Стабильность, честность, открытость. Чем привлекает своих участников СРО Союз «МООСС»

Подпишитесь на канал

АО «Спецмашмонтаж» – одно из ведущих и старейших предприятий страны в сегменте специального строительства на космических, оборонных и специальных государственных объектах. Сложность и ответственность подобных работ предполагает особые профессиональные компетенции руководства и высокий профессионализм сотрудников компании. Не менее важным остается выбор саморегулируемой организации, которая призвана обеспечивать качество и безопасность объектов строительства и защищать интересы своих участников. Об опыте участия в СРО рассказывает генеральный директор АО «Спецмашмонтаж» Анатолий Костин.

7954fb9fd9abde0b63179af0dfe13409.jpg

– Анатолий Сергеевич, АО «Спецмашмонтаж» имеет многолетнюю историю. Каковы основные вехи становления, что сегодня собой представляет компания?

– Трест «Спецмашмонтаж» был образован в 1957 году как специализированная организация для выполнения работ по монтажу основного технологического оборудования и связанных с ним конструкций на объектах Министерства обороны, космических комплексах и специальных государственных объектах. В 1966 году коллектив Треста «Спецмашмонтаж» был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1983 году – Орденом Октябрьской Революции, а в дальнейшем многократно награждался переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

В 1993 году Спецмашмонтаж был реорганизован в акционерное общество. Несмотря на все трудности коллектив не только выжил, но и расширил направления деятельности. Так, в 90-е годы Спецмашмонтаж участвовал в работах по модернизации, ремонту и восстановлению объектов РЛС «Дон» и РЛС «Волга», ремонтно-восстановительных и пусконаладочных работах на космодромах Плесецк и Капустин Яр, был задействован на монтаже металлоконструкций, технологического оборудования и трубопроводов объектов в Московской области. 

В числе наукоемких производств в эти годы следует отметить демонтаж в Москве и перевозку в Республику Коми технологического оборудования линии изготовления древесно-волокнистых плит на Жешартский фанерный комбинат. Значительный объем работ по монтажу технологического оборудования и трубопроводов выполнен на Ярославском нефтеперерабатывающем заводе – японской установки глубокого крекинга.

В настоящее время компания выполняет полный комплекс строительно-монтажных работ, включая монтаж оборудования, металлоконструкций и трубопроводов, проведение пусконаладочных работ на специальных объектах в рамках государственных оборонных заказов; самостоятельно осуществляет полный цикл производства грузоподъемного оборудования – мостовых и козловых кранов, специальной оснастки, металлоконструкций от этапа проектирования и разработки конструкторской документации до осуществления сервисных работ; выполняет диагностику и экспертизу промышленного оборудования и систем, контроль сварных соединений неразрушающими методами.

– 2008 год стал своеобразной вехой в строительной отрасли, поскольку она перешла на саморегулирование. Как оно изменило рынок?

– Принципиальное отличие саморегулирования от лицензирования заключается в том, что строительная отрасль должна постоянно адаптироваться к меняющимся условиям среды. При лицензировании такой механизм адаптации просто отсутствует – так же, как и должный уровень контроля деятельности организаций.

В свою очередь саморегулирование позволяет комплексно решать вопросы квалификации специалистов, ответственности организаций за причинение вреда третьим лицам и при выполнении договорных обязательств, нормативного регулирования, оперативного реагирования на конъюнктурные изменения в целом. Так, организации-члены СРО получили возможность влиять на развитие строительной отрасли через выработку консолидированных решений, которые потом транслируются в органы государственной власти, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Российский союз строителей. В конце концов, появилась система материальной ответственности членов саморегулируемых организаций за качество работ. Все это благоприятно влияет на конечный результат уровня качества и безопасности объектов капитального строительства.

– Как для АО «Спецмашмонтаж» происходил переход от лицензирования к саморегулированию?

– Безболезненно. Высокая квалификация специалистов, работающих в АО «Спецмашмонтаж», постоянный анализ законодательных изменений, предварительная работа по выполнению требований членства в саморегулируемых организациях – все это положительно сказалось на выполнении условий членства.

Наш выбор был очевиден – это СРО Союз «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» и СРО Союз «Межрегиональное объединение проектных организаций специального строительства». Во-первых, АО «Спецмашмонтаж» исторически работает в отрасли специального строительства, так что в пользу нашего выбора было еще и то, что наши основные заказчики в то время уже вступили в ряды этих СРО. А во-вторых, эти СРО были первыми в строительной отрасли и соответственно были первыми зарегистрированы Ростехнадзором, что свидетельствовало об общем профессионализме организаций.

– Какие вы видите преимущества членства в СРО Союзе «МООСС», учитывая, что это сотрудничество длится уже порядка 15 лет?

– Прежде всего, у нас никогда не возникало никаких опасений, связанных с приостановлением деятельности СРО и потерей средств из компенсационных фондов. Это объясняется высокой квалификацией руководства Союза и профессионализмом членов организации. Кроме того, среди членов МООСС такие крупные компании как АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», что свидетельствует об общем высоком уровне доверия СРО. Стабильность, честность, информационная открытость, профессионализм и высокие компетенции, неукоснительное осуществление контроля деятельности ее членов – вот основные преимущества СРО Союз «МООСС».

– В 2017 году вступил в действие Федеральный закон №372-ФЗ, предусматривающий региональный принцип объединения организаций в СРО. Какие вы видите положительные и отрицательные последствия его действия?

