Строительство как система общественных взаимоотношений

Подпишитесь на канал

Г.А. Соболев, архитектор, член Союза Московских Архитекторов, доцент МАРХИ, к.э.н.

Уже ранние постройки, возводимые человеком, несли в себе отражение восприятия мира. Юрта как образ неба, символика движения солнца в архитектуре русской избы, образ корабля предков в жилищах индонезийцев — все это модели микрокосмоса, созданного воображением человека.

e523fa569c37caa4bc8b247b06a8e36f.jpg

От строительства к зодчеству

Необходимость постоянного жилья всегда требовала выработки типовых, легко воспроизводимых решений с применением местных материалов. Развитие институтов общества, формирование религий привело к появлению храмов, для возведения которых общество совместно затрачивало значительно большие ресурсы, чем для строительства жилых зданий. Усложнение архитектурных объемов требовало отдельных специальных знаний, носителем которых стал зодчий, объединивший в себе функции архитектора и руководителя строительства.

Одно из наиболее ранних упоминаний о такой профессии дошло до нас из Египта: на одной из сохранившихся досок изображен архитектор с мерилом в руке. Известны нам и имена древних заказчиков — фараонов Египта. Зодчий, имевший в Египте статус, близкий к жреческому, с одной стороны, выполнял волю фараона, с другой — строил здания, посвященные богам.

В Древней Греции, с развитием городов-республик, заказчиком архитектора становился зачастую весь полис. На средства, собранные гражданами, строились храмы, укрепления, общественные здания. Сохранились записи о строительстве многих сооружений, в которых перечисляются условия выполнения работ, материалы к применению, приводятся сметы, указывается количество рабочих.

Существовала традиция, по которой условия подрядов на значимые общественные здания высекались на камне и устанавливались для всеобщего обозрения. Притом, что сметы подавались подрядчиками достаточно подробные, обычным условием подряда были дополнительные расходы, которые невозможно учесть сразу, но которые не должны были превышать 25% от суммы подряда.

Сохранились письменные отчеты о ходе строительства Парфенона. В них указаны объемы выполненных работ, имена подрядчиков по отдельным видам работ, объемы материалов, суммы зарплат рабам, которые зачастую были высококвалифицированными рабочими и художниками и отличались от других работников только ограничением в свободе передвижения и отсутствием права голоса в Афинской республике.

Как во многих других областях деятельности, в области строительства в Греции были разработаны организационные принципы, действующие и поныне: система отношений заказчика и подрядчика, подрядчика и субподрядчика, система финансовой отчетности и договоров. Часто архитектор в Греции отвечал за все вопросы, связанные со строительством.

Эта система была унаследована и развита в Древнем Риме. Но именно в Древнем Риме появляется большое число частных заказчиков, соревнующихся в богатстве собственных дворцов и вилл. Если в Древней Греции наиболее почетным было вложение частных денег в общественные здания, как, например, это сделал Перикл, достроив на свои средства Афинский Акрополь, то в Риме эпохи императоров огромные средства расходовались на частное строительство, начиная с дворцов императоров и заканчивая виллами для отдыха в Помпеях.

Строительная деятельность римлян охватывала огромную территорию империи. Квалифицированных кадров не хватало, желание сэкономить на профессионалах-строителях и архитекторах зачастую вело к плохому качеству строительства, о чем пишет древнеримский архитектор Витрувий в своем трактате — одной из древнейших книг по архитектуре, дошедших до нас полностью.

О высоком уровне организационных способностей римлян свидетельствует хотя бы тот факт, что храм Св. Софии в Константинополе был построен всего за 5 лет. После распада Римской империи и освоения Европы германскими племенами масштабы строительства сокращаются до объемов, сопоставимых с объемами, осваиваемыми небольшой строительной бригадой.

С распространением христианства по Европе прокатывается волна строительства небольших храмов, заказываемых христианскими общинами. В это время формируются многочисленные кочующие бригады строителей, которые в XI–XII веках доходят и до Руси.

Русь деревянная

Известно, что для строительства некоторых каменных храмов Новгорода Великого приглашались архитекторы из Европы. В то же время на Руси существовала своя традиция строительства из дерева. Благодаря обилию этого материала и простоте его обработки крестьяне традиционно строили дома себе сами, зачастую с помощью соседей.

Лишь более зажиточные нанимали бригады плотников. В основном мобильные строительные бригады выполняли заказы на возведение храмов из дерева. Одной из наиболее ранних построек такого рода, о которых до нас дошли достоверные сведения, была Десятинная церковь в Киеве. Обычно в строительную бригаду входил и зодчий. Он определял план и объем строения.

