Красовский, «несмотря на сильное стремление германцев и мадьяр ассимилировать их с собой, они сумели отстоять свою национальную самобытность, создать и сохранить свой особенный стиль в деревянном храмовом зодчестве, совершенно неповторимый и уникальный».

Бойковская деревянная церковь состоит из трех частей: алтаря, нефы и бабинца. Каждая часть прикрыта отдельной крышей высокой конструкции со многими заломами. В типичной бойковской церкви крыша главного, то есть центрального нефа, поднимается выше, а другие, прикрывающие алтарь и бабинец, строятся несколько ниже и на одном уровне. Как в гуцульских, так и в бойковских церквях колокольни отдельно стоят на определенном расстоянии от самой церкви.

c333be4145a6d2b461ab9229686c5880.jpg

Униатская церковь св. Николая Чудотворца – памятник народной бойковской архитектуры.

Построена в 1763 году народными мастерами в селе Кривка Турковского района (Львовская область). Двор церкви окружен деревянной оградой с резными воротами. Николаевская церковь в плане трехчастная, с квадратными срубами нефа, апсиды и бабинца. В 1930 году перевезена во Львов, сейчас находится в музее народной архитектуры «Шевченковский гай».

Внешне храм села Ужок лишен каких бы то ни было резко бросающихся в глаза наружных украшений, затейливых подробностей – он строен и изящен.

e58381ac6306d94a042ced23056c8175.jpg

Село Ужок. Михайловская церковь. 1745 г.

Силуэт Михайловского храма чрезвычайно живописен, выразительного рисунка, с явным преобладанием горизонтального членения верхов. Широкий скат опасанья, охватывая все здание, придает ему компактный вид и вместе с тем создает органический переход от окружающей среды к основным массам храма, которые вырастают над галереей.

7511bd4cdc804065dcc00187e7b77734.jpg

Церковь св. Михаила Архангела из села Тисовец Сколевского района Львовской области, построена в 1863 году.

Образец бойковского церковного искусства. Состоит из трех отдельных срубов, перекрытых шатровыми верхами. Сейчас находится в музее народной архитектуры «Шевченковский гай» во Львове.

В бойковском типе Церковь состоит из трех прямоугольников приближенных к квадрату, сложенных более широкими сторонами с запада на восток. Этот тип церкви развивался позже увеличением количества ярусов пирамидального накрытия. Далее пирамидальный покров сменялся восьми боковым, который насаждали сначала только на центральную часть, а позже на все три части.

Далее на пирамидальному накрытии появились восьмерки, которые в свою очередь умножались, так что появился сложный тип бойковских строений — от пятиэтажных к шестиэтажным семиэтажным, и восьмиэтажным. Подавляющее большинство бойковских церквей построена в XVIII веке.

Гуцулы и их церковное деревянные зодчество

Гуцулы — это горцы Карпат. Как сообщается в словаре Брокгауза и Эфрона: «Это русское племя, живущее в Карпатах, в восточной Галиции, Венгрии и Буковине. Гуцулы от других русских племен отличаются наружностью, обычаями и нарядами». Они, наравне с лемками и бойками, являются автохтонным населением Карпат, и, хотя их зачастую считают частью украинского народа, около 21400 человек определяют себя именно как «гуцулы».

Основными занятиями гуцулов издавна были горно-пастбищное скотоводство, лесные промыслы и сплав леса по горным рекам. Всегда также были развиты художественные промыслы (резьба и выжигание по дереву, производство кожаных и медных изделий, гончарное и ткаческое искусства).

d38047c5d8335daed020ae64d8691e47.jpg

Неизменно вызывают восхищение гуцульские музыкальные традиции

В частности, народный музыкальный инструмент «тилинка», представляющий собой флейту из орешника или ивы без игровых отверстий; и, конечно, трембита — народный гуцульский духовой музыкальный инструмент, род деревянной трубы длиной до 4 метров, без вентилей и клапанов, обернутый березовой корой.

Гуцульское храмовое зодчество также самобытно и представляет огромный интерес для современных исследователей.