– Основная причина введения этого принципа заключалась в невозможности осуществления нормального контроля деятельности членов СРО. До ведения этого закона многие строительные компании, зарегистрированные на территории одного субъекта РФ, состояли в СРО, зарегистрированных в других регионах. Контроль в большинстве случаев осуществлялся формально, либо не осуществлялся вообще. У саморегулируемой организации должна быть реальная возможность провести проверку в отношении строительных компаний, поэтому этот принцип и был введен на законодательном уровне.

Тем не менее, на мой взгляд, механизм отраслевого регулирования, действовавший до вступления в силу Федерального закона №372-ФЗ, все-таки стоило сохранить для определенных отраслей: атомной, электроэнергетической, специального строительства под нужды Министерства обороны и т. д., так как интеграция компаний данных отраслей носит отраслевой характер и это имеет первостепенное значение.

– В 2022 году вступила в действие независимая оценка квалификации (НОК). Есть ли опыт ее прохождения у специалистов АО «Спецмашмонтаж»?

– На сегодня пять наших специалистов, осуществляющих организацию выполнения работ по строительству, включены в Национальный реестр специалистов в области строительства. У каждого имеются действующие удостоверения о повышении квалификации, поэтому сейчас нет острой необходимости в НОК. Однако подготовка уже ведется, и в этом нам оказывает помощь МООСС. В частности, эксперты Союза консультируют наших специалистов, подробно разъяснения порядок проведения НОК, информируя о центрах НОК, сроках поэтапного прохождения независимой оценки.

Отдельно хочу поблагодарить МООСС за налаженное сотрудничество с НОУ ДНО «Центральный межведомственный институт повышения квалификации» в части обучения сотрудников членов МООСС, что позволило многим из них пройти повышение квалификации и подать документы на актуализацию сведений в НОСТРОЙ еще до вступления Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 447-ФЗ (в части внесения изменения об обязательном прохождении независимой оценки квалификации).

– Сейчас экономика и строительная отрасль находятся в сложных условиях. Какие проблемы требуют консолидированного решения профессионального сообщества через институт СРО?

– Одна из актуальных проблем – перекосы в ценообразовании. Дело в том, что Минстрой России разрабатывает индексы пересчета от базовых цен 2001 года с расшифровкой по статьям затрат. Проектные институты Минобороны также разрабатывают сметную документацию и проходят экспертизу в базовых ценах.

Соответственно заказчики (Министерство обороны) при заключении госконтрактов при расчете цены контракта применяют те индексы, которые были на момент прохождения экспертизы с учетом индексов инфляции Росстата, а не текущие индексы Минстроя. Тем самым стоимость строительства изначально занижается. В результате финансовых средств на стройку не хватает, бюджетные строительные организации Минобороны показывают отрицательные финансовые показатели. Поскольку они являются головными подрядными организациями, то накапливают задолженность перед субподрядчиками, тем самым вгоняя их в убытки вплоть до банкротства. Затем Министерство обороны меняет структуру ФГУПов – старые закрывает, открывает новые, а субподрядчики остаются с положительными судебными решениями по долгам, но без денег.

Еще одна проблема – поздние сроки заключения государственных контрактов в рамках Гособоронзаказа. Чтобы компенсировать временные потери при выполнении государственной программы вооружения и в соответствии с поручениями заказчиков, подрядные организации начинают заблаговременно разворачивать работы и закупать материальные средства еще до заключения договоров. При заключении контрактов навязывается выполнение работ независимо от авансирования. Ответственность за срыв полноты выполнения обязательств по договорам (количества, качества, объемов и сроков выполнения работ) перекладывается на исполнителей строительных работ независимо от полноты и своевременности финансирования, а с 2022 года – вплоть до уголовной (УК РФ Статья 201.2).

Также следует обратить внимание на систему кредитования уполномоченными банками исполнителей Гособоронзаказа. На сегодня она несет для компаний некомпенсируемые издержки и высокую вероятность непогашения кредитных обязательств с отдельных счетов в соответствии с п.2 ст. 8.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ. Считаем, что такая система применима только после оформления договорных обязательств в рамках государственных контрактов.

Отдельно стоит отметить дефицит квалифицированных рабочих строительных специальностей, сложность сохранения кадрового потенциала организации в нестабильной экономической среде, недостаточную эффективность механизма поиска персонала рабочих профессий на специализированных сайтах по подбору персонала. Кроме того, имеется проблема недоверия кандидатов из-за несоблюдения требований трудового законодательства и нарушения договорных условий по опыту работы у других работодателей.

Новые экономические условия в стране и геополитическая реальность внесли другие существенные коррективы в деятельность всех представителей строительной отрасли. Так, существенно возросли издержки значительного удорожания строительных материалов; ряд производителей приостановили или переориентировали отгрузки стройматериалов и оборудования; санкционное давление на строительную отрасль и нарушение логистических цепочек значительно затрудняет и повышает расходы на содержание, ремонт и обновление производственных фондов. Очень надеюсь, что в скором времени совместно с СРО, Минстроем России и Правительством РФ мы успешно решим перечисленные выше проблемы.

– Одно из основных направлений деятельности СРО МООСС – обеспечение безопасности и качества объектов капитального строительства. На ваш взгляд, справляется ли Союз с этой задачей?

– Конечно! Этому свидетельствует, с одной стороны, успешная деятельность СРО МООСС – количество членов, отсутствие замечаний со стороны контролирующих государственных органов, а с другой – профессионализм его участников. Наряду с выполнением возложенных функций, СРО МООСС активно работает в составе НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства, тесно взаимодействует с органами государственной власти.

Желаю СРО МООСС и впредь справляться со всеми задачами, дальнейшей успешной работы по обеспечению безопасности и качества объектов капитального строительства в целом, устойчивого финансового состояния, надежных перспектив и уверенности в завтрашнем дне!

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!