От более позднего времени сохранились договоры на строительство — так называемые «порядные», в которых точно указывался объем и сроки работ. Объем работ измеряли по количеству рядов и размеру бревен — отсюда и название документа.

На Руси строителям приписывались магические качества. Существовал традиционный обрядовый порядок закладки и возведения дома, сопровождаемый угощением строителей. Обиженные плотники могли бросить работу или сделать так, что законченный дом быстро оказывался нежилым — из-за течи в кровле, непонятных шумов или неприятного запаха.

Сохранилось множество языческих примет, связанных с деревянной избой. При освоении Русского Севера новгородцами сначала функции христианского храма выполняла именно изба, и лишь потом, на деньги уже обосновавшейся общины, строился деревянный храм.

Временные бригады строителей, которые сами задумывали и реализовывали строительный объем, существовали на Руси, а потом и в России, всегда.

3288d50925b1b7abc49ae57a76d00dd3.jpg
1. Летний шатровый храм в д. Филипповская на Почозере в Архангельской области. Пример храмового строительства на Русском Севере XVIII века в период классической архитектуры в Москве и Санкт-Петербурге. Традиции плотничества возрождаются на Севере, в том числе и благодаря усилиям реставраторов.

Эта традиция сохранилась и до наших дней, в то время как в Европе с ее высокой плотностью населения, а потому и с легкостью контроля за любой деятельностью, уже к XVII веку исчезают свободные бригады строителей и происходит разделение по специализации. Система земельного права, кадастровые планы формируются в Европе уже в Средние века, а к началу XVIII века подробный архитектурный проект становится нормой.

Европейская практика была перенесена в Россию Петром I, но применялась в основном в больших городах и при строительстве промышленных сооружений. Климат и природные ресурсы определили характер организации строительства.

В XIX веке в Санкт-Петербурге строительные работы выполнялись сезонными рабочими из крестьян. Известный подрядчик по штукатурным работам Антонов, происходивший из крестьян Ярославской губернии, нанимал на лето своих земляков из с. Крестцово на Волге и соседних деревень. О качестве работ, выполнявшихся простыми крестьянами, говорит сохранившийся в избе Антонова лепной штукатурный потолок, которому около ста лет. (Интересно, что в некоторой степени такая модель организации и привлечения строительной силы сохраняется и сейчас.)

Поскольку штукатурные работы выполнялись только в теплый период, то в каждом четвертом доме в селе оставался мужчина, который обрабатывал поля соседей, уехавших на заработки, и следил за их хозяйством. Весной, в период половодья, на Волге все село занималось вязкой плотов из леса, который зимой выкатывался на лед выше по течению реки и по высокой воде направлялся вниз, до Нижнего Новгорода и Астрахани.

Государственный тоталитаризм и частная «халтура» советских времен

В советский период активная индустриализация страны потребовала новых организационных подходов. После упадка строительства в середине 1920-х годов и одновременного всплеска архитектурных идей русского конструктивизма, сталинский Советский Союз начинает активные инвестиции в строительство. Жесткие организационные меры, использование труда заключенных, тотальный контроль со стороны партии и органов госбезопасности привели к разработке целой системы государственного нормирования в строительстве, которая, с одной стороны, обеспечивала его качество, а с другой — защищала проектировщиков и строителей от произвола зачастую необразованных руководителей. 

В этот период пишется множество учебников и справочников, рассчитанных на малограмотных учеников рабфаков. Над их созданием работают многие инженеры и архитекторы дореволюционной культуры, они составляют схемы и таблицы, позволяющие без расчетов принимать конструкторские и планировочные решения.

a5f68c4595bcbf95fbd808932cd74fd1.jpg

 Государством строятся дачи для партийной элиты и приближенных деятелей культуры и науки, для этого сохраняется юридическая форма строительного кооператива или ведомственного жилья. С коллективизацией начинается распад деревни. Часть крестьян уходит в города, наиболее крепких раскулачивают.

В деревнях также замирает частное строительство в его дореволюционном понимании. Храмы и часовни превращаются в склады и моторно-тракторные станции. Свобода строительства на некоторое время сохраняется только в отдаленной глубинке. Например, на Кенозере (Архангельская область) последняя часовня была построена в 1926 году.

При этом в селах и деревнях продолжается индивидуальное традиционное строительство, но в иной правовой форме. Во многих малых городах и селах большая часть традиционных частных домов появились в период НЭПа и процесс индивидуального строительства продолжался до войны параллельно со строительством малоэтажных многоквартирных деревянных домов. 