Гуцульские церкви, кроме крестовой планировки, имели свои особенности. Чаще всего были пятисрубными. Средний квадратный сруб переходил вверху в восьмерку, с высоким стежковым покрытием с небольшим заломом (закруглением) вокруг гзимса (карниза).

0a343e85b7936b256e3c34ef4e357972.jpg

Коломыя. Церковь Благовещения Пресвятой Девы (1587 г.).

Над четырьмя другими срубами находилась обычная крыша с фронтонами, как на гуцульских хатах; часто на крыше бывали макушки. Церкви ставили специальные гуцульские мастера.

15f843f464f0d17e5e414bea8696a969.jpg

Яремче. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (1911 г.) и колокольня.

Гуцульская церковь имеет в горизонтальном плане равносторонний крест и размещалась всегда алтарем на восток, а бабинцем — на запад. Низ гуцульской церкви состоял из брусьев, которые стояли на каменном фундаменте. Они были трёх- или пятисрубными; заходили в церковь через крыльцо. Сбоку возле церкви размещалась четырёхугольная колокольня, крытая, как и церковь, гонтом.

Лемки и особенности их церковного зодчества

Лемки — этническая общность, проживающая ныне на территории трех восточноевропейских государств: в Польше, Украине и в Словакии. Обобщенно ареал компактного проживания этой русинской народности принято называть Лемковщина, или Лемковина.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона так определяет данную народность: «Лемки — это часть малорусского населения Карпатских гор, между истоками рек Ропы и Сана, в числе 109 тысяч человек, грекокатолической, то есть униатской церкви. Сами себя они называют просто русинами или русняками». Используемое ныне самоназвание этой народности возникло только в 1831 году. В предисловии к своей «Грамматике русинского языка» галицко-русский поэт и писатель Иосиф Левицкий впервые назвал их «лемками» от использования в их языке частицы «лем», что обозначает «только».

Основой лемковских церквей являются канонические три прямоугольных сруба. Неф всегда был бо́льшего размера. Под влиянием стиля барокко он приобрел форму восьмиугольника; перекрывался балками и сверху — ломаной крышей-палаткой. 

ad66ae4c761762972e2bbd08f5dc82fc.jpg

Православная церковь Св. Михаила Архангела

Построена в 1777 году в с. Шелестово Хустского района Закарпатской области. в традициях лемковской школы архитектуры Сейчас находится в Закарпатском музее народной архитектуры Ужгорода..

Деревянная (дубовые брусья), трехсрубная, трехглавая. Покрыта гонтом. Угловые соединения выполнены врубками в простой замок без остатка. Притвор и неф одной ширины. Верхи восточной части и нефа шатровые с заломами, увенчанные барочными главками.

Над притвором возвышается стройных пропорций башня-колокольня каркасной конструкции с широким подсебитьем, украшенным аркадой голосников вверху. Венчает башню развитая двухъярусная барочная главка с ажурными арочками в основе фонаря. Срубы притвора и нефа окружает опасение на резных столбиках с раскосами.

Характерной чертой лемковских церквей является башня вместо бабинца. Вся церковь обивалась досками и покрывалась гонтом.

Мармарошский тип храмового зодчества

Особого внимания заслуживает регион Мараморош, с которым связано развитие русинских храмов в стиле так называемой «деревянной готики».

7fd88026af809dd4cb012cb6c1a204a4.jpg

Особенность этого региона заключается в том, что в данном венгерском районе в 1910 году проживало более 159 тысяч русинов, или, как говорится в словаре Брокгауза и Эфрона, «преимущественно русского племени и греко-католического (униатского) исповедания».

В годы лихолетий XX века регион Мараморош был разделен между современной Румынией и Подкарпатской Русью (Тячевский, Раховский, Хустский и Межигорский районы Закарпатской области), ставшей в 1945 году частью Советской Украины.

Марамуреш – легендарный край, расположенный на севере Румыний, окруженный холмами и горами. Визитной карточкой этого прекрасного края является отменное мастерство ремесленников и богатая культурная жизнь местного населения.

В Марамуреше существует непрерывная традиция деревянной архитектуры.Изумительная марамурешанская резьба по дереву уже давно обрела заслуженную славу и впечатляет гостей этого региона. Пиком искусства марамурешанских мастеров являются одни из самых интерестных культовых сооружений в мире – деревянные церкви.

8 деревянных церквей области Марамуреш включены ЮНЕСКО в число памятников Всемирного наследия. Все были построены в XVII и XVIII веках, но они несколько различаются архитектурным стилем.

1f204a984a3475aa8b299eaf215bc317.jpg

Старейшая деревянная церковь в Марамуреш Церковь Св. Параскевы в Поиениле Изеи была построена в 1604 году.

Внутренне пространство церкви было расширено в XVIII веке, а полностью расписана она была в 1794 году.

Развитие в этой области деревянной храмовой архитектуры проходило под сильным влиянием «деревянных культовых построек соседней румынской Трансильвании и недалекой северо-восточной Венгрии», в результате чего и сложился уникальный стиль мараморошской «деревянной готики»

b0512f2e0b248e8e065b5be1c2b72921.jpg

Деревянная церковь старого монастыря Бырсана

Храм посвящен «вхождению Пресвятой Богородицы в церковь» и был построена в 1711 году в местечке под названием «волосы монаха» (Părul Călugărului) местным священником, вместе с его сыновьями и жителями села, чтобы поблагодарить Бога за защиту во время чумы.

Примерно в 1739 году церковь была перенесена в долину реки Иза на кладбище, появившееся в 1717 году после битвы с татарами. Во второй раз церковь была перенесена в 1795 году в центр кладбища погибших во время чумы в 1742 году.

Затем интерьер церкви был расписан под влиянием стилей барокко и рококо художником Ходором Тоадером (Hodor Toader). Здесь можно увидеть сцены из Библии, Страшного Суда, Ветхого Завета и «Страстей Иисуса Христа». К сожалению, часть картин была сильно повреждена и не сохранилась до наших дней. Но все же сейчас мы можем увидеть то, что удалось сохранить.

Мармарошской неоготикой принято считать группу деревянных церквей в готическом стиле, находящихся преимущественно в исторической области Мармарош.

9f39bdada7744de7c932d4a64a6dc713.jpg

Яркой чертой по которой можно отличить готические церкви Мармароша является особый тип крыши храма. Декоративная копьевидная башенка вытянутая вверх, увенчивается вверху крестом. Вокруг башенки размещались еще 4 башенки поменьше.

Деревянные храмы Словацких Карпат

Карпатские деревянные церкви - это название объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, который состоит из девяти деревянных религиозных зданий, построенных между 16 и 18 веками в восьми разных местах Словакии.

К ним относятся две римско-католические (Хервартов, Тврдошин), три протестантские (так называемые суставные церкви в Хроншеке, Лештинах, Кежмароке) и три греко-католические церкви (Бодружал, Русская Быстра, Ладомирова) плюс одна колокольня в Хроншеке.

В дополнение к этим церквям на территории современной Словакии есть еще около 50 деревянных церквей, в основном в северной и восточной части региона Прешов.

Субъектом нашего внимания, естественно, являются греко-католические храмы Словакии.

Греко-католическая церковь Святого Николая в Бодружале, построенная в 1658 году, состоит из трех соединенных между собой частей квадратной формы по оси восток–запад с 3 башнями (самая большая с колоколами), увенчанными маленькими луковичными куполами и железными крестами.

5d1dce994debf65748b30c73c9fd4a20.jpg

Греко-католическая деревянная церковь Святого Николая в Бодружале

Художественно он принадлежит к народному стилю барокко. Церковь окружена кладбищем, стеной и колокольней 19 века. До сих пор сохранились некоторые настенные росписи 18 века, а также иконостас и другие иконы того же века. Ц

b3ee3d142039bfd31333ce6b440a1ab3.jpg

Греко-католическая деревянная церковь Святого Николая в Русской Быстре

Церковь Святого Николая в Русской Быстре, построенная в начале 18 века, имеет всего 2 башни, а форма ее почти идеальной геометрической крыши напоминает традиционные крестьянские дома. Интерьер с религиозными артефактами также восходит к 18 веку.

b410eb2551e4b0d4074248487f35e6ad.jpg

Греко-католическая деревянная церковь Архангела Михаила в Ладомирове

Церковь Архангела Михаила в Ладомирове, построенная в 1742 году без единого гвоздя, в основном имеет тот же дизайн, что и церковь в Бодружале, включая ее окрестности (стена, кладбище, колокольня).