Многие ведущие архитекторы разрабатывают альбомы проектов индивидуальных и блокированных домов для села с традиционными мотивами, но эти дома строятся на выделяемые колхозами, лесхозами и сельскими предприятиями средства. Например, в городе Мантурово костромской области сохранились несколько улиц таких рубленных изб на одну и две семьи, построенных с 1935 года для семей сотрудников фанерного завода. Но, собственником этих домов было уже государство в лице организации или местной администрации, которое передавало жилье в бессрочное пользование гражданам.

Единственным заказчиком в стране становится государство.

Частное строительство на короткий период возобновляется после Великой Отечественной войны, в 1945 году, когда вернувшиеся с фронта солдаты восстанавливают свои и чужие дома в деревнях. В основном же жилье на селе и в городах строит государство, а граждане получают его в бессрочное пользование.

Новый официальный запрет на частное строительство для постоянного проживания появляется при Хрущеве, когда частным образом гражданам с городской пропиской разрешается строить только ограниченные по площади летние дачные домики без права прописки в них. Возможность покупки или строительства личного дома для постоянного проживания на селе сохраняется для врачей и учителей,  работающих или ушедших на пенсию. Возможность строительства частного кооперативного дома на личные средства сохраняется как привилегия для отдельных членов партии, творческих и научных деятелей. Для советских архитекторов эти заказы часто единственная возможность творчества без контроля со стороны государства. Появляется понятие «халтура», то есть работа, выполняемая частным образом в свободное от работы время, так как в соответствии с законом все архитекторы трудоустроены в проектных организациях. Строят по этим проектам-«халтурам», в основном «шабашники» — люди неопределенной специализации. Часто используются украденные с госстроек строительные материалы.

Строительство эпохи перестройки

Появление официального частного заказа, а с ним и частных архитектурных и строительных компаний, связано с началом перестройки и законом о кооперативах, фактически легализовавших частную производственную деятельность. Переход от «халтур» и «шабашек» к относительно устоявшейся системе отношений «заказчик–проектировщик–строитель» на частном уровне почти закончился к середине 1990х, что связано с постепенной легализацией и стабилизацией рынка строительных услуг.

Но, что удивительно, благодаря существовавшему в советский период в строительстве тотальному контролю государства — с одной стороны, а с другой — почти партизанской частной практике, в современной России сохранилась традиция подвижных строительных бригад, характерная для Средних веков.

В этом есть свои плюсы и минусы. Часто рабочих в таких бригадах связывает родство или дружба, что ведет к их большей сплоченности и заинтересованности в работе. Много строителей приезжает из бывших союзных республик. Так, бригады из Закарпатья часто формируются из одной православной общины. Распространены такие бригады на Русском Севере, где возрождаются традиции русского деревянного зодчества.

Многие подобные бригады выполняют свою работу добросовестно, в меру своего профессионализма. Их противоположностью являются бригады, использующие дешевый труд неквалифицированных рабочих. Обычно их постоянными членами являются два-три профессиональных строителя или организатора; остальные рабочие привлекаются по мере необходимости. Ротация кадров в таких бригадах очень высокая, часто рабочих берут на короткий срок, а потом выгоняют без оплаты.

Соответственно, ожидать высокого качества строительства не приходится. Наличие у подобных бригад юридического лица и лицензии также не является гарантией качества выполнения работ. В то же время услуги профессиональных строительных компаний, которые должны выплачивать достойную зарплату квалифицированным строителям и нести высокие накладные расходы, оказываются доступны лишь небольшому проценту заказчиков.

Другой тип современных российских строительных компаний — компании-изготовители типовых домов. Их услуги доступны более широкому кругу заказчиков, а качество их работы в значительной степени зависит от производственного оборудования и степени проработки проекта, а также от квалификации проектировщиков, адаптирующих типовой проект под нужды конкретного заказчика.

На рынке проектирования также уже сформировалось несколько типов компаний. В бывших государственных проектных институтах по-прежнему процветает «халтура», выполняемая силами сотрудников в свободное от основной работы время. Но к нынешнему времени от советской структуры этих проектных институтов уже мало что остается, они или полностью распались или стали частными коммерческими. На рынок малых частных заказов пришли студенты архитектурных и строительных вузов. С точки зрения грамотности проработки эти проекты очень различаются и зависят от добросовестности и опыта автора. Все же, насыщенность рынка и информацией и материалами сильно отличается в лучшую сторону от времени до середины 90х годов, и возможности для создания качественной архитектуры и интерьеров распределены более равномерно по всей территории России

Однако авторская узнаваемая архитектура рождаются в основном в частных архитектурных бюро среднего размера . Среди них уже выделилась группа лидеров, занимающих нишу эксклюзивных заказов.