Основные выводы

  1. Необходимо констатировать, что наряду с широко известными центрами деревянного храмового зодчества Карелии, Русского Севера и Восточной Сибири у «Святой Руси» был, есть и наверняка будет, пока малознакомый регион массового применения сакральной деревянной архитектуры- Подкарпатская Русь.
  2. Мировое сообщество под деятельным влиянием восточно-европейских государств: Словакии и Чехии, Венгрии и Польши в июне 2013 года решением 37 сессии ЮНЕСКО единогласно внесло жемчужины русинского деревянного зодчества – карпатские церкви XVI-XIX веков – в список мирового культурного наследия.
  3. Уже добрый десяток лет русинское национальное сообщество даже не пытается систематизировать разрозненные данные об этих шедеврах национального строительного искусства в отдельном научно-популярном издании, доступном любознательному читателю, в особенности подрастающему молодому поколению русин и всем воцерковленным людям.

А ведь деревянные постройки тленны и более того – легко возгораемы. Только во второй половине XX века, и за двадцать лет нынешнего века безвозвратно утрачен огромный пласт традиционной русинской культуры деревянного зодчества, уцелевший лишь в нескольких храмах находящимся под покровительством ЮНЕСКО.

Промежуточное заключение

Основная черта характера церковной жизни — это стремление к духовности, к прекрасному и спасению мира. Деревянное сакральное зодчество являются основой духовной культуры славянского рода – прародителей Святой Руси: Белоруссии, России, Украины и русинской национальной агломерации. Это шедевры народного зодчества и уникальная память культовой архитектуры, которая развивалась и формировалась еще в древние времена.

Национальная культовая архитектура русинских деревянных храмов не только восхищает своим великолепием, но и удивляет гармонией деталей и элементов, которые переплетаются в архитектурных направлениях.

C давних времен, рубленные деревянные постройки Карпат развивались в основном в горах и бескрайних лесах, где оседали славянские племена переселенцев. И естественно, при строительстве деревянных церквей, в их формах и деталях отображали самобытность и народность того цивилизационного периода.

Деревянные храмы это не только памятники архитектуры, но и неотъемлемая часть православной культуры русинского народа, которые являются сокровищницей Подкарпатской Руси, которая позволяют не только заглянуть в прошлое восточно-европейских славян и рассказать о ее подлинности, но и направить русин к светлому будущему.

К великому сожалению уходит в небытие культура создание образного строя сооружений из дерева; разрушаются вековые традиции в строительстве не только сакральных, но и жилых построек; на глазах исчезает национальная культура обработки дерева; практически утрачены смелые конструкторские и инженерные приемы, увеличивающие долговечность деревянных построек; под маркой общедоступного дизайна исчезает и высокая культура ландшафтной архитектуры.

Михаил Куцин

Борис Скупов

_________________________________________________________________________________________________________________________

Литература:

  1. Ю.С. Рябцев, С. И. Козленко История русской культуры, Владос, 2003
  2. В.Г. Маранцман. Человек и культура, Санкт- Петербург, 2000
  3. М.В.Красовский. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. САТИСЪ. Санкт-Петербург 2002.
  4. Я.В.Малков Древнерусское деревянное зодчество. М.: ИД Муравей. 1998
  5. А.В. Ополовников, Е.А. Ополовникова. Дерево и гармония. Образы деревянного зодчества России, «Ополо», 1998.
  6. О.Е. Стародубцев. Русское церковное искусство
  7. Источники Интернета
  8. Русинский Мир. Официальный Сайт - https://rusinskiimir.ru/

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!