Третий тип проектных услуг — это проектные бюро, созданные при строительных компаниях и фирмах, торгующих материалами и предметами интерьера. Здесь уровень проектов очень неровный, поскольку при их разработке учитываются в первую очередь финансовые интересы «материнской» компании, и подобные проектные подразделения используются только как дополнительный инструмент для привлечения заказчиков и сокращения сроков строительства. Отдельные виды проектных работ выполняют также компании-поставщики строительного оборудования. Иногда крупные девелоперские компании приглашают архитекторов "с именем" для создания узнаваемого образа объекта, но крайне редко таким архитекторам удается довести работу "до звона" - чаще всего из-за финансовых ограничений и  волатильности рынка.

5d1c87b155b9a12184b2ba160a95711b.jpg
2–4. Пример работы современной плотницкой бригады на Кенозере в Архангельской области. Плотники — О. Поршнев, В. Глушевский, В. Дружинин, Д. Балакирев, Н. Шишкин. Результат на фото 10 

c7380a6ddf22f517012a913177b43b82.jpg

Строительство — это сотворчество

Процесс строительства частного дома — это, в первую очередь, процесс общения заказчика, архитектора и строителей. В одиночку можно построить шалаш или охотничью избушку. Даже самый примитивный дом на семью требует участия нескольких человек. И потому строительство — это процесс совместного созидания, сотворчества, в него всегда вовлечено много людей, все происходящее на стройке оказывается тем или иным образом зафиксировано в самом строении и в памяти всех участников строительства.

Жилище всегда было отражением взглядов человека, как бы его второй, очень просторной одеждой. Практически в любой мировой религии сохранились истории о строительстве. В исламе авторитет пророка Мохаммеда возрос после того, как он помирил несколько спорящих родов при строительстве Каабы. В Ветхом Завете сохранились истории о строительстве дома Адама, Вавилонском столпотворении, Ноевом Ковчеге, храме Соломона. В буддизме храм — это мандала, развивающаяся как пространственная модель. В синтоизме — перестраиваемый каждые 25 лет храм Синто — совместное и регулярное действие, позволяющее передать опыт одного поколения другому. В современной «религии капитализма» небоскреб символизирует организационные и финансовые способности, и это его символическое содержание еще более усилилось после трагедии 11 сентября 2001 года.

Любые конфликтные ситуации, возникающие в ходе строительства, негативно сказываются на его качестве и сроках — это факт, известный со времен Вавилонского столпотворения. Ибо в основе конфликта — непонимание друг друга, разговор «на разных языках».

В разных странах существуют различные нормативные документы, определяющие, что и как строить. В Советском Союзе за 73 года его существования была выработана уникальная система нормативных документов, в которых можно найти ответ на практически любой вопрос, возникающий при проектировании или строительстве.

К сожалению, привычка решать вопросы на стройке не в духе сотрудничества и принятия решений на основании нормативной документации, а на уровне эмоций и самодеятельности, ведет к развитию конфликтных ситуаций. Это может происходить и в результате ошибок, допущенных какой-либо из сторон, участвующих в строительства, а может быть и результатом умысла, ведущего к чьей-либо выгоде за счет других сторон. Эти проблемы подробно рассмотрены в таблице в конце текста.

3a517d83c29c796203c8761c674d4399.jpgc6d7f067ae98640f6a77985810881272.jpg

Дом, спроектированный для Евгения Касперского, эксплуатируется уже более 10 лет и разработанная стабилизированная система естественной вентиляции показала на практике свою эффективность, обеспечивая устойчивые воздушные потоки для вентиляции жилых помещений без затрат на энергию для электромеханической системы побуждения движения воздуха и её эксплуатацию (в силу отсутствия её как таковой в жилой части дома)

Кроме того архитектура кровли придала дому узнаваемый образ, сохранив функциональность подкровельного пространства.

Более подробно об этой системе вентиляции будет рассказано в другой статье. 

5fa6dc3dd15e1b2b522cbcc381bd3ac7.jpg

__________________________

Ниже в таблице приведён список типичных ошибок и их последствий на всех этапах от проекта до завершения строительства.

b7b35b8fcfa2877dc642aaa57fd8874e.png0d1749b0232a6b39a3361c2206c7192d.pngdd0b273f4148c6c3b54551edab8f5a5f.png

e106e4e9917e0604fca54f10344b45a9.png745fa142fc119a87dad1459c36563f13.pnga8f035aefe68c566121a62efea1fe425.png

